Татьяна Фокина
Экологическое воспитание старших дошкольников через экологический проект «Спаси ежика», батарейки
Экологическое воспитание старших дошкольников через экологический проект «Спаси ежика»
Татьяна Фокина
Экологическое воспитание старших дошкольников через экологический проект «Спаси ежика»
Руководитель проекта: Фокина Татьяна Николаевна, воспитатель старшей группы.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Публикация «Экологическое воспитание старших дошкольников через экологический проект „Спаси ежика“, батарейки» размещена в разделах
- Батарейка. Экологические акции по сбору батареек
- Дикие животные. Проекты
- Еж, ежик. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сдай батарейку - спаси ежика. Акция
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Экология определяется как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
Поэтому в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования экологического образования, начиная с дошкольного возраста.
Главная задача на современном этапе – заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность.
Метод проектов помогает решать эту задачу. Он развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, так как он основан на взаимодействии педагога и ребенка,цель достигается практической деятельностью: дети учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. Проектная деятельность способствует саморазвитию каждого ребенка.
Цель: Создание условий для формирования у воспитанников элементов экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире. Развитие креативного мышления, а также формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Научить видеть красоту и неповторимость мира
2. Учить заботиться о природе: то,что берется у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например вода)
3. Расширять знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых хозяйственных отходов;.
4. Воспитывать в детях ответственность за свои действия в отношении природы.
5. Развивать эстетические чувства по отношению к природе
Материально- техническое обеспечение:
Мультимедийная презентации, иллюстрации, проектор, компьютер, материалы для самотоятельной изобразительной деятельности детей.
Форма работы с детьми:
- рассматривание иллюстраций;
- беседы, чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов «Батарейка», из серии Фиксики «Сборник экологических серий»,учебная презентация «Экологический вред батарейки».
- продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация;
- проведение дидактических, сюжетно-ролевых, словесных игр с детьми;
- проведение беседы-диспута «Чернобль 35 лет спустя»
- высставка рисунков под лозунгом «Вода – это жизнь»
- проведение акции «Сдай батарейку-спаси ежика».
- Экологический субботник «Чистый участок». Посадка цветов на клумбе.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»;
-консультация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
В структуре проекта мы выделили три этапа.
1. Подготовительный этап. Он предполагал:
- Беседа «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Что такое «Красная книга».
- Чтение художественной литературы В. Орлов. «Что нельзя купить», К. Паустовский. «Собрание чудес»Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой».
- Выставка рисунков «Вода-это жизнь»
2. Основной этап. Его содержанием явилось использование:
- Чтение художественной литературы: В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». В. Бианки «Лесной хор».
- Беседа-диспут: «Чернобль 35 лет спустя»
- Просмотр мультфильмов: из серии Фиксики «Сборник экологических серий».
- Экологический субботник «Чистый участок». Посадка цветов на клумбе.
- Просмотр мультфильмов: «Батарейка», учебная презентация «Экологический вред батарейки».
- Проведение экологической акции «Сдай батарейку-спаси ежика»
- Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
- Дидактические игры:«Времена года»,«Кто, что ест?», «Третий лишний», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Доскажи словечко», «Природа и человек», «Живое и неживое», «Когда это бывает?», «Что такое хорошо, что такое плохо».
3. Заключительный этап,который включал:
Составление рассказов «Чтобы беречь природу…».
Цель: учить видеть и формулировать проблемы, делать выводы на основе наблюдений, ранее полученных знаний; вызвать желание оказывать посильную помощь природе;
Итогом проекта стало проведение экологического субботника «Чистый участок»с проведением посадки цветов на клумбе детьми старшей группы, а так же проведена акция «Сдай батарейку-спаси ежика»,для сбора отработавших элементов питания и их правильной утилизации.