Папки-передвижки

Дети-инофоны в ДОУ

Марина Асташова
Дети-инофоны в ДОУ

Выступление на тему: «Дети-инофоны в ДОУ»

Асташова М. А., воспитатель

В настоящее время жители бывших стран СНГ стремятся приехать в Россию на заработки и приживаются среди местного населения, мигранты стараются дать своим детям образование на русском языке. Нам известно, если ребенок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке, где могут быть иные традиции воспитания, общение, питание, поведение, чем в большинстве семей россиян, то приходят в детский сад или школу, он испытывает определенные трудности. И связаны они, в первую очередь, с тем, что он не умеет говорить по-русски, и не понимает обращенной к нему речи, а также с иными культурными установками, полученными в семье и с отсутствием опыта проживания в культурно-языковой среде.

Публикация «Дети-инофоны в ДОУ» размещена в разделах

Облегчить задачу вхождения в жизнь большинства, овладение культурой и языком, в рамках, которых будет проходить дальнейшая жизнь ребенка, не забывая о поддержке и сохранении первого родного языка и представленной в семье культуры – сложная, многосторонняя задача, решение которой может занять многие годы.

Познание русского языка должно происходить в объеме, достаточном для нормального вхождения в дошкольную и школьную жизнь, обеспечивающем по возможности полноценное пребывание в детском коллективе, где воспитание, обучение и преподавание будет происходить на русском языке. Семья может стать как тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребенка. Большое значение имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т. е. преобладающая стратегия аккультурации в семье. Чем младше ребенок, тем у него больше шансов для совершенного владения вторым языком, но только в том случае, когда общение правильно организовано. А это значит, что надо опираться на преимущества дошкольного возраста, обогащать жизнь ребенка разнообразным содержанием, не давать происходить негативным процессам, направлять развитие в позитивное русло. Поэтому нашей сетевой площадкой в ДОУ разработаны различные методические пособия, которые направлены на решение этих проблем. Это методические рекомендации для педагогов и родителей, буквари на все возраста, региональный компонент и мультимедийные развивающие игры.

Детей мигрантов условно можно разделить на две группы:

Первая группа: это дети-билингвы, воспитывающиеся в семьях, в которых прослеживается явление смешанного билингвизма. Как правило, один из родителей ребенка свободно владеет русским языком, второй родитель является носителем иноязычной культуры и знает русский на бытовом уровне. К старшему дошкольному возрасту, не имея интеллектуальных и речевых нарушений, ребенок – билингв усваивает оба языка полноценно, при этом следует отметить специфичное развитие его внутренней речи. Ребенок в зависимости от той или иной ситуации, связанной с родителями, мыслит, автоматически переключаясь с одного языка на другой. Адаптация в русских образовательных учреждениях проходит у таких детей без особых проблем.

Вторая группа: - это дети-инофоны. Детьми-инофонами считают детей, чьи родители мигрировали недавно. На начальных этапах ассимиляции иностранной семьи в русскоязычную популяцию владение русским языком у детей этой категории находится на начальном или пороговом уровне. Чаще всего пороговый уровень русского языка наблюдается только у работающего отца семейства, мать и ребенок продолжают общаться только на родном языке. Немногим позже в этих семьях может наблюдаться явление чистого билингвизма, описанного ранее.

Обучение и воспитание ребенка-инофона проходит с видимыми трудностями. Однако, если не отмечается интеллектуальной задержки и тяжелой речевой патологии, то в течение года ребенок успешно адаптируется в новой для него языковой среде и в дальнейшем достигает результата достаточно успешно.

С такими детьми в дальнейшем, как правило, работают логопеды, педагоги-психологи. Осуществляя процедуру диагностики, логопед обязательно должен выяснить уровень владения ребенком иностранным и родным языком. Обследование проходит следующим образом.

Логопед произносит фразу-инструкцию на русском языке, если ребенок не понимает смысла высказывания, то родители выступают в роли переводчика. При тяжелом речевом расстройстве или интеллектуальной патологии ребенок, обучающийся в инклюзивном классе или группе, как правило, на большинство вопросов логопеда не дает верного ответа не только на русском, но и на родном для него языке. Эти показатели иногда являются неожиданными как для логопеда, так и для родителей ребенка.

По характеристике владения не родным языком дети-инофоны последовательно приобретают следующие уровни речевого развития:

- предпороговый уровень речевого развития. Ребенок не понимает или понимает отдельные частотные фразы обращенной к нему речи, не владеет лексикой иностранного языка.

- пороговый уровень речевого развития. Понимание обращенной речи возможно только в пределах элементарных фраз в грамматической структуре – глагол в повелительном наклонении и существительное в винительном падеже.

- пороговый продвинутый уровень развития речи. Ребенок пользуется всеми частями речи. Делает попытки изменять окончание слов, но допускает большое количество ошибок. Начинает формироваться связная речь. В предложениях наблюдается пропуск главных и второстепенных членов. Описанный уровень соответствует ОНР II уровня.

- продвинутый уровень развития речи. Бытовой словарный запас сформирован. Понимание речи достигает низкой возрастной нормы. Начинает формироваться навык словообразования. Становится возможным обучение грамоте. Трудности проявляются в понимании инструкции с временными и пространственными связями, дети не знают обобщающих понятий, не могут назвать части целого предмета. Зачастую выявление тяжелой речевой патологии у ребенка-инофона затруднено, так как специалисты достаточно часто резюмируют, что недопонимание инструкций и отсутствие связной речи являются показателями несовершенства владения именно русским языком.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дети и поэзия»Фотоотчет «Дети и поэзия» Дети и поэзия. Ежегодно два раза в год в нашем детском саду проводится конкурс чтецов. Важно провести его не обыденно, а как праздник. Родители.

Фотоотчет «Дети и творчество»Фотоотчет «Дети и творчество» Занятия декоративно-прикладным творчеством является самым интересным видом творческой деятельности детей. Дети очень любят коллективное.

Дети — наша гордость!Дети — наша гордость! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю вас всех с началом нового учебного года! Творческих и профессиональных вам успехов, здоровья.

Дружат дети на МAAM!Дружат дети на МAAM! Всегда с большим удовольствием читаю все ваши публикации. С радостью узнаю, что многие уже подружились, делятся друг с другом профессиональными.

Стенгазета «Дети России за мир»Стенгазета «Дети России за мир» Много на свете важных слов: "мама", "Родина", "мир", но мир важнее всего. Мир-это родная земля, теплое солнце, добрые люди, счастливые дети.

Музыка и детиМузыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Стихотворение «Дети мира» Данное стихотворение готовила на районный конкурс с темой - "Дети за мир на всей планете", где получила первое место. Стихотворение лучше.

Театр и дети Нам, взрослым всегда почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Наверное, поэтому нас иногда так и.

«Внимание, дети!» (фотоотчёт)«Внимание, дети!» (фотоотчёт) В старшей логопедической группе мы постоянно ведем работу по правилам дорожного движения. Эта работа в основном ведется в вечернее время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дети-инофоны в ДОУ
Опубликовано: 17 января 2021 в 15:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дети-инофоны в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Асташова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД