«Адаптация — это проблема не только воспитателей»

Татьяна Смирнова
«Адаптация — это проблема не только воспитателей»

Адаптация – это проблема не только воспитателей

это проблема родителей!

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (совокупление всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения.

Прежде чем отдать ребенка в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку. Постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.

Выделяют три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или фаза дезадаптации. Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, нарушении сна, аппетита, длится-1 месяц.

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, сдвиги уменьшаются, наблюдаются лишь по отдельным параметрам, длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпом развития, преодолением к концу года указанной выше задержки темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация: к 20 дню пребывания нормализуется сон, аппетит, контакты со сверстниками и взрослыми, низкая заболеваемость;

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в саду, нервно-психическое развитие несколько замедляется, выше заболеваемость;

- тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений от 2-х до 6-ти месяцев и больше.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности ребенка и возраста (оптимальный возраст – 2 года);

- от наличия лил отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контакта между обстановкой дома и в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

- упрямство (перевозбуждение нервной системы, переутомление, стремление к самостоятельности, протест, избалованность);

- грубость, дерзость (неуважение взрослых к ребенку, недостаточное развитие воли, утомление от однообразной деятельности);

- лживость (болезнь, страх наказания, желание привлечь к себе внимание);

- лень (неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия, не поощряют ребенка, а критикуют его недостатки).

Рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка:

• заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад: учить самостоятельно кушать, совершать туалет, приучать к элементарным навыкам одевания, постепенно отучать от соски;

• перед поступлением в детский сад заранее знакомиться с воспитателем и детьми: приходить на участок во время прогулки;

• помните, что привыкание ребенка должно быть постепенным;

• нельзя пропускать ни одного дня;

• во время общения с воспитателем быть вежливым и приветливым. У маленького ребенка развита интуиция и если мама улыбается педагогу, значит, ему можно доверять;

• постоянно говорить малышу, как интересно и весело в детском саду, много игрушек и очень хорошие взрослые;

• нужно быть терпеливым и ласковым со своим ребенком, постоянно внушать, что вы его любите и всегда заберете из детского сада;

• нельзя пугать детским садом;

• старайтесь соблюдать дома режим группы;

• обратите внимание на полноценное питание вашего малыша и витаминизацию во время адаптации;

• больше уделяйте внимание своему ребенку: разговаривайте, читайте, играйте и просто жалейте;

• нельзя ругать малыша и тем более наказывать;

• можно дать с собой любимую игрушку вашего ребенка;

• давайте больше воды, это отвлекает малыша от переживаний;

• успешная адаптация возможна только при тесном сотрудничестве с педагогом.

Публикации по теме:

Документация в ДОУ. О документации детских дошкольных учреждений Министерство народного образования РСФСРИз действующего приказа «О документации детских дошкольных учреждений» 20.09.88 г. Москва № 41. Решение.

Консультация для родителей Адаптация – это проблема не только воспитателей это проблема родителей!Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Адаптация — это проблема не только воспитателей»
Опубликовано: 24 ноября 2011 в 18:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...