Лучший педагог года

Занятие в старшей группе «История русского народного костюма» с использованием технологии «Река времени»

Валентина Мельникова
Занятие в старшей группе «История русского народного костюма» с использованием технологии «Река времени»

Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «История Русского народного костюма» с использованием технологии

«Река времени»

Цель: знакомство с историей русского народного костюма через освоение временных отношений (представление о времени – от прошлого к настоящему)

Задачи:

• Закрепить знания детей о женском и мужском национальном костюме;

Публикация «Занятие в старшей группе „История русского народного костюма“ с использованием технологии „Река времени“» размещена в разделах

• Дать детям элементарные представления о времени, его текучести.

• Продолжить работу по приобщению к русскому фольклору.

• Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем и друг с другом.

• Развивать процессы мышления (анализ, сравнение)

• Воспитывать интерес к истории русского народа посредством знакомства с историей русского национального костюма.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

(Воспитатель привлекает внимание детей к рюкзачку.)

Воспитатель : Ребятки, опять появился рюкзачок путешествий, значит нас ждет что- то интересное! Давайте заглянем в рюкзачок! (Картинка,рассматриваем) Как вы думаете что бы это значило? (дети высказывают предположения).

(Воспитатель делает вывод из предположений детей, при необходимости направляет).

- Вы молодцы, столько интересных предположений высказали. Да похоже вы правы и рюкзачок предлагает нам сегодня интересное путешествие под названием «русский народный костюм»

-. Каким бы вы хотели, чтобы получилось наше путешествие? (дети:- веселое, интересное, познавательное).

2. Основная часть.

Воспитатель: - И чтобы все наши пожелания сбылись, Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени.

(Приглашает детей подойти к реке (рисунок разложен на столе)

-Люди часто сравнивают реку с временем, потому что оно точно также течет вперед, не останавливаясь, как и река.

Когда мы с вами будем путешествовать, то будем останавливаться в разных речных портах ДРЕВНОСТЬ, СТАРИНА, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, и отмечать их определенными карточками, так нам с вами будет лучше видно как менялся русский костюм во времени.

-Приглашаю вас на стульчики. А чтобы переместиться во времени, предлагаю вам закрыть глазки ладошками. Давайте послушаем, как тикают волшебные часы.

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

И сразу в далекое- далекое прошлое попадем.

Открывайте глаза и посмотрите, где мы с вами оказались? Кто это?

Слайд 1

Дети : -Это Древняя Русь и наши предки.

Воспитатель : -А что это такое Древняя Русь? А кого мы называем предками? (Ответы детей)

-Давайте рассмотрим их одежду? (Льняные рубахи, штаны – порты, вышитые).

Одежда очень ценилась, ее носили подолгу и берегли. А носилась одежда долго еще и потому, что была сделана изо льна.

Посмотрите внимательно на рубахи! Что вы на них увидели? (УЗОРЫ – орнаменты)

Узоры вышивали на вороте, рукавах и подоле. Считалось, что вышивка – это оберег, она предохраняла от злых сил.

Воспитатель: - Вот мы с вами и побывали в первом порту под названием. о

Ой забыла как называется наш первый порт (ответы детей,точно, спасибо что напомнили. Давайте отметим эту остановку. Как вы считаете? Какая картинка подойдет для нее. И почему?

(Дети отвечают и кладут на макет первую картинку)

Воспитатель: - Ребята, а НАПОМНИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУСТА, где трудились наши предки

Дети: -Летом - в поле, на огороде; зимой шили одежду.

Воспитатель: -Недавно я услышала что и отдыхали в те времена как то по особенному, кто-то, может быть, знает как?

Дети: - Пели, играли, водили хороводы.

Воспитатель: - Ребята, хочу вас спросить, а вы может быть тоже хотите представить себя в том времени и как они завести хоровод? (Воспитатель и дети заводят хоровод «Стой, мил хоровод»).

Воспитатель: -Молодцы, мне очень понравилось водить с вами хоровод!

-Ну что, ребята двигаемся дальше? Замечательно!. Предлагаю вам снова пройти на стульчики и еще раз воспользоваться волшебными часами. Закрывайте глазки.

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

И сразу в старину попадем

(Выходят девочка и мальчик, одетые в русские народные костюмы.)

Дети: -Здравствуйте, люди добрые!

-Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какие странные, гости к нам пожаловали! Здороваются по особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

Дети: Из прошлого, из России – матушки.

Воспитатель: - А как же зовут вас, гости дорогие?/

Дети: - Полинушка, Иванушка.

Воспитатель: - Какие у вас красивые, ласковые и нежные имена. И наряд – то на вас необычный.

Дети: - Да! Так одевались наши предки, русичи.

Вот в такой чудной одежде

Русичи ходили прежде

И бояре и дворяне,

Горожане и крестьяне

Кто в сорочках и в портах,

Кто в коротких зипунах

А зимой, в мороз трескучий

Надевали шубу, две,

А боярыня бывало,

По три шубы надевала.

Воспитатель: - А во что одеты вы?

Дети: /Каждый описывает свой наряд/

Воспитатель: - Спасибо, гости дорогие. Присаживайтесь к нам.

-Ребята, а как вы думаете? На гостях у нас праздничная или будничная одежда? Почему?

Дети: праздничная, потому что красивая, украшена вышивкой, на картузе – бант.

Воспитатель: -Давайте с вами посмотрим какая же одежда была будничная.

Слайд 2

(Рассматриваем на слайдах женскую и мужскую одежду (ежедневную и праздничную)

Воспитатель: - Вот ребята, это была вторая остановка. Давайте подумаем как она может называться? Давайте и ее отметим, выберите картинку.

(Идем к реке времени)

(Дети отвечают и кладут на макет вторую картинку)

Воспитатель: - Скажите, ребята, а наше путешествие проходит так как мы задумывали? (Если так, то слова похвалы.

Если не так, то ищем причину и говорим что нужно сделать чтобы было, как задумали.) Воспитатель: -Напомните мне, пожалуйста, как отдыхали мальчики и девочки в те далекие времена?

Дети : -Играли, пели.

Воспитатель: -А игры их отличались от наших? Может знаете чем? (подвести к тому что русские народные игры сопровождались пением, стихами вождением хороводов).

Я вам предлагаю русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: -Молодцы. Очень хорошо играли.

Воспитатель: -Ну, что же ребятки наша река времени продолжает свое течение дальше и мы вместе с ней …. Давайте пройдем на стульчики.

(Закрываем глаза ладошками. Открываем)

Слайд 3 детского сада.

Воспитатель: - Где же мы теперь оказались?

Дети : - В нашем детском саду.

Воспитатель: -А это значит в какое время мы попали?

Дети: Настоящее

Воспитатель: Я немного озадачена, знаете чем? Вот, мы с вами проплывая по реке времени видели как меняется русский народный костюм. Видели взрослых и детей одетых в сарафаны, расшитые узорами рубахи мы в настоящем времени и что же? Русскому народному костюму нет места в настоящем времени? Посмотрите на себя, на взрослых в нашей группе, кто то из нас одет в такие одежды о которых мы говорили? Нет? Давайте рассуждать, какие будут мнения? (Дети рассуждают, предполагают: где мы можем в настоящее время увидеть русские народные костюмы) Молодцы.

Слайды 4,5,6

(Рассматриваем слайды: музей, концерт, иллюстрация к сказке).

Воспитатель: -Мы в детском саду. А чем вы больше всего любите здесь заниматься?

Дети: Играть!

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть.

Слайд 7- четвертый лишний (головные уборы)

Слайд 8- четвертый лишний (обувь)

Слайд 9 – найди русскую национальную одежду.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень хорошо отвечали.

А теперь давайте отметим третью станцию на реке времени (Картинка 3)

(Проходим к реке времени.)

Воспитатель: -Ребята, Так в каком времени мы сегодня были?

Дети: - Древность, старина, настоящее.

Воспитатель: А река дальше течет? (Воспитатель кладет на реку времени знак вопроса). А в какое Время она продолжает свой бег?

Дети: -Будущее.

Воспитатель: -Мы не знаем что ждет русский народный костюм в бедующем, а можем лишь высказать свои предположения об этом? Кто хочет сказать? Я рада,что вы уверены в том что русский народный костюм и в будущем будет существовать, как отличительная черта или особенность русского народа.

3. Рефлексия.

Воспитатель: -Река времени потекла дальше, а мы с вами остаемся в настоящем времени и я хочу вас спросить о ваших впечатлениях. (дети высказываются). Что было нового для вас? Как вы считаете, наше путешествие удалось? Да, ребята и это во многом благодаря вам, вы сегодня были такими взрослыми, любознательными, как будущие школьники отвечали на вопросы. А я приготовила вам сюрприз. Любите сюрпризы?

(Сюрприз - каравай на рушнике)

Прикреплённые файлы:

moe-zanjatie_8sbtn.pptx | 3755,4 Кб
 
Публикации по теме:

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру по изучению женского русского народного костюма «Верхняя одежда» «Верхняя одежда»(занятие № 2) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

ОД «Знакомство детей с истоками русского народного костюма» с участием сотрудника этнографического музеяОД «Знакомство детей с истоками русского народного костюма» с участием сотрудника этнографического музея Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл..

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Узоры русского народного костюма» (Занятие №3) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет.

Выставка-экскурсия Ульяновского историко-художественного музея «Народный костюм. История народного костюма»Выставка-экскурсия Ульяновского историко-художественного музея «Народный костюм. История народного костюма» В нашем МБДОУ 21 ноября года прошла выставка Ульяновского историко-художественного музея, которая называлась «Народный костюм. История народного.

Занятие по экологии в старшей группе «Четыре времени года»Занятие по экологии в старшей группе «Четыре времени года» Занятие по экологии в старшей группе «Четыре времени года»Программное содержание: Образовательные задачи: расширять представления детей.

Занятие с использованием игрового стретчинга в подготовительной группе «Сказочная история Снежинки»Занятие с использованием игрового стретчинга в подготовительной группе «Сказочная история Снежинки» Занятие с использованием игрового стретчинга «Сказочная история Снежинки» в подготовительной к школе группе. Дети заходят в зал. Инструктор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «История русского народного костюма» с использованием технологии «Река времени»
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 20:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в старшей группе «История русского народного костюма» с использованием технологии «Река времени»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД