Папки-передвижки

«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы

Зинаида Рябоконова
«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 6 «Колокольчик»

села Стародубского Буденновского района»

Опыт работы

Тема: «Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель

МДОУ д/с № 6

Публикация «„Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста“, Опыт работы» размещена в разделах

«Колокольчик»

З. И. Рябоконова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность экологического образования в системе дошкольного образования;

- глобальная проблема современности стр. 1

2. Основные задачи воспитателя в экологическом воспитании детей стр. 2 - 3

3. Формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением стр. 3-5

4. Экологическое просвещение родителей стр. 6-7

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни.

Д. Родовиг

В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды, частые аварии, касаются каждого государства. В совокупности все это создает непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека, а как результат - разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время. Стало очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов, нравственных установок и ценностных ориентаций зависит существование биосферы как системы жизни. Современные проблемы, проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры, понимания необходимой реализации принципов устойчивого развития.

Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

«В период дошкольного детства в процесс целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформулировать начала экологической культуры - осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». С. Н. Николаева. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорией.

Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности.

В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», человек считал себя победителем, покорителем природы. Это означает, что в отношениях «люди - природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится. Мы должны у подрастающего поколения сформировать новое экологическое сознание. И свою задачу как воспитателя, я вижу в том, чтобы новое поколение строило свои отношения с природой с иных позиций - позиций биоцентризма, означающих: человек особая, разумная, но все же только часть природы, а экология - это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

II

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Известно также, что истинная красота заложена в природе и своей целью я считаю помочь ребенку увидеть ее, так научиться ценить ее.

И чтобы воспитать ребенка с новым экологическим мышлением я поставила перед собой следующие задачи:

• Понимание самоценности природы.

• Осознание ребенком себя как часть природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «ценная реакция».

• Обучение азам элементарной экологической безопасности.

Основной задачей в экологическом воспитании я вижу в формировании у детей гуманного отношения к природе. Способного понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Формирую основы экологической культуры в д. /играх, играх-имитациях, в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуациях, целевых экскурсиях, праздниках и др. Особое место занимают занятия интерактивного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Успешно решать задачи экологического воспитания помогают ведущие комплексные программы: «Программа воспитания, обучения и развития в д. /с» М. А. Васильева, также помогают такие программы: «Наш дом-природа» Н. Рыжовой, «Юный эколог «С. Николаевой, которые дают возможность реализовать систему экологического образования дошкольников. Позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения формам взаимодействия с природой.

III

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, поэтому умение жить в согласии с природой, с окружающей средой я считаю, следует начинать воспитывать как можно раньше. Я стараюсь научить детей видеть красивое. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее назначение.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепа душа, не жди доброты, честности, преданности и мужества.

Поэтому экологическое воспитание неразрывно связано с воспитанием нравственных, патриотических чувств, как сказал поэт:

«Кто не любит природу родную

Тот не любит Отчизну свою»

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, запах, звучание и т. д.). Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное состояние переходит в активную деятельность: в стремление сохранить понравившиеся, умножить красоту, передать ее другим (сочинить сказку, нарисовать, т. е. формирование бережно-эстетического отношения к природе я применяю нетрадициое рисование объектов природы (печатание листьями, рисование пальцами, ладошкой, методом «тычка», нитками, трафаретами и д. р.). Наиболее удачные рисунки храним.

Дети часто связывают понятия «красота» и «добро» с природой, с бережным отношением к ней. Многие дети знают, что природу нужно беречь, но, лишь дополненные эстетическим чувством, положительным отношением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы, чувство любви к ней определяют их практическую деятельность по ее охране. Формируя у детей эмоционально-положительное отношение к миру, даю почувствовать ребенку, что от него самого зависит состояние окружающей среды. И формирую человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Подвести детей к пониманию ограниченности природных ресурсов, и привить им первоначальные сведения о рациональном использовании воды, энергии в быту. Для закрепления навыков проводила наблюдения, опыты-эксперименты в кружке «Секреты природы».

Познание природы возможно при непосредственном общении с ней, которое я провожу на экскурсиях, во время прогулок, Показываю детям ажурность красы березы, голубизну неба, разноцветье трав и т. п. Также для развития эстетических чувств применяю рассматривание картин художников, знакомлю с экологическими сказками, стихами, рассказами о природе. Для успешной работы с детьми оформила «Экологический букварь». Его содержание познавательный материал, стихи, загадки, кроссворды, правила поведения на природе, дидактические игры - о птицах, деревьях, животных, растениях.

В течение трех лет работаю с детьми по проекту : «Наше дерево». Цель проекта: сформировать у детей положительное отношение к дереву, как живому существу. Вызвать желание оберегать, защищать, заботится о нем. Оформлен дневник наблюдений.

В концепции дошкольного образования провозглашается, фундаментальной предпосылкой воспитания, и обучения детей является забота об их здоровье. Эколого-эстетическое образование не ограничено какой - либо одной сферой деятельности и я неразрывно связываю его с оздоровительной деятельностью и внедряю в работу с детьми через игры, занятия ауто-тренингом, пальчиковую гимнастику и др.

Например:

П. / игры: «Перелет птиц», «Цапля», «Цветы и ветерки» и т. п.

Разминутки: «Здравствуй, солнце!», «Аист», «Жуки» и тд.

Игры-имитации: «Люди и деревья», «Деревья как люди», «Лесные жители» и т. п. Экологические тренинги : «Жук вверх ногами», «Гусеница» и др.

Пальчиковая гимнастика: «Десять пальчиков», «Грибная семейка», «Этот пальчик в лес пошел» и др.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Провожу занятия в игровой форме: «В гости к Берендею», «Путешествие в подводное царство».

Игры - викторины: «Растения леса», «О растениях и животных».

Д/ игры: «Грибная полянка», «Кто прыгает, летает, плавает», «Кто, где живет».

IV

Экологическое воспитание в настоящие время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, т. к. семья играет главную роль в жизни ребенка.

Поэтому я поставила перед собой задачи:

• Повысить уровень нравственно - экологической компетентности родителей;

• вовлечь родителей в совместную с ДОУ экологически - ориентированную деятельность.

Для этого провожу родительские собрания, формы проведения: КВН, дискуссия, вечера досуга в виде конкурсов. Использую средства наглядной агитации: папки раскладушки, анкетирование, консультации, листовки. К листовкам родители проявили особый интерес. Это одна из форм наглядной агитации, в которой лаконично описывались правила поведения в природе, листовки выполнялись в соответствии со временем года и важными явлениями природы.

Например: «Берегите первоцветы», «Беда», «Лес горит», «Сохраним елочку».

Система сотрудничества коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, ягодам, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Ведь семья - это изначальная ячейка государства. Здесь, в семье, закладывается в человеке все то, что должно составить основу его разума, гражданственности, красоту духа подрастающего поколения. Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине и природе.

Экологический кризис подвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно - технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек - природа - общество». И я приложу все свое мастерство, опыт, знания, творчество, чтобы воспитать гуманную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. И. Грехова: «Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях».

2. Л. И. Грехова: «В союзе с природой».

3. Н. А Рыжова: «Наш дом - природа».

4. Н. Е. Веракса: «От рождения до школы»

5. С. Н. Николаева: Парциальная программа «Юный эколог»

6. О. А. Скоролупова : Осень. Овощи и фрукты. Грибы. Хлеб Тематические недели в детском саду.

7. Журнал «Управление ДОУ» № 3 2007 год.

8. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 2006 год.

9. Журналы «Дошкольное образование» № 7/ 2004 год, № 3/ 2004 год, № 2006 год, №7/2006 год.

10. Л. Виноградова «От осени - до лета».

11. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

12. Журнал «Старший воспитатель ДОУ» № 1 2014год. ;№5 2015год;№7 2016год;№3 2017год.

Публикации по теме:

Актуальность экологического воспитания дошкольников: цели, формы и методы работы «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Конкурсное испытание «Методический семинар» МДОУ «Ельниковский детский сад №1» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,.

Опыт работы воспитателя «Сказка, как основа нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Демократизация и гуманизация общества осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера:.

Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста МБОУ №35 «Малышок» г. Шадринск Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста Система экологического воспитания детей дошкольного возраста “Любить природу – значит любить Родину” М. Пришвин Федеральный государственный.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста Влияние экологического воспитания на социализацию детей дошкольного возраста. Кузнецова Светлана Викторовна Воспитатель МКДОУ д/с№171 «Черничка».

Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста». Опыт работы
Опубликовано: 20 мая 2018 в 12:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД