МААМ-картинки

План-конспект экскурсии-калейдоскопа «Я познаю свой город». (3 фото)

марина денисова
План-конспект экскурсии-калейдоскопа «Я познаю свой город».

План-конспект экскурсии-калейдоскопа «Я познаю свой город».
Фото «Я познаю свой город»
План-конспект экскурсии-калейдоскопа . - фото

План-конспект экскурсии - калейдоскопа «Я познаю свой город».

Давно замечено:

«Не знать своей биографии - просто неприлично,

забыть своё прошлое - великий грех».

Цель:

Публикация «План-конспект экскурсии-калейдоскопа „Я познаю свой город“,» размещена в разделах

Уточнить и систематизировать знания детей об историческом прошлом Бугульмы, его названии, гербе, народах, проживающих в Бугульме, достопримечательностях родного города.

Сформировать у детей полные и точные знания о поэте-герое М. Джалиле, чьим именем названа одна из улиц нашего города, познакомить с некоторыми стихотворениями из военной лирики поэта.

Воспитывать у детей любовь к родным местам, желание видеть их всегда красивыми, вызвать патриотические и дружеские чувства, взаимопонимание.

Словарная работа: герб, гимн, летопись, патриотизм, Отечество, Родина, ремесло, промыслы.

Предварительная работа:

• Ознакомительные беседы, подготавливающие детей к экскурсии : «По улицам города», «Кто наши соседи» и др.

• Беседа «Край мой родной - Татарстан», с целью выяснения знаний.

• Чтение рассказов и сказок Поволжья, чтение стихов поэта М. Джалиля и заучивание самых известных и популярных.

• Беседа «Где работают наши родители?» (о предприятиях города).

• Наблюдения, целевые прогулки по близлежащим улицам.

• Рассматривание альбомов, иллюстраций, наборов открыток с видами городов Татарии, её центра – Казани, Бугульмы.

• Рассматривание карты Поволжья, Казани, Бугульмы.

Экскурсии в краеведческий музей, музей Я. Гашека, краеведческий музей школы №9, в городской парк (с родителями).

Материал:

• Географические карты Поволжья, Казани, Бугульмы, глобус.

• Альбомы, иллюстрации, наборы открыток с видами архитектурных памятников, улиц и площадей, национальной одежды, керамических изделий, природы и т. д.

• Куклы в национальных одеждах народов, проживающих в нашем городе.

• Аудиозаписи гимна Татарстана, города Бугульмы, народной музыки (русской, татарской, чувашской, мордовской, и т. д.)

Ход занятия.

Куклы в национальной одежде приветствуют детей и предлагают прослушать

гимн Республики Татарстан. Дети стоя прослушивают его и по окончании звучания присаживаются на приготовленные стульчики.

- Дети, кто мне скажет, что такое Родина? Как вы это понимаете? (это место, где мы родились, растём, где всё для нас родное, где живут наши родители, друзья, где наш д/сад, город в котором мы живём, это наша страна).

- В какой республике мы живем? Что вы про неё знаете? (у неё есть свой флаг, гимн, герб; богата газом, нефтью, лесами, плодородной землёй, полезными ископаемыми, целебными источниками). Где можно видеть флаг и герб?

- Гимн-это хвалебная песня, прославление города, республики, страны в стихах и музыке. Герб-это отличительный знак города, республики, страны. Герб всегда отражает исторические реалии.

- Кто знает, какую знаменательную дату отмечает в этом году наш город? (230лет. Город наш старинный, древний. Много лет назад на его месте были большие леса, где водились звери, а в реке было много рыбы.)

- В каком городе мы живем? Расскажите мне о своём любимом городе. (дети показывают место расположения по карте, рассказывают о гербе, достопримечательностях, чем богат наш город). Чтобы любить город, его надо знать. Наш город многонациональный, но мы все вместе и объединяет нас дружба, как верёвочка. Живём дружно, сильны и непобедимы.

Игра «Сундук»

Цель: закрепление знаний национальной одежды, головных уборов, украшений, обуви и т. д.

Ход: дети по очереди достают вещи из сундука и объясняют, какой национальности принадлежит вещь.

- Вы уже знаете, что в нашем городе очень много улиц и у каждой есть своё название. Какие названия улиц вы знаете? (некоторые улицы названы именами знаменитых людей, связаны с профессиями и т. д.)

- Вы все любите путешествовать и сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию. Я приглашаю вас совершить автобусную прогулку по улицам города, но особое внимание мы уделим одной улице, которая названа в честь Татарского поэта Муссы Джалиля.

- Прослушайте, пожалуйста, песню о Бугульме.

«Я иду по проспекту Джалиля.

И любуюсь его красотой,

Как ты вырос, мой город любимый.

Как прекрасен, стал город родной».

Дети выходят и усаживаются в автобус. Беседа с детьми во время поездки.

- Ребята, а вы знаете, почему эта улица названа именем Мусы Джалиля? Ответы детей. (Муса Джалиль – татарский поэт, который погиб в фашистском плену. Его мучили фашисты, но он не сдался, потому что был мужественным, смелым, верным своей Родине. Муса Джалиль написал в плену много стихов о войне, о героях.)

- Правильно, М. Джалиль – сын татарского народа, герой Советского Союза. Поэта не сломили пытки в тюрьме, он до конца остался верным Родине, народу. М. Джалиль родился 15 февраля 1906 года в татарской деревне Мустафино в небогатой семье. У него было пятеро братьев и сестёр, но четверо из них умерли в раннем детстве. Остался только старший брат Ибрагим. Для Мусы на всём белом свете не было уголка красивее и лучше его родного Мустафино. Писать стихи Муса начал уже в 9 лет. В школу он пошёл в 6 лет и учился очень хорошо. Больше всего ему нравились уроки родной литературы, пения и рисования. Он также много читал. Всю свою жизнь Муса Джалиль сочувствовал простому народу, посвятил ему много стихов. Когда началась война, Джалиль на второй день написал заявление, чтобы его отправили на фронт. И вскоре поэт уже надел военную форму. Он стал корреспондентом газеты «Отвага». Муса Джалиль сражался с врагами своими стихами, песнями, маршами. Давайте послушаем некоторые из военных стихов.

Дети читают стихи, заученные в свободное от занятий время.

- Муса Джалиль любил жизнь, умел ей радоваться. В тюрьме он написал такие строчки:

После ночи родится день, глубока надежда.

Уйдёт горе, придёт радость скоро, скоро, очень скоро.

- Мы всегда будем помнить поэта, его стихи, написанные до войны и особенно те, которые он написал в фашистских тюрьмах. Какой же подвиг совершил Муса Джалиль?

Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Слово поэта свободы».

- В этом году 9 мая вся наша страна отмечала 60-летие Великой Победы. И в этой победе есть доля участия поэта М. Джалиля. Он приближал победу своими стихами, которые помогали солдатам выстоять и победить в страшной войне с фашистами.

- Мы подъехали к самому началу улицы. Мы видим барельеф поэта и с инициалами названия улицы.

- Мы проезжаем «Нефтеавтоматику» или завод «БОЗНА», так его теперь называют. Кто знает, что здесь изготавливают? (воспитатель дополняет).

- Многочисленные деревья и цветочные клумбы придают улице нарядный, привлекательный вид. Вдоль улице с обеих сторон много домов четырёх и пятиэтажных, много продуктовых и промышленных магазинов.

- Мы подъезжаем к Дому Техники и объединению «ТатНИПИнефть». Расскажите мне, пожалуйста, о них.

- А вот и новостройка. В 2003 году был построен у нас в городе Ледовый дворец. Для чего он нужен? (ответы детей, дополнения воспитателя).

- А что за здание находится на другой стороне напротив Ледового Дворца? К юбилею города ему обновили фасад. (Спортивный комплекс «Юность»)

- Рядом, мемориал Вечный огонь и аллея Героев. Каждый год 9 мая ветераны приходят сюда на митинг, поздравляют друг друга с великим днём, вспоминают тяжёлые сражения. Хотя всё дальше и дальше уходит от нас этот день, но люди свято хранят в сердцах память о тех. Кто храбро сражался и вернулся к своим родным, и о тех, кто отдал жизнь на поле брани. Им, живым и павшим бойцам, стоят в городах и сёлах памятники, подтверждая слова «Никто не забыт, ничто не забыто». Ни подвиги мёртвых, ни отвага живых. И каждый бугульминец, проходя через Аллею Героев, где установлены бюсты героев войны, к памятнику-монументу с Вечным огнём думает о том трудном для страны времени, вспоминает родных и близких. И память наша – это не холодный голос рассудка, а горячая память сердца.

А Вечный огонь горит, не повторяясь в своих очертаниях, горит и как бы повествует людям о том, что недосказано, но завещано.

Дети поют песню «День Победы».

А закончить наше занятие я бы хотела строчками из стихотворения Мусы Джалиля «Утешение» :

Победу мы отпразднуем, друзья,

Мы это право заслужили

До смерти – верностью и чистотой-

Священной клятвой дорожили!

Сегодня наше замечательное и удивительное путешествие по улице Мусы Джалиля заканчивается, но мы ещё побываем и на других улицах города, впереди много нового и интересного. Это поможет нам лучше узнать свой город.

По приезду в детский сад попросить детей отразить свои впечатления от экскурсии в рисунках «Мы едем по улице Джалиля».

Публикации по теме:

Рождественский ПетербургРождественский Петербург Рождественский Петербург Рождественский Петербург - Ты теперь мой друг! И по твоим проспектам Хочу гулять-гулять! Рождественский.

Оформление музыкального зала в детском садуОформление музыкального зала в детском саду Сказочный город Раздумывая о том, как интереснее оформить музыкальный зал, мы решили, что одна из стен зала превратится в сказочный город.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект экскурсии-калейдоскопа «Я познаю свой город».
Опубликовано: 19 мая 2012 в 00:44
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД