Лучший педагог года

«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников» (3 фото)

Светлана Отто
«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников»

«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников»

«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников»
Фото №1 Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников Фото №2 учитель логопед детского сада Звездочка г

Отто С. В. – учитель-логопед детского сада № 37 «Звездочка», г. Удачный, республика Саха (Якутия).

Публикация «„Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников“» размещена в разделах

Сегодня многие дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью и, зачастую, бывают не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия, что приводит к нарушениям письма (дисграфии) и нарушениям чтения (дислексии).

В основе, предложенной мною системы по формированию фонематического восприятия у дошкольников в качестве наиболее эффективного средства и активного метода обучения используется метод наглядного моделирования. Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово) и научить элементарным формам звукового анализа детей уже 3 – 4 – летнего возраста.

Работа по формированию фонематического восприятия включает в себя шесть этапов. Остановлюсь на одном из основных – звуковом анализе и синтезе слов, вызывающим наибольшие трудности, особенно, в добуквенный период.

I этап моей работы — знакомство с гласными звуками, который включает себя анализ и синтез в начале из двух, а затем из трех гласных звуков, различение ударных и безударных звуков.

Подбор символики для малышей – задача непростая, т. к. не всякая символика доступна трехлетнему ребенку. В своей работе при ознакомлении малышей с гласными звуками я использовала модели, разработанные Т. В. Александровой, по моему мнению, наиболее ярко демонстрирующие артикуляцию гласных звуков. Они имеют такие дополнительные детали, как глаза, нос, рот, показывающий положение губ при произнесении данного звука, «оживляющие» кружки-звуки.

В начале малыши, используя символы, пропевают мелодии, упражняясь в умении изменять голос по высоте, силе, длительности, развивая чувство ритма, самостоятельно «записывают» ритмический рисунок песенок («Поющие звуки», «Сочини мелодию»). Усвоив правильное произношение гласных, и, незаметно для себя, запомнив их графическое изображение, они закрепляют знания артикуляции гласных звуков. В дальнейшем, немного модифицировав наглядный материал (съемные, взаимозаменяющиеся ротики, у нас появилась возможность составлять и читать с братцами-гласными свои первые слова: «АУ», «УА», «ИА», проводить анализ и синтез сочетаний в начале из двух, а затем из трех гласных звуков.

II этап - знакомство с согласными звуками, включающий анализ и синтез в начале обратных слогов ( например: АП,ОП,УП, затем прямых ( например: МА,МУ,МЫ).

Здесь передо мной встала более сложная задача: показать артикуляцию согласных звуков, т. к. не все согласные имеют четко выраженную внешнюю артикуляцию. Но все же для некоторых из них мне удалось создать яркий зрительный образ, который помог уточнить восприятие согласного звука (например, губно-губные звуки (п, б, м) – плотно сомкнутые губы; губно-зубные звуки (в, ф) – нижняя губа прижата к верхним зубам; свистящие звуки (с, з, ц) – губы в широкой улыбочке, зубы заборчиком; шипящие (ш, ж, ч, щ) – губки округлены, слегка вытянуты вперед и пр. Теперь братцы-гласные дружат с согласными звуками и помогают придумывать им новые слова: «АП», «УС», «АМ» и т. д. В играх «Первый, второй», «У кого из гостей первый звук гласный (согласный?» ребята учатся определять место звука в слоге и их последовательность.

III этап - звуковой анализ простых слов из трех звуков.

На этом этапе использую «Звуковые домики» (игры «Кто в каком домике живет?», «Позови звук домой» – для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец); «Звуковое лото» (игры «Чья картинка? – с использованием готовых схем, или «Угадай, кто у тебя в гостях?» – когда ребенок сам выкладывает модели слов.

В дальнейшем проводится работа по выявлению качественных признаков согласных (твердый-мягкий, звонкий-глухой, по звуковому и слоговому анализу двух и трехсложных слов, по обучению трансформации слов путем замены одной из фонем.

Проведя анализ эффективности метода наглядного моделирования в процессе формирования фонематического восприятия у дошкольников, мы получили рост уровня фонематического восприятия по всем параметрам : высокий уровень с 14% вырос до 67%, средний с 16% до 33%, низкий с 70% снизился до3%. Таким образом, данный метод позволяет в игровой форме познакомить детей со сложным миром звуков, подготовить их к звуковому анализу слов, а значит, помогает предупредить ошибки при чтении и письме. В дальнейшем можно использовать модели, имеющие более полную информацию о звуке. Практика показывает, что дошкольники быстро запоминают модели и с интересом ими пользуются при обучении чтению.

Публикации по теме:

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Выявление и устранение предпосылок дисграфии на почве несформированного фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 03:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД