Адаптация тубинфицированных детей дошкольного возраста и факторы, ее определяющие, в условиях специализированного учреждения

Татьяна Шуянова
Адаптация тубинфицированных детей дошкольного возраста и факторы, ее определяющие, в условиях специализированного учреждения

«Адаптация тубинфицированных детей дошкольного возраста и факторы, ее определяющие в условиях специализированного учреждения».

Процессом адаптации в психолого-педагогической литературе подробно изучался многими психологами и социологами в России (Д. Н. Исаев, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. О. Смирнова и д. р.)

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопряжено со множеством изменений в его жизни. Строгий режим дня, ограничение общения с родителями, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, иной стиль общения со взрослыми.

Все эти изменения происходят одновременно, создавая для ребенка стрессовую ситуацию, воздействие которой, без специальной организации, может привести к невротическим реакциям, а в последствии это может закончиться психическими проблемами, которые решить будет уже гораздо сложнее. В связи с тем, что в дошкольных учреждениях не всегда ведется должная работа по адаптации детей, тема нашего исследования является очень актуальной.

Цель исследования: изучение особенностей адаптационного процесса и факторов, его определяющих у тубинфицированных детей в условиях спецучреждения.

Задачами исследования являлось:

На основе анализа современной зарубежной и отечественной литературы проследить закономерные этапы адаптации ребёнка к детскому учреждению; выявить факторы, влияющие на процессы адаптации и психологические причины трудностей в адаптации детей к ДОУ.

Рассмотреть особенности физического и психического развития тубинфецированных детей.

Определить степень адаптации, типичную для большинства тубинфицированных дошкольников в спецучреждении.

Оценить, влияние длительности пребывания детей в ДОУ на протекание адаптационного процесса.

Объект исследования - процесс адаптации детей с туберкулезной интоксикацией в условиях специализированного учреждения.

Предметом исследования являлась специфика адаптационного процесса и факторы, влияющие на процесс адаптации дошкольников в рамках спецучреждения для тубинфицированных детей.

В исследовании принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с туберкулезной интоксикацией из санаторного детского сада присмотра и оздоровления №1 г. Выксы.

Состав воспитанников детского сада сложен, в основном это дети из неблагополучных семей, имеющие, кроме тубинфицированности, и другие отклонения в состоянии здоровья. Основная группа здоровья – вторая, однако есть дети и с третьей группой.

Для выявления социального паспорта семьи нами было проведено анкетирование родителей. Установлено, что 43% семей – это полноценные семьи, родители работают, имеют постоянный, единство требований к ребенку определено со стороны всех членов семьи, уделяется должное внимание к его запросам, реализуется разумное удовлетворение интересов ребенка, организован режим и условия для его игровой и трудовой деятельности.

57% детей из семей группы риска. К таковым относятся: опекаемые дети, педагогически несостоявшиеся родители (гипоапека, криминальные семьи.

Исследование по изучению адаптации тубинфицированных детей дошкольного возраста и факторов, ее определяющих, в условиях специализированного учреждения проводили в несколько этапов.

На первом этапе ставилась цель определить степень адаптации типичную для данного контингента детей и разделить их по данному фактору.

Наблюдение за всеми детьми проводилось в период с сентября по май. Все, участвовавшие в исследовании дети, поступили в старшую группу детского сада в сентябре-ноябре. Наблюдение за протеканием адаптационного периода каждого ребенка проходило индивидуально.

Листы наблюдения, в период адаптации, велись в сотрудничестве с воспитателями группы. Степень адаптации детей к дошкольному учреждению, что 70%, (подавляющее большинство) тубинфицированных детей имеют тяжелую и среднюю степени адаптации, в то время как легкая, отмечена лишь у 30% дошкольников.

Качественную характеристику особенностей протекания адаптационного процесса детей у каждой из выделенных групп осуществляли с помощью методики «уровень тревожности детей» (Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена) и социометрии «Капитан корабля».

После обработки и интерпретации данных уровня тревожности удалось выявить группы тубинфицированных дошкольников с высоким, средним и низким уровнями тревожности и проследить взаимосвязь данного фактора со степенью адаптации детей.

Качественный анализ протекания адаптационного процесса у детей каждой, из выделенных групп, подтверждает, что детям с повышенной тревожностью присуща тяжелая степень адаптации (30% детей). Такие дети проявляли беспокойство, неуверенность в себе, демонстрировали привычки невротического характера. Следует отметить, что низкий уровень тревожности имеют 23% детей с легкой адаптацией.

Таким образом, протекание адаптационного процесса у детей преимущественно в средней и тяжелой степени связано с повышенным уровнем их тревожности.

В дальнейшей работе мы использовали методику «Капитан корабля», позволяющую выявить социальный статус ребенка в группе. Из диаграммы видно, что «отверженные» дети есть только среди тех, у кого наблюдалась тяжелая степень адаптации – это те дети, с которым меньше всего предпочитают общаться в группе таких детей – 20%. Нами было отмечено, что среди отвергаемых детей все имели повышенную тревожность.

В группе «менее выбираемые в общении» оказались дети со всеми видами степеней адаптации практически в равных количествах.

В группе с тяжелой степенью адаптации не оказалось детей относящихся к категории «лидеры». «Лидерами» оказались 20% детей с легкой и 13% детей со средней степенями адаптации. Они преуспевают в какой-либо деятельности, умеют играть и ладить с другими детьми, веселые и приветливые.

Таким образом, результаты диагностики социометрического статуса детей и уровня их тревожности позволили нам подтвердить, что на протекание адаптационного процесса в группах детей с различной степенью адаптации влияет межличностное общение и психологические особенности детей.

На втором этапе исследования ставили задачу выяснить, как влияют различные факторы на процесс адаптации детей. Мы рассмотрели влияние факторов благополучная/неблагополучная семья, семья группы риска и длительности пребывания тубинфицированных детей в детском саду санаторного типа.

Предварительно, мы разделили детей на группы, основываясь на социальный паспорт семьи. Далее, с помощью опросника «Родительское отношение к детям», определяли благополучие семей и производили корректировку состава групп семей по неформальным признакам. Анализируя полученную информацию по каждой группе, оценивали зависимость степени адаптации от данного фактора.

После анализа ответов родителей на тест-опросник «Уровень родительских отношений» мы получили следующую картину родительского отношения к детям. Диаграмма – 4. Оптимальный уровень наблюдается в 5 семьях, нейтральный – в 19 и отрицательный уровень проявился в шести семьях.

Предположение о влиянии фактора длительности пребывания, мы проверили следующим образом. Всех, участвовавших в исследовании детей, разделили на 2 группы в зависимости от времени пребывания в дошкольном учреждении и проследили типичную, для каждой группы детей, степень адаптации. Детей с легкой степенью адаптации в группе круглосуточного пребывания не выявлено. Все дети, имеющие легкую степень адаптации, ежедневно проводят вечернее время дома с родителями. Незначительно отличаются показания у детей со средней степенью адаптации, среди которых, круглосуточно в детском саду находятся 17%, а ежедневного приходят в детский сад 20% детей. Тяжелая степень адаптации, в большинстве случаев, наблюдалась у детей из группы круглосуточного пребывания в дошкольном учреждении (24%) и только у 9% детей, которые ежедневно ходят домой.

Таким образом, мы выяснили, что фактор «круглосуточного пребывания» в дошкольном специализированном учреждении влияет на уровень адаптации детей. Такие факторы, как неблагополучная семья и круглосуточное пребывание, в совокупности, отрицательно влияют на протекание адаптационного процесса у ребенка.

На третьем этапе мы исследовали наличие связи между протеканием адаптационного процесса и результативностью оздоровления тубинфицированных детей. Для этого мы разделили всех, участвующих в исследовании детей, на четыре группы по диагнозам, поставленным врачом фтизиатром на первично инфицирование, детей с нарастанием реакции, контактные дети, гиперчувствительные дети. Затем производили анализ информации по каждой группе тубинфицированных детей обособлено, с целью определения степени адаптации детей каждой из них. Так же мы проследили оздоровление детей, сравнивая результаты реакций Манту за полгода.

После курса превентивного лечения было установлено, что процесс оздоровления прошел более успешно у детей с легкой и средней степенями адаптации. Мы выяснили, что именно у этих детей низкий уровень тревожности, и они воспитываются в благополучных семьях, родители тесно взаимодействовали с педагогами и врачами. Дети из семей группы риска почти все остаются в санаторном детском саду для прохождения повторного курса превентивного лечения.

Таким образом, на протекание адаптационного процесса у тубинфицированных детей в специализированном учреждении влияют следующие факторы:

• низкий уровень здоровья детей приводить к тяжелому протеканию адаптации;

условия круглосуточного пребывания негативно влиять на течение адаптационного процесса;

• предыдущий опыт пребывания в специализированном дошкольном учреждении положительно влияет на адаптационный процесс.

Публикации по теме:

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Сюжетные картинки
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Адаптация тубинфицированных детей дошкольного возраста и факторы, ее определяющие, в условиях специализированного учреждения
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 22:51
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...