«Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей

Алёна Москалёва
«Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей

Адаптация.

Что происходит с ребенком?

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ре-бенка к новым условиям, факторах, влиящих на успешную адаптацию.

Оборудование: бумага (1/8 листа А 4,) для визиток (20 шт, бумага А 4 (40 шт, английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, плакаты (приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, любой из вариантов обратной связи (приложение 7) - на каждого участника.

Ход встречи

Упражнение «Визитки»

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визит-ки. После того, как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке (детях, посещающих детский сад.

Упражнение «Правила нашей группы»

Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право убрать и добавить правила. Все правила запи-сываются на большом ватмане или отдельно записанные правила помеша-ются на доске (стенде, наборном полотне, стене и т. д.).

Анализ:

1. В какой степени предложенные правила ясны участникам?

2. Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременитель-ны?

3. Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограни-читься традиционными?

Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психо-логическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.

Как часто ребёнок переживает адаптацию?

Упражнение «Моё настроение» (I часть)

Ведущий: Сейчас я попрошу вас взять карандаши, лист бумаги и

нарисовать картину, которая соответствует вашему сегодняшнему состоя-нию, настроению.

По окончании рисования проводится демонстрация получившихся ри-сунков каждым участником группы. Ведущий подитоживает общий наст-рой группы и фиксирует различные проявления в подборе цвета, элемен-тах рисунка и т. д.

Таким образом, мы можем сказать, что подсчитать количество адап-тационных периодов точно не возможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно вы-делить следующие, наиболее яркие.

- Как вы думаете, какие психофизические реакции могу быть харак-терны для ребёнка в период адаптации? (Идёт обсуждение в конце кото-рого ведущий предлагает плакат с данной информацией).

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адапта-ции, ребёнок по-разному привыкает к детскому саду.

В яслях этот период не должен превышать 7 – 10 дней, в саду, для детей в возрасте около 3 – 4 лет - 2 – 3 недели, в старшем дошколь-ном возрасте - 1 месяц.

- Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду? (Идёт обсуждение в конце которого ведущий предлагает плакат с данной инфор-мацией).

- Как вы думаете, какие факторы осложняют адаптацию ребёнка? Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьёзных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Упражнение «Ситуация»

Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.

Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогул-

ку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог так, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь ма-мы не было, и Шурик попросил помочь ему немного воспитательницу. Все дети начали смеяться, что он такой неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспо-мнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Он отказался от обеда. Не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова позвал маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательни-цы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех наб-росилась на Шурика, ругая, что он так себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал сильнее и сильнее.

Вопросы:

1. Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на

целый день в детском саду?

2. Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его до-

мой?

3. Как бы поступили Вы на её месте?

Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиг-рать.

Игры «По дороге в детский сад»

1. «Всё круглое (квадратное, треугольное)»

Ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы,

встречающиеся на пути.

2. «Красные (зеленые,) предметы» - по принципу упражнения № 1.

3. «Волшебные фигуры»

Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т. д.

4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей кур-тке значок и просит ребенка назвать что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, можно спросить ребен-ка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке… Что это?». Или «Ры-женькая, толстенькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям… Кто это?».

Упражнение «Моё настроение» (II часть)

Участникам предлагается на новом листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению.

Анализ упражнения:

1. Что изобразили и почему.

2. Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?

Обратная связь

Ведущий предлагает родителям один из вариантов обратной связи

(приложение) или предлагает сделать запись в книге отзывов. По окон-чании письменного оформления впечатлений ведущий предлагает озвучить участников встречи свои впечатления, мысли, чувства, пожелания.

Приложение

Примерные правила обшения в группе

(плакат)

1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой пред-ставляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

3. Наша первая цель - установить позитивные контакты друг с другом.

4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

5. Мы должны прислушиваться к другим.

6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

7. Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.

Приложение 2

Ситуации, требующие приспособления

ребенка к смене жизненных обстоятельств

(плакат)

1. Поступление в детский сад.

2. Переход из одной группы в другую.

3. Длительная болезнь.

4. Длительный отпуск.

5. Прибывание в детском саду санаторного типа.

6. Смена педагога.

7. Появление нового ребенка в группе сверстников.

Приложение 3

Психофизиологическая реакция ребёнка

в период адаптации

(плакат)

- беспокойство;

- страх;

- заторможенность (повышенная возбудимость);

- капризность;

- раздражительность;

- упрямство.

Приложение 4

Гараздо труднее и дольше

адаптируются дети, которые:

(плакат)

- являются единственными в семье;

- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

- привыкшие к тому, что их капризам потакают;

- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

- неуверенные в себе;

- страдающие ночными страхами;

- эмоционально неустойчивые;

- пережившие психологическую травму;

- дети с ярко выраженными деффектами (в более старшем

возрасте);

- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Анамнестические факторы риска,

осложняющие адаптацию ребёнка к детскому саду

(плакат)

1. До родов (антенатальные факторы):

- токсикозы I и II половины беременности;

- острые инфекционные заболевания матери в период беремен-

ности;

- обострение хронических заболеваний матери в период беремен-

ности;

- приём лекарственных препаратов матерью во время беременнос-

ти;

- стрессовые ситуации у матери в период беременности;

- вредная работа матери в период беременности;

- употребление матерью алкоголя во время беременности;

- частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери;

- курение матери во время беременности.

2. Во вреям родов (интранатальные факторы):

- осложнения в родах;

- наличие асфиксии разной степени тяжести;

- родовая травма;

- хирургические вмешательства во врме родов;

- несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

3. После родов (постнатальные факторы):

- недоношенность или переношенность ребенка;

- крупная масса тела (вес более 4 кг);

- заболеваемость на первом месяце жизни;

- употребление матерью алкоголя во время вскармливания;

- курение матери во время вскрмливания грудью;

- пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребен-

ка);

- искусственное вскармливание ребенка;

- фоновые заболеваня у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, ане-

мия);

- частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до

трех лет;

- задержка нервно-психического развития;

- и т. д.

Приложение 6

Правила для родителей

в период адаптации ребенка

к изменяющимся условиям

(памятка)

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребен-

ком детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут про-

будить у ребёнка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до

первого дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребёнку возможность эмоциональной раз-

рядки.

Приложение 7

Варианты обратной связи

Вариант 1.

Мне понравилось….

Мне не понравилось…

Я хотела бы….

В следующий раз…

Я желаю…

Вариант 2.

Организация занятия…. ….

Помещение….…

Информация….….

Демонстрационный материал…

Общение…

Пожелания….…

Вопросы…

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Адаптация» Уважаемы родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь.

Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей
Опубликовано: 10 января 2014 в 17:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Консультация «Если ребенку надо выучить стихотворение…»
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...