Получи документы

Здоровьесберегающие факторы в ДОУ

Алина Базылбекова
Здоровьесберегающие факторы в ДОУ

Особое место в жизни каждого ребёнка занимает здоровье, которое охватывает огромный спектр компонентов, а именно: психику, общее самочувствие, гигиену, предрасположенность к различного рода заболеваниям. Задача, как педагогов, так и воспитателей сохранить и укрепить здоровьесберегающую составляющую этого процесса, т. к. дети каждодневно подвергаются риску заболеть, или по неосторожности нанести себе увечье.

Публикация «Здоровьесберегающие факторы в ДОУ» размещена в разделах

На первых порах следует научить дошкольников элементарным гигиеническим нормам. В детских сада для этого процесса существует огромная кладовая различных мотивирующих считалок: «Знаем, знаем - да-да-да, в кране прячется вода, выходи, водица, мы пришли умыться, лейся понемножку, прямо на ладошку, будет мыло пениться, и грязь куда-то денется!»

В садах и школах для охраны здоровья должен находиться медицинский кабинет, благодаря которому проводят вакцинацию детишек. Также организуются мероприятия различного рода направленности, к примеру, против эпидемии гриппа.

Немаловажным является научение детишек заботиться о своём драгоценном здоровье самостоятельно, т. к. безопасность здоровья – не просто знания, которые усвоились, а жизненная необходимость.

Немаловажной задачей работы воспитателя является умение научить детишек заботиться о своём здоровье самостоятельно, учитывая, что безопасность – это не только совокупность усвоенных знаний, а свойство человека вести себя правильно в различных ситуациях, дабы не подвергнуть себя опасности, которая окружает нас повсюду. Общепринятые нормы, признанные обществом также должны быть осознанны и приняты ребёнком, только в этом случае эта норма станет настоящим помощником для будущего социальноадаптированного гражданина. Декларированность в данном случае будет неуместна, несмотря на этот факт необходимо обозначить правила поведения, которые дети будут выполнять неукоснительно, но в то же время играючи, т. к. от этого условия зависят их здоровье и защищённость. Для хорошего педагога просто необходимо найти адекватный приём разъяснения малышам правил, а затем следить за их выполнением.

Огромного внимания требует организация различного рода деятельность, так как всё, чему обучают дошкольников, они должны уметь применять в реальной жизни. При этом перед педагогом открывается огромное поле деятельности для воплощения данного образовательного процесса со своими методами и формами. Причём нужно не забыть о социокультурных, индивидуальных и также возрастных особенностей детишек. При этом не нужно забывать о жизненном опыте самих воспитанников, их поведение, предпочтения в различных сферах. Для удобства, можем выделить источники опасности для детей:

- опасность ситуации контактов с малознакомыми людьми;

- опасность, с которой ребёнок может столкнуться в быту;

- опасность на природе, отдыхе;

- опасность, с которой ребёнок может столкнуться на улице. В связи с этим разработаны всеобщие правила поведения детишек.

Воспитатель, педагог просто обязан каждодневно рассказывать детям об опасности контактов с незнакомыми людьми, для того, чтобы эта информация отложилась у них в подсознании на уровне инстинкта самосохранения. Ошибочно многие детишки полагают, что представляющими опасность для них являются люди с неприятной внешностью, скорее всего это происходит по причине пропаганды людей с модельной внешностью. По этому поводу необходимо провести беседу с детишками о частом несоответствии внешности и поступков и подробнее разобрать различные виды ситуаций.

Нам в помощь для разъяснительной работы детишкам 3-5 лет могут пригодиться примеры из наших любимых сказок, которые к тому же погрузят их в атмосферу волшебства и ожидания чего - то захватывающего и интересного. С детками более возрастной категории можно провести беседу. опираясь на жизненный опыт и научные факты. При этом это должен быть не просто монолог, а дети также должны включаться во всеобщую беседу. Можно разыграть данные ситуации. При этом, столкнувшись с этим в жизни, они вспомнят проигранные ситуации ранее и будут поступать согласно обстановке, сохраняя себя и свое здоровье, не подвергая опасности. Рассмотрим ситуации опасных контактов:

- незнакомый или малознакомый человек предлагает пойти ребёнку с ним куда – либо, при этом обещает подарить игрушку или конфету. Последнее время стали распространены случаи, когда взрослые с нездоровой психикой предлагают погладить какое- либо животное, либо говорят, что действуют по просьбе родителей ребёнка;

- незнакомый человек предлагает покататься на машине;

- незнакомый человек просит помощи в чём- либо. К сожалению, это реальность и нам нужно уметь давать отпор таким ситуациям. К примеру, в Америке не разрешают людям без своих собственных детей заступать на детскую площадку поодиночке, т. к. такие взрослые сразу же вызывают подозрение. Очень важно в наше непростое время правильно и грамотно донести данную информацию о том, что не стоит разговаривать с незнакомыми людьми на улице при любых ситуациях один ли он, со сверстниками. Детки должны помнить, что доверять можно только родителям и ближайшим родственникам, а незнакомые люди могут быть опасны.

В целях закрепления правил поведения с незнакомцами можно разыграть игры-драматизации, используя образы сказочных персонажей. Современным деткам очень полюбился, к примеру, образ мультяшного персонажа Аркадия Паровозова своеобразного прототипа Дяди Стёпы.

Следует разъяснять детям о том, что опасности ожидают не только на улицах, но и в собственном доме, саду, школе. К примеру, во многих городах, как и в нашем устанавливают камеры видеонаблюдения в лифтах, подъездах. Я считаю, что это огромный шаг к достижению безопасности наших детей. Но в случае, когда камеры нет, необходимо объяснить ребёнку, что нельзя ни в коем случае входить в подъезд одному, открывать дверь незнакомым, даже если голос ласковы и этот незнакомец утверждает, что знаком с родителями, либо выполняет их просьбу.

Данные ситуации могут разыгрываться и подкрепляться сказками «Волк и семеро козлят». Кроме этих ситуаций существует огромное количество комбинаций, например, если звонит человек, будто бы ошибся номером, не нужно сообщать ему свое имя и фамилию.

«Каждая семья по-своему создаёт уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребёнок может получить травму», - подчёркивает К. Ю. Белая [1, с. 62].

Нам, взрослым просто необходимо создавать сформированность у дошкольников представлений о предметах, угрожающих жизни и здоровью, встречающиеся в быту. Нужно объяснять причинно следственные связи, разбирая различного рода ситуации. Для предметов, вызывающих опасность существуют определённые категории.

Потенциально опасные предметы бытового характера делят на 3 группы:

1 - предметы домашнего быта, которыми ни в коем случае нельзя пользоваться – это электроприборы и легковоспламеняющиеся предметы;

2 – предметы домашнего быта, которыми нужно научиться правильно пользоваться, но нельзя брать без разрешения старшего – нитки, иголки, ножницы и т. п. ;

3 – предметы домашнего быта, которые должны быть недоступны для детишек – бытовая химия, лекарства и т. п.

Из разъяснений педагога- воспитателя ребёнок должен понимать, что предметами домашнего быта, которыми ни в коем случае нельзя пользоваться могут воспользоваться только родители. В этом случае могут пригодиться различные игры - драматизации, либо сценки из сказки: «Кошкин дом».

Для того, чтобы всё- таки немного приобщить детишек ко взрослости можно организовать обучающие занятия по типу кружков детского творчества, чтобы постепенно, методично научить ребёнка пользоваться ножницами, которые используют взрослые. Но перед этим они должны научиться вырезать что-либо ножницами с закруглёнными безопасными концами.

Предметы бытовой химии и лекарства должны как можно дальше находиться от взора детишек.

Также огромную опасность представляют балконы, открытые лоджии и окна. На сегодняшний день придуманы специальные «умные» ручки, замки, которые с лёгкостью обезопасят здоровье детей. Дети не должны находиться в комнате с открытыми окнами, т. к. это подвергает их прямой опасности. Также нельзя подходить к открытому окну, балкону.

Старшие дошкольники просто обязаны заучить все нужные номера, необходимые для помощи и спасения в экстренных ситуациях. Единственную сложность составляет тот факт что сейчас, чтобы вызвать скорую с мобильного телефона необходимо набрать номер - 103, пожарной -101, полиции -102, МЧС – 112.

За последнее время участилось количество пожаров, к сожалению. Необходимо в игровой форме для привлечения внимания к данной теме разбирать возможные причины возникновения пожаров, сформировать определённый перечень знаний по данной теме. Нужно объяснить, что необходимо действовать молниеносно и стремиться как можно быстрее проползая ближе к полу, т. к. едкий дым поднимается вверх выбираться на свежий воздух.

Также можно познакомить детей с работой полицейских в ознакомительном и общеразвивиающем ключе. Для примера можно использовать рассказ С. Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер».

Также дошкольников следует ознакомить с такой проблемой как загрязнение окружающей среды, т. к. этот факт напрямую связан с нашим здоровьем.

Необходимо научить детей элементарным правилам мытья рук перед едой, необходимостью обработки овощей, фруктов горячей водой и т. д. можно привести для наглядности сказку «Про Алёнушку и братца Иванушку».

Кто как не мы объяснит необходимость знаний об ответственном отношении к своему здоровью, гигиеническим нормам и правилам, правилам безопасности, бережному отношению к природе. Все эти составляющие неразрывно связаны и составляют основу нашей жизни в целом.

Нужно объяснить детям, что не стоит разрушать муравейники, не разорять гнёзда, не ловить редких насекомых, не рвать цветы, т. к. это вредит природе и мешает правильному становлению моральных принципов ребёнка, т. к. всё начинается с малого…

При этом стоит объяснить об опасностях, связанных с ядовитыми и опасными растениями животными, которые окружают нас везде и по всюду. Для знакомств с данными видами можно использовать всевозможные иллюстрации и другой наглядный материал, также можно разыграть викторину с детками на данную тему. Каждому ребёнку дать задание, чтобы он подготовил материал о своём животном, растении или интересном явлении. Дети должны помнить, что самое действенное средство от опасных растений и животных – это не трогать их.

Ребята должны знать о существовании ядовитых грибов, уметь отличать их от съедобных. В то же время напомнить, что несъедобные грибы нельзя уничтожать т. к. животные едят их.

Для этого вида деятельности можно сыграть в «Съедобное-несъедобное».

Также необходимо разъяснить правила поведения с животными. Нельзя подходить к ним во время того когда животное ест, замахиваться чем-либо на него или гладить незнакомое животное.

С насекомыми тоже ведут себя с осторожностью во избежание последствий, наносящих вред здоровью. Нельзя подходить к осиному и размахивать руками перед пчелами, осами. После прогулки в парк или лес нужно осматривать себя, чтобы не стать жертвой клещей и других насекомых.

Необходимо также знакомить детей с правилами поведения на воде:

- входить в воду и играть в ней можно только в присутствии взрослых;

- не умея плавать нельзя входить в воду глубже, чем поп пояс, а тем более при быстром её течении;

- долгое купание может привести к болезни;

- во время нахождения в воде нельзя хватать ближнего за руки и ноги;

- нельзя слишком низко накланяться над водой или тянуться за уплывающей вещью;

Более старшим деткам необходимо рассказать о правилах поведения во время грозы:

- не стоит прятаться под деревом во время грозы;

- нельзя бегать во время грозы;

- не следует находиться около воды;

- ни в коем случае нельзя прикасаться к металлическим предметам;

- нельзя пользоваться электроприборами, также мобильными телефонами;

- необходимо закрыть окна и двери.

Также необходимо познакомить детей, с опасными ситуациями, происходящими на улице, а именно:

- случаи, когда ведутся ремонтные работы;

- при сбрасывании снега с крыш зданий;

- при таянии сосулек;

- при ремонте коммуникаций;

- при прокладывании асфальта и т. д.

Важно также обсудить подобные опасные ситуации различного характера и выходы из таких ситуаций. Открытые люки зачастую являются причиной огромного количества трагедий. Дети должны быть очень внимательными и осторожными в любых ситуациях.

Правила поведения на улице очень важны особенно для вступающих в самостоятельную жизнь учеников начальных классов. Для начала нужно познакомить детей с правилами дорожного движения. Объяснить что такое зебра, тротуар, проезжая часть перекрёсток, для чего нужен светофор, почему нельзя играть вблизи дорог, как переходить правильно дорогу.

Для удобства можно использовать иллюстрации и рассказы из личного опыта, сюжеты из книг, советы из мультфильмов. Также можно использовать ситуации – загадки типа вопроса: «Как вы поступите в ситуации если?».

Малыши должны выучить считалку для распознавания цветов светофора: «Красный свет – дороги – нет, жёлтый свет – готов к пути, а зелёный свет – иди!». Данная считалка знакома каждому воспитателю. Закрепить и подытожить знания о светофоре можно при помощи игры. Для этого можно использовать макет светофора, форму гаишника и т. п. Прекрасно, если на территории детского сада отведено место уголку с правилами дорожного движения. Это наглядно покажет как вести себя в той или иной ситуации.

Старших деток можно приучать к более сложной работе - уметь различать дорожные знаки для водителей и пешеходов:

- знаки, которые предупреждают: «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход»;

- знаки, которые запрещают: «Въезд запрещён», «Подача звукового сигнала запрещена»;

- знаки, предписывающие: «Движение прямо», «Движение направо»;

- знаки информационно- указательные «Место установки автобуса», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи».

Немаловажным является знакомство с правилами передвижения на велосипеде:

- ездить на велосипедах в безопасных местах, т. е. где нет автомобилей;

- маленькие детки катаются в присутствии и при поддержке взрослых;

- детям старшего возраста не стоит ездить на велосипеде по тротуару воизбежание столкновения с людьми.

Деткам необходимо рассказать о работе ГИБДД. Можно показать фильм о правилах дорожного движения.

Также можно познакомить детей с правилами поведения в транспорте общественного значения. Для этого стоит объяснить, что:

- входят в автобус через наружную дверь спокойно, подождав пока выйдут люди;

- дошкольникам запрещается ездить без сопровождающих, а именно законных представителей;

- нельзя стоять у дверей;

- нельзя громко разговаривать;

- нельзя высовываться в окна;

- нужно уступать места пожилым, матерям с детьми, беременным и инвалидам.

Можно поиграть в игру с дошкольниками, также с школьниками «Поездка». При этом распределить роли пассажиров, водителя, при необходимости – кондуктора.

Еще одна опасная ситуация в жизни ребёнка, которая к сожалению очень часто встречается – ребенок может легко потеряться. Для того, чтобы его быстро нашли нужно обладать определё нным перечнем знаний своих данных: имя, фамилия, адрес проживания, телефон мамы, отца и при этом должен обратиться ко взрослому, желательнее всего полицейскому.

Для сохранения здоровой психики ребенка необходимо развить и укрепить веру ребёнка в самого себя. Прежде всего педагог должен быть толерантным по отношению к детям. Под педагогической толерантностью Н. С. Ежкова понимает способность педагога разрешать конфликтные ситуации, трудности при взаимодействии с участниками образовательного процесса [2, с 81].

Быть уверенным в себе – значит быть свободомыслящим и независимым от чужого мнения человеком. Это необходимо ребёнку для того, чтобы он лучше разбирался в своих действиях и мыслях, а следовательно и в окружающих его людях.

Задача педагога оказать внимание каждому ребёнку по преодолению неуверенности в себе. Уверенный в себе ребёнок будет лучше преодолевать трудности, лучше учиться, помогать ближним и дарить радость окружающим. Становление своего «Я» происходит постепенно, но для этого нужно пройти огромный тернистый путь. Ведь для ребёнка сам переход из сада в школу уже является своеобразным испытанием. Обстановка, люди, взаимоотношения – всё это ужасно давит на психику малышей.

В начале пути можно предложить детям нарисовать соседа, тем самым как бы подводя к взаимодействию с ближним. Можно устраивать различные классные часы для сплочённости, чаепития, конкурсы. Также можно провести занятия по интересам «Мои любимые занятия». На них дети могут высказаться, вспомнить домашнюю обстановку, зарядится положительной энергией, настроение будет приподнятым.

Немаловажным фактором является социально-коммуникативное развитие ребенка – сложный и многоплановый процесс, в основе которого лежат усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в современном обществе, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками [3, с. 224].

Если в возрасте 3-4 лет дошкольники изредка обращаются к сверстникам для разрешения того или иного вопроса, то к 4-5 годам с развитием игровых навыков у детей формируется умение осуществлять ролевое взаимодействие, у них развиваются волевые качества, лидерство, умение организовывать сверстников в игре. В первом случае педагог должен использовать интересный и увлекательный литературно – художественный материал, игры-драматизации, во втором, - воспитатель должен предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в роли лидера; учить детей избегать конфликтных ситуаций в самой игре, разыгрывать ситуации, возникающие в обыденной жизни.

В возрасте 5-6 лет дети стремятся воспроизвести отношения взрослых, что в свою очередь рождает у них потребность в партнёрском взаимодействии. Большая роль в приобретении опыта взаимоотношений отводится наблюдениям и экскурсиям, где дети сами видят, как окружающие их люди общаются друг с другом, какие у них интересы, профессиональные обязанности. В 6-7 лет немаловажное значение в формировании взаимоотношений придается игре в школу. Педагог как бы плавно подготавливает дошкольника к не менее интересному и сложному этапу в его жизни. Дети этого возраста не просто сравнивают и узнают различные эмоциональные состояния, но и сами проявляют их так, чтобы они были понятны другим людям. К примеру, можно выразить свои эмоции при помощи жестов, мимики, пантомимы. При этом педагог должен наблюдать как дети находят выход из разнообразных ситуаций. В ДОО должны осуществлять условия для активного освоения дошкольниками важных составляющих социального опыта: ценностного, познавательного, коммуникативного и поведенческо - деятельностного[4, с. 412].

В заключении моей статьи хотелось бы подчеркнуть важность всех составляющих образовательного процесса, а именно подходов к обучению, безопасности и психо-эмоциональной составляющей процесса. Немаловажную роль играют знания правил безопасности, гигиены, взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками. Всё это в итоге способствует формированию у детей самостоятельности, значимости в обществе и приспособленности к запросам социума, а уверенность в себе способствует внутренней свободе ребёнка.

Список используемой литературы:

1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М., 2012.- 62 с.

2. Ежкова Н. С. Толерантность-фактор и условие социализации дошкольников//Управление ДОУ. 2015.-81 с.

3. Маханева М. Д., Ушакова-Славолюбова О. А. Мы вместе: Социально – коммуникативное развитие дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 224 с.

4. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде / Материалы международного семинара. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.-412 с.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие техологии в ДОУ Здоровье человека - актуальная тема. Его нельзя удержать лекарствами, но есть средство - движение, физические упражнения. Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие факторы в ДОУ
Опубликовано: 7 марта 2022 в 20:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие факторы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Алина Базылбекова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД