Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»

Ольга Орехова
Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»

«Казачество» в «Жемчужинке»

В настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подростающего поколения к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно - эстетическим ценностям.

Наше учреждение имеет казачий статус. Поэтому очень тщательно изучаем быт и традиции казаков. Мы познакомили ребят с казачьими заповедями,пословицами и поговорками особенностями донской одежды казаков и казачек, "вязяли" кружевную файшонку, украшали нарядные шали,"украшали" посуду семикаракорской росписью, знакомились с казачьими мазанками и хатами. Ребята узнали как по - разному воспитывали казачат: девочек и мальчиков, с какой огромной любовью казак относился к своему верному другу - коню (казак без коня, что воин без ружья).

Родители помогли нам создать в группе казачий уголок. Прапрабабушки и прапрадедушки наших воспитанников охотно поделились предметами казачьего быта: старинными фотографиями, мебелью, книгами донских писателей и о Донском крае. С большим интересом семьи детей делали макеты для режиссёрских игр по данной теме, изготавливали картины из природного материала.

Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»

КОНСПЕКТ

Специально - организованной деятельности :

«КАК У НАС НА ДОНУ»

Составил:

воспитатель группы -семьи

«Подводное царство»

Орехова Ольга Георгиевна

Тема: «Как у нас было на Дону».

Цели: 1. Познакомить с обычаями и традициями донских казаков.

2. Развивать творческую активность обучающихся, навыки работы в группе, стремление к самообразованию.

3. Воспитывать интерес к историческому прошлому Донского края, чувство сопричастности к прошлому наших предков-казаков.

Оборудование: Картина околицы-река, ива, небо, солнце, курень, у куреня-плетень, лавочки или стульчики для детей (усланные ковриками, по краям два ватмана с написанными казачьими пословицами, казачья утварь.

Средства ТСО: Музыкальный инструмент-фортепиано, видеопроектор,DVD -диски.

Ход занятия.

Звучит в записи напевная казачья песня, дети спокойно входят в группу, их встречает педагог в казачьем костюме.

Педагог:

Добрый день ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня я, Ольга Георгиевна, отправляюсь вместе с вами в увлекательное путешествие: «В дела давно минувших дней, в преданья старины глубокой». Проходите. Педагог становиться вместе с детьми в круг.

Обратите внимание как у нас красиво, ярко светит и улыбается нам солнышко. Давайте и мы улыбнёмся друг другу. Как нарядно и браво вы выглядите, настоящие казачата. Поэтому, мы сегодня поговорим о том: «Как у нас было на Дону», «Как жили казаки в старину».

(На фоне тихо звучащей казачьей песни)

Педагог: Начнём же наше путешествие.

Степью вольной и равнинами,

Вьётся, льётся Тихий Дон

Полон сказками, былинами

Многолетний его сон.

Славен Дон наш атаманами,

Славен конницей лихой.

И казачками румяными,

И легендой боевой.

Педагог: Степь-как много в этом слове музыки, поэзии, истории. Более 200 лет назад, на сотни вёрст вдоль и поперёк тянулась бескрайняя равнинная степь. Подует ветер и заколышется «море» ковыля, да и в небе прокричит дикая птица, да пронесётся табун диких лошадей. «Дикое поле» - так называлась наша местность, где мы сейчас с вами живем. Но, вот заговорила степь, наполнилась птичьим щебетом, ржанием лошадей, детскими голосами, стали образовываться и заселятся станицы. «Земля Донская-мать родная» - так, гласит народная мудрость. Для казаков, ребята земля на которой он родился и «батюшка Тихий Дон» являлись святыней.

Педагог: Продолжим наше путешествие. Я, снова хочу пригласить вас в наш круг, а так как мы с вами казаки, то и круг наш — казачий. Казаки ребята были люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые. И все жизненные вопросы они решали все вместе, сообща, собираясь на большой казачий круг. Там казаки принимали важные решения, связанные с выбором атамана, сборы в поход и на войну, решение земельных и иных вопросов связанных с личной и общественной жизнью. Одобряя какое-либо решение на Кругу, казаки кричали: «Любо», громко и дружно.

Педагог: А, вам «любо» наше путешествие!

Дети: «Любо».

Педагог: Тогда продолжим его. Проходят к следующему блоку «Казак- рождался воином».

Главной и основной обязанностью казака — была защита своего Отечества. Казаки ребята, верой и правдой служили царю и должны были защищать границы России. 25 лет они проводили в седле, участвуя в боях и походах. Каждому казаку для несения службы нужен был: боевой конь, шашка.

«Казаку честь — за Родину лечь» - гласит пословица. Тоскуя по мужьям и сыновьям, казачки всю свою любовь переносили на детей. Родился мальчик, до 3-х лет — материн сын, с 3-х лет — отцов. Поэтому и сложил народ пословицу: «Сумел родить — сумей и на коня посадить».

Педагог: Ребята, я снова приглашаю вас на казачий круг.

Казаки умели защищать свою Родину, любили её и дорожили казачьей дружбой.

- Ребята, а вы знаете пословицы, в которых говорится об этих качествах характера казаков. (Если дети не скажут, педагог должен обратить их внимание на плакаты с написанными пословицами. А я вам подскажу, давайте почитаем те пословицы, которые я вам приготовила).

- «Береги Родину и веру свою».

- «Казаку честь — за Родину лечь».

- «Чти родителей своих».

- «Хорошего седока, конь не подведёт».

- «В семье лад — будет и клад».

Педагог: Молодцы ребята, много пословиц вы знаете (если ответят сами).

А какая пословица вам больше всего понравилась?

Как вы думаете, что она означает?

Однако казаки умели не только воевать. Поселившись на землях «дикого поля», они быстро научились строить жилые дома и содержать скот. Кроме того, они ловили рыбу сетями, пахали землю и разводили сады.

Я, предлагаю вам продолжить наше путешествие в прошлое. Давайте посмотрим, где и как жили наши с вами предки. Жили они в избе, которая называлась курень. Давайте пройдём с вами в горницу, она всегда выглядела очень красиво и торжественно. Самым главным в горнице был красный угол, где располагались иконы. Казаки ребята, были люди верующие и почитающие Бога. В церковь ходили, праздники Господние почитали. Родится дитя, святым крещением его омоют, крест нательный наденут и с этим крестом, казак не расставался до самой смерти.

Также стояла горка с праздничной посудой, «комоды» где хранилось бельё, стол застеленный скатертью, стулья, на стене висело зеркало, часы, семейные фотографии. Вот как в основном жили казаки.

Педагог: Я снова приглашаю вас, дорогие казачата в наш казачий Круг. Ребята, сегодня ярко светит и улыбается нам солнышко. А, давайте представим, что пошёл ласковый, тёплый дождик, грянул гром, сверкнула молния и снова появилась радуга (игра).

Педагог: Снова засветило нам солнышко.

Продолжим наше путешествие в преданья старины глубокой. Я вам предлагаю всем присесть. В часы отдыха, в праздники собирались казаки и казачки, вместе с детьми на посиделки. Вот здесь и узнавали казачата о дальних походах, чужих странах, о войне, о казачьей отваге и свободолюбии. Здесь казачата учились петь и танцевать. А приветствовали они друг друга так:

«Здорово дневали казаки и казачки!» и получали ответ: «Слава Богу»!

Но ещё славился Дон своими песнями. Радостно было на душе, ладилось всё, пели казаки весёлые песни, беда приходила вся скорбь и тяжесть души, выражалась снова в песне.

Педагог: Ребята! А вы, петь любите?

Дети: Да (Дети поют песню "А на горке калина")

Педагог: Молодцы ребята, вы все очень старались. А теперь, послушайте казачью песню «Как на горке, на горе крутой», (исполняет педагог).

Как на горке, на горе крутой, Ой, да

гулял казак молодой. Ай, ли, люли-

да-люли, Ой, да гулял казак

молодой.

Под ним коник, коник вороной, Ой,

да весь уборчик золотой.

Ай, ли, люли-да-люли, Ой, да

весь уборчик золотой.

Серебряны стремена,

ой, да, золотые удила.

Аи, ли, люли-да-люли,

ой, да, золотые удила.

Педагог: Понравилась вам песня?

Дети: Да!

Педагог: Давайте ребята, её разлучим.

А, чтобы песня прозвучала звонко и заливисто, мне нужна ваша помощь. Поможете мне?

Дети: Да!

Педагог: (разучивает по фразам)

Молодцы ребята, песню мы разучили, а теперь давайте её обыграем. Девочки будут песню петь, а мальчики изображать.

1-й куплет: - мальчики на лошадях выстроены линией, справа и слева, пружинящими движениями идут навстречу друг другу и назад.

2-й куплет: - гладят коня, на вокализе слегка продвигаются вперёд — назад.

3-й куплет: - медленно кружатся, на вокализе слегка продвигаются вперёд-назад.

1-куплет: -повторить.

Педагог: Молодцы ребята, вы хорошо и спели, и изобразили. Казаки ребята, умели, и воевать, и работать, и отдыхать. А ещё они любили играть.

Ребята, а вы поиграть хотите?

Дети: Да!

Педагог: послушайте правила игры. В игре будут принимать участие по два мальчика. (Выходят 2-ва мальчика по желанию).

- Оседлайте коней, казаки! (мальчики выходят, берут коней, садятся верхом).

- Вот вам в руки по сабле. (На определённом расстоянии кладёт на пол по папахе).

-А девочки, с помощью игры на ложках будут изображать нам цокот копыт ваших лошадей (показывает девочкам, пробует с ними, девочки начинают отстукивать ритм вместе с педагом).

- Спасибо, казачки. Как только девочки вместе со мной начинают отстукивать ритм, мальчики — участники, скачут на своих лошадках и на скаку стараются саблей поднять папаху. Понятно?

Дети: Да!

Педагог: Итак, начали! (игра проводится 2-3 раза).

-Молодцы ребята, настоящие казаки, да казачки, такие же ловкие и умелые.

Присаживайтесь на свои места.

Педагог: Ребята, интересно жили казаки?

Дети: Да?

Педагог: А, что вы узнали о жизни казаков?

-Казаки любили свой Донской край, почитали предков, воевали, пахали, сеяли, любили петь, плясать, играть.

Педагог: Очень хорошо. Молодцы ребята. Сегодня, мы с вами узнали о Донском крае, о его просторах, о людях, души которых — бескрайние как сама степь и щедры как матушка земля. В память о нашей встрече, я хочу, чтобы осталась картина, на которую я буду смотреть и вспоминать вас, дорогие мои казачата. Давайте, на этом полотне изобразим донской пейзаж. Яркое солнце, голубое небо, бескрайнюю степь, ковыль, птиц, лошадей. Я приготовила заготовки, подходите, выбирайте детали и приклеивайте их на этот ватман. (Педагог помогает детям, смазывает клеем детали). На фоне спокойной казачьей песни, дети составляют общую картину.

Педагог: Молодцы, ребята! Я хочу, чтобы вы всегда гордились, что вы казаки и следовали казачьим заповедям.

-Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всём казачестве;

- Держи слово-слово казака дорого;

- Чти старших, уважай старость;

- Будь трудолюбив, не бездействуй;

- Береги семью свою. Служи ей примером.

Какая чудесная у нас получилась картина. Я её повешу у нас в группе и буду вспоминать о нашей встрече.

Ребята, заданием на дом вам будет творческий рисунок. Зарисуйте то, что вы узнали сегодня на занятии. (Может быть, это будет рисунок о том, как казаки уходили или возвращались из военного похода, как казаки сажали и убирали урожай, или о том, как казаки отдыхали).

Педагог: Ребята, вы мне очень понравились. И я тоже хочу оставить память о себе. За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.

.На фоне казачьей песни педагог читает стих и раздаёт угощения.

Дон широкий, Дон любимый,

Урожайный, вольный край!

Богатей, наш Дон родимый,

Алым цветом расцветай!

Мы живём в краю свободном,

Расцвела кругом земля!

Дон - красавец полноводный,

Напоил наши поля.

Публикации по теме:

Приобщение ребёнка к народной культуреПриобщение ребёнка к народной культуре Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Зима
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 14:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы направления «Разноцветный мир» по проекту «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
«Кожлянская игрушка-свистулька»
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников
Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (...
Мастер-класс: «Причёски для девочек» подготовительная группа.
Создать красивую стильную причёску своими руками вполне реально, наш мастер - класс поможет вам в этом. Современные маленькие модницы часто хотят сами...