Папки-передвижки

Мастер-класс «Приемы работы по сочинению стихотворений с дошкольниками с ТНР через знакомство с паронимами»

Твердякова Лариса
Мастер-класс «Приемы работы по сочинению стихотворений с дошкольниками с ТНР через знакомство с паронимами»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Одним из направлений формирования фонематического восприятия у детей является применение паронимов.

Сегодня я расскажу вам, как сделать это, используя слова-паронимы в качестве рифм при составлении (сочинении) стихотворений.

Паронимы можно разделить по морфологическим и лексико-семантическим признакам, по степени близости слов из паронимической пары.

По морфологическому делению выделяются:

1. Суффиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (зрительный и зрительский, цветастый и цветистый);

Публикация «Мастер-класс „Приемы работы по сочинению стихотворений с дошкольниками с ТНР через знакомство с паронимами“» размещена в разделах

2. Префиксальные паронимы — образованы с помощью приставок (опечатать и отпечатать, поглотить и проглотить);

3. Корневые паронимы — имеют различные корни и не связаны семантически (абонент и абонемент, невежа и невежда).

По лексико-семантическому делению выделяются:

1. Корневые паронимы — имеют разные корни, не имеют семантической связи (экскаватор и эскалатор);

2. Аффиксальные паронимы — имеют общий корень и разные приставки, суффиксы (экономический, экономичный);

3. Этимологические паронимы — имеют общую этимологию (происхождение, заимствованы из близкородственных языков (ординарный и одинарный).

В словаре паронимов Вишняковой Ольги Викторовны по степени близости лексические паронимы имеют три разновидности.

1. Полные паронимы — однокорневые* слова с ударением на одном и том же слоге, имеющие одинаковые морфологические признаки (одна и та же часть речи, род, вид и т. п.): мелодика и мелодия, земляной и земной;

2. Неполные паронимы — однокорневые созвучные слова, имеющие неполное семантическое разделение всех их значений: драматический и драматичный, фантастический и фантастичный;

3. Частичные паронимы — однокорневые слова, различающиеся ударением, которые имеют общую понятийно-логическую соотнесённость: грозный и грозовой, дождевой и дождливый.

* Не путайте однокоренные и однокорневые слова. Однокоренные слова имеют одинаковые корни. Однокорневые слова имеют один корень.

Жанр стихотворение относятся к художественному стилю речи. Стихотворения может соответствовать таким типам текста: повествование, описание, рассуждение, контаминация.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк. Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

Существует множество классификаций рифм, в одном только словаре Владимира В. Онуфриева насчитывается около двухсот разновидностей рифм, значительная часть из них – редкие, либо экспериментальные. Поэтому перечислять их все не имеет смысла, считаю нужным остановиться только на одной из них.

По лексическим признакам.

Тавтологическая – полный повтор слова или словоформы (слово рифмуется само с собой). Примеры – знаменитый «ботинок – полуботинок», «любил – не любил», «пришёл – ушёл».

Омонимическая – рифма, в которой написание и звучание рифмующихся слов совпадает, но слова имеют различное значение, например: ключ (средство открывания замка) – ключ (родник, стекло (существительное) – стекло (глагол) и т. д.

Каламбурная – схожа с омонимической, только вместо абсолютно идентичных по написанию и звучанию слов применяются рифмы, основанные на фонетическом звучании нескольких слов.

Паронимическая – рифма, образуемая словами, близкими по звучанию и написанию – паронимами.

Попробуйте ответить на вопрос: зачем применять слова-паронимы в составлении рифмы при работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста? Ваше мнение, коллеги. Где в образовательной процессе можно заниматься этой деятельностью? (Ответы педагогов)

Пришло время практической части нашего мастер-класса.

Работа с залом: коллеги, выберите понравившийся цвет конверта. Красный – составить загадку – описание (в конверте картинка медузы), зеленый – сделать рекламный рифмующийся слоган (в конверте картинка фена для сушки волос), желтый – составьте стихотворение повествовательного типа из синонимического ряда (выплатить – заплатить – оплатить – уплатить).

Коллеги, кто работал с красным конвертом, как успехи? (Педагоги представляют свои методические разработки).

Коллеги, кто работал с зеленым конвертом, как успехи? (Педагоги представляют свои методические разработки).

Коллеги, кто работал с желтым конвертом, как успехи? (Педагоги представляют свои методические разработки).

Надеюсь, что я заинтересовала вас этой темой. Завершить мастер-класс я хочу словами великих людей о цели использования паронимов в жизни каждого человека:

«Одно дело – слушать. Другое – слышать.» (М. Цветаева)

«Служить бы рад – прислуживаться тошно! (А. С. Грибоедов)

Включайте паронимы в совместные развивающие занятия и, несомненно, увидите положительные результаты! Спасибо!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематическом досуге с дошкольниками «Природа через трафарет»Фотоотчёт о тематическом досуге с дошкольниками «Природа через трафарет» Осень – самое прекрасное время года. Многообразие красок создает особую атмосферу, которая удивляет и восхищает. Красота осени необычна.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа»Из опыта работы «Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа» Из опыта работы "Обучение детей творческому рассказыванию и сочинению сказок с помощью карт Проппа" Руденко Л. В. Работая с детьми, я обратила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Приемы работы по сочинению стихотворений с дошкольниками с ТНР через знакомство с паронимами»
Опубликовано: 19 мая 2024 в 20:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Приемы работы по сочинению стихотворений с дошкольниками с ТНР через знакомство с паронимами»» (включая файлы) размещена пользователем Твердякова Лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД