МААМ-картинки

Активизация речи детей раннего возраста

Нелла Другова
Активизация речи детей раннего возраста

Выступление воспитателя МБДОУ детский сад № 96 – Друговой Н. Р.

Тема: «Активизация речи детей раннего возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в раннем возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Активизация речи детей раннего возраста» размещена в разделах

В течение первых лет жизни в развитии речи ребёнка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году – понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь); на третьем году – понимание, активная речь : словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

Большое значение для развития речи ребёнка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребёнком, находящемся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, он активен и восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи.

Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь.

В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные формы активности ребёнка в различных видах его деятельности. Активность должна проявляться и в моменты восприятия речи, понимания, использования усваиваемых языковых средств в целях общения. В раннем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Эмоциональное общение – это первичная психическая связь взрослого с ребёнком.

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Дети – великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослого быстро становятся особенностями детской речи. Этого не должны забывать учителя и воспитатели. К речи воспитателя, обслуживающего ребёнка в ранний, наиболее ответственный период его жизни, должны быть предъявлены определённые культурные и методические требования. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Особого внимания к себе требует культура речи, её этика. Речь воспитателя по форме и тону должна быть всегда культурной, безупречно вежливой. Структуру речи следует согласовать с возрастом детей. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей. Особого внимания к себе требует точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть и мышления. Недопустимо включать в свою речь детские словечки. Этим замедляется процесс овладения ребёнком правильной речью. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает, нервирует. Следует регулировать силу своего голоса. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребёнку, наличие которой необходимо каждому педагогу. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением применять их во всех случаях общения с детьми. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

В начале года мы провели диагностическое исследование активной речи детей по методике Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печора. Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребёнком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ответ ребёнка с помощью картинки. Результаты исследования показали, что дети хорошо понимают, показывают иллюстрации, но активной речи либо не наблюдается, либо речь проста, однословна. Кроме данного обследования проводился мониторинг речевого развития детей, обследование темперамента детей, речи родителей.

Расскажу о методах активизации речи детей раннего возраста, которые мы используем в работе с детьми:

- Разговор с самим собой. Когда малыш недалеко от взрослого, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем: говорить нужно медленно, (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми фразами. Пример: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьёт из чашки молоко» и т. п.

- Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка (мы как бы показываем ребёнку слова, выражающие его опыт).

- Провокация или непонимание ребёнка. Малыш показывает на полку, смотрит на вас. Вы хорошо понимаете, что ему нужно, но даете другую игрушку. Сначала будет возмущение, потом подсказка. «Я не могу понять, что тебе нужно: куклу, машину, кошку и т. д.»

- Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное, но не принуждайте к повторению. Пример: ребёнок «суп», взрослый – «очень вкусный овощной суп». Постепенно приучаем ребёнка заканчивать свою мысль.

- Приговор. Использование игровых песенок, потешек, приговоров доставляют детям огромную радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи, играть словами. Большинство потешек приговоров связано с двигательной деятельностью детей. Чем больше ребёнок выполняет движений, тем больше участков коры головного мозга включается: (с правой рукой – левое полушарие, с левой – правое).

- Выбор. Предоставлять ребёнку выбор. Уже к двум годам ребёнок может самостоятельно делать выбор, если ему это право предоставлено «Тебе налить пол стакана молока или целый?», «Ты хочешь играть с куклой или с медведем?»

- Игры с природным материалом. В своем инстинктивном стремлении к самостоятельности и саморазвитию ребёнок неудержимо тянется к песку, воде, дереву, бумаге. В «возне» с ним большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства. Самые любимые игрушки те, что ребё нок сотворил сам: крепости из песка, куклы из соломы.

- Продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация развивают не только речевые но и сенсорные.

- Замещение. «Представь, что мы самолеты, что это пирожок» Дети любят пантомимические игры: «Угадайте, что я сейчас делаю». Это игры театрализованные.

- Ролевая игра. Игры в «телефон» и др.

- Музыкальные игры. Дети с удовольствием подпевают, обожают шумовые игрушки, игры типа «Каравай», «Пузырь», «По кочкам» и т. д.

В эмоциональном общении речь участвует лишь своей звуковой стороной, сопровождающая действия взрослого. Однако речь, слово всегда обозначают вполне определённые действия (встань, сядь, конкретные предметы (чашка, мячик, определенное действие с предметом (возьми мячик, дай куклу, действие предмета (машина едет) и т. д. Без такого точного обозначения предметов, действий, качеств предметов и их свойств взрослый не может руководить поведением ребёнка, его действиями и движениями, поощряя или запрещая их. Детский сад стремится расчищать дорогу для беспрепятственного развития всех способностей и здоровых наклонностей ребёнка, а между последними нет более существенной и важной, чем способность владеть речью. Интересы социального воспитания человека теснейшим образом связаны с развитием его языка. Язык этот главнейший фактор социального общения людей, является цементом, спаивающим все проявления человеческой жизни в одно целое. Таким цементом в жизни детского сада является беседа. Надо стремиться к тому, чтобы обстановка детского сада предусматривала интересы развивающего языка детей. Как дидактический материал наибольшего значения мы выдвигаем в этих целях картины, игрушки, а также предметы жизненной обстановки и объекты природы. Язык является фоном, на котором развёртывается педагогический процесс в целом. Нет такой его части, нет педагогической задачи, которые могли бы быть обособлены от языка и которые в силу этого не могли бы быть использованы в интересах его развития. Широчайшие возможности для развития языка представляют все виды деятельности: игра, лепка, рисование, труд и т. д.

С маленькими детьми ведутся игры – занятия преимущественно на конкретном материале: игрушках, предметах, картинах. Запас их опыта ещё слишком мал, круг возможностей для занятий по живому слову (без материала) ограничен.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия.

К концу работы мы провели повторное диагностическое тестирование, которое показало, что дети достигли лучших результатов. Структура речи согласованна с возрастом детей. Дети говорят короткими простыми предложениями. Пополнился словарь слов. Значит, наша работа по развитию и активизации речи детей имела положительный эффект.

Публикации по теме:

Активизация познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального образования. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования.

Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» С каждым годом жизнь предъявляет все более.

Особенности развития речи детей раннего возраста Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной.

Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали.

Развитие речи детей раннего возраста СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1). Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (1). План: 1. Понятие.

Развитие речи детей раннего возраста СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 1). Тема: «Развитие речи детей раннего возраста вне занятий» (2) (продолжение). План:.

Развитие речи детей раннего возраста СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 2). Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей.

Развитие речи детей раннего возраста СЕМИНАР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (часть 2). Тема: Занятия по развитию речи, как одна из основных форм работы над речью детей.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста 1. В семье необходимо создавать благоприятную условия, в которой бы ребенок мог с удовольствием общаться со взрослыми и получать новые знания,.

Влияние книги на развитие речи детей раннего возраста Влияние книги на развитие речи детей раннего возраста. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речи детей раннего возраста
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 11:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД