Активное общение педагогов с родителями как средство повышения воспитательной культуры семьи

Прянишникова Юлия Алексеевна
Активное общение педагогов с родителями как средство повышения воспитательной культуры семьи

Дошкольный возраст имеет непреходящее значение для последующего психического здоровья и развития ребенка. Одна из особенностей этого возраста состоит в том, что малыш выступает не пассивным объектом внешних влияний, а становится участником сложного двустороннего процесса его взаимодействия с действительностью.

Воспитатель в своей работе имеет дело не с ребенком вообще, а с конкретным воспитанником в конкретных житейских ситуациях. Педагог должен представлять основные ведущие линии развития ребенка, основные новообразия в них, а главное – своеобразие их индивидуального проявления. Для этого необходимо знать не только ребенка во всех отношениях, но и его семью, особенности семейного воспитания. Поэтому воспитатель строит свою работу с учетом образа жизни, состава и функции семьи.

На наш взгляд, начинать следовало бы не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Внимательное наблюдение воспитателя в утренние часы приема позволяет судить о том, какие отношения складываются в связи «родитель-ребенок».

Рассказывая о ребенке – о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, – воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом. Большинство родителей, обнаруживая это внимание, сами рассказывают о своих проблемах, переживаниях, обращаются за советом и поддержкой. Но иногда недооценивают отклонения в поведении ребенка, полагая, что все само собой образуется с возрастом. В этом случае воспитатель становится инициатором индивидуальной беседы с родителями. С целью достижения максимального позитивного результата беседы воспитатель должен убедить родителей в том, что их понимают, им сочувствуют и пытаются помочь.

Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с каждой семьей возможен при соблюдении определенных условий:

доверие воспитателя педагогической компетентности родителей;

личностный безоценочный стиль общения с семьей;

конгруэнтность в отношениях с родителями.

Причем, конгруэнтность, а именно, способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства, является важнейшей составляющей диалога. Великое счастье в отношениях между людьми, как известно, когда тебя принимают таким, какой ты есть. А современный родитель ни хороший, ни плохой – он просто соответствует своему времени. Следовательно, при построении диалога с родителями педагог должен ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей. Современный родитель нуждается в новых темах встреч, в новом звучании старых привычных тем. Чтобы понять, какие вопросы волнуют наших родителей, мы стараемся всестороннее изучить особенности каждой семьи, не только статистические, а, в первую очередь, ценностные. Наиболее эффективными, на наш взгляд, методами и формами изучения проблем семейного воспитания являются:

анкетирование в форме открытых вопросов;

методика родительского сочинения в свободной форме или с опорой на вопросы;

родительское собрание в форме диалога на актуальные и интересные темы.

Успешность анкетирования зависит от того, насколько правильно изложена цель опроса, смысл и ценность его проведения. Важным элементом анкеты является преамбула, которая призвана привлечь интерес родителей к изучаемой проблеме. Мы приглашаем родителей вместе с нами поразмышлять над вопросами воспитания и развития личности ребенка. При разработке рабочего поля анкеты предпочтение отдаем открытым вопросам, так как это дает возможность родителям самостоятельно, в произвольной форме сформулировать ответ.

Замечательную возможность увидеть детско-родительские отношения глазами родителя дает сочинение «Мой ребенок». Методика информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностику особенностей родительской позиции и семейного воспитания, выявлять восприятие и переживание родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Конечно, можно предложить родителям опорные вопросы, но предпочтительнее, чтобы сочинение было свободным размышлением. Подобное задание заставляет родителей серьезно задуматься над проблемами воспитания не вообще, а собственного ребенка. Воспитателю такое сочинение дает возможность определить уровень педагогической компетентности родителей.

Эффективной формой выявления особенностей семьи остается родительское собрание в форме диалога. Так, для анализа семейных ценностей на первом родительском собрании мы предлагаем родителям самостоятельно записать несколько главных качеств, которые в данной семье занимают важное значение. Если родители испытывают затруднение, можно предложить готовую форму, но самостоятельность родителей более предпочтительна. После того, как родители сделают свой выбор (выберут и проранжируют их, предлагаем желающим озвучить свой выбор и записываем варианты на доске. Например, здоровье, воспитанность, оптимизм, интеллигентность, уважение к старшим, образованность, достаток, порядочность.

Далее предлагаем рассмотреть несколько «житейских ситуаций», о которых воспитатели должны рассказать родителям, и то, как семьи с разными ценностными установками могут по-разному реагировать на эти ситуации. Например: «Коля и Егор поссорились и подрались. В результате у Егора появилась царапина».

Для семьи Егора, в которой главная ценность – здоровье, целесообразно начинать рассказ о произошедшем с акцента на том, что «боевое ранение» не опасно для жизни – царапина хорошо обработана, а затем уже говорить о мотивах ссоры и характера «боевых действий».

Но для семьи Коли, где главным считается воспитанность, та же информация должна преподноситься с других позиций – Коля старался объяснить словами свои желания, но, по-видимому, слов не хватило, пришлось отстаивать свои права мужским способом – дракой.

Что дает такой подход? Бесконфликтность. Не полную и не окончательную, но такую нужную и, оказывается, возможную.

Приглашая родителей к диалогу, просим поделиться опытом семейного воспитания. Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров. Результат такой встречи – понимание проблем воспитания и согласие решать их совместно.

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является совместная деятельность педагогов и родителей с детьми:

открытый просмотр и совместное с детьми участие в занятиях;

игровая деятельность участием родителей;

мастер-класс родителей;

семейные конкурсы творческих работ;

семейные праздники;

совместная проектная деятельность педагогов, детей и родителей.

Вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада в целом идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

В нашем детском саду нет «Дня открытых дверей» в традиционном понимании этой формы взаимодействия с родителями.

Двери детского сада открыты круглый год. Это значит, что родители могут в любое время при желании посещать занятия либо присутствовать в детском саду во время различных режимных моментов. Подобная практика дает определенные плюсы в общении «родитель»«педагог».

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Находясь в группе, они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подобные методы воспитания. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них. Во время проведения занятий мы предоставляем родителям возможность быть не пассивными наблюдателями, а участниками процесса обучения. Они могут сесть рядом с ребенком, помочь ему в деятельности (рисовать, лепить, конструировать и т. д.). У родителей появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу. Присутствуя на занятиях, наблюдая процесс обучения, наши родители проникаются более глубоким и правильным пониманием возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны.

С другой стороны, у детей, когда они видят своих родителей в группе, возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к воспитателям и другим специалистам. Кроме того, присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам. У детей наблюдается взлет чувства собственного достоинства. Для них очень важно участие членов семьи в жизни детского сада.

Привлечение родителей и других членов семей воспитанников к работе в группе дает положительные результаты для воспитательно-образовательного процесса в целом. Воспитатель получает возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду, с помощью занятий дома, а также понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми. Такое близкое общение с родителями позволяет выявить их увлечения и таланты, что, в свою очередь, позволяет нам привлекать их к непосредственному участию в организации и проведении конкурсов, кукольных спектаклей, спортивных соревнований, досугов.

Традиционным в нашем саду стал День семьи. Встреча с родителями в этот день представляет прекрасный повод поговорить об этнических семейных традициях, поскольку в детском саду воспитываются дети разных национальностей. В саду в этот день устраиваются выставки семейных работ, семейные посиделки, на которых родители откровенно делятся секретами семейного воспитания, семейными традициями, рассказывают о преемственности поколений. Эти встречи не очень многочисленны, но создают атмосферы душевного общения.

Решать различные проблемы воспитания ребенка как в семье, так и в детском саду позволяет совместная проектная деятельность педагогов, детей и родителей. В декабре 2008 года в нашем детском саду стартовал проект «В нашем доме живет доброта». О начале проекта мы известили родителей объявлением.

«Дорогие мамы и папы. Мы решили начать новый проект и узнать как можно больше о Доброте. Для этого у нас в группе есть добрые книги и сказки. Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о доброте. Помогите нам изготовить копилку добрых дел, расскажите нам о доброте, нарисуйте вместе с нами рисунки и помогите изготовить коллаж «Поделись улыбкою своей». Ваши дети».

В реализацию проекта включились дети, родители, воспитатели. Была разработана программа мероприятий по формированию у детей такого важного нравственного качества как доброта. В группах были проведены Уроки Доброты, беседы, игры и упражнения, конкурс рисунков «В моем доме живет Доброта», создавались коллективные коллажи «Поделись улыбкою своей». Воспитатели помогали детям собирать в копилку добрые дела и поступки. В младшей группе даже «выросло» чудо-дерево Доброты! Дети многое узнали о доброте и улыбке. Почему люди улыбаются, радуются, смеются? На эти и другие вопросы дети, родители и воспитатели искали ответы в играх, общении, чтении художественной литературы, досугах.

Вовлеченность, заинтересованность детей этой темой позволила воспитателям и родителям почувствовать радость общения с детьми в атмосфере творческого настроя и открытости суждений.

Осуществление этого проекта во многом помогло в развитии партнерских отношений с семьей, в решении актуальных задач дошкольного воспитания.

Таким образом, мнения о пассивности современных родителей несостоятельны, если в отношениях педагога с родителями присутствует чувство доверия, открытости и готовности к взаимодействию с каждой семьей, независимо от ее состава, национальной принадлежности, культурных традиций и ценностей.

Публикации по теме:

Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Методы – путь.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Активное общение педагогов с родителями как средство повышения воспитательной культуры семьи
Опубликовано: 3 марта 2013 в 12:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...
Коллективная работа «Лету красному привет!»
Лето – прекрасная пора! Я думаю одно из самых любимых и долгожданных времён года. Его ждут и люди, и растения, и животные. И, конечно же, лето ждут наши...