МААМ-картинки

«Аукцион осенних загадок». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения

Наталья Лямасова
«Аукцион осенних загадок». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения

Тема занятия: «Аукцион загадок от Осени».

Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет с нарушением зрения).

Выполнила: Лямасова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ д/с 10 «Белочка».

Цель: Обобщить представления детей об осени: приметы осени, знание осенних [месяцев.

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

• Учить детей составлять рассказы из личного опыта.

• Понимать и подбирать образные выражения.

Публикация «„Аукцион осенних загадок“, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения» размещена в разделах

• Развивать связную речь, активизировать и пополнять словарь детей по теме «Осень»: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, ледостав; старинные названия осенних месяцев: «рябинник», «листопадник», «грудень».

• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

• Развивать диалогическую и монологическую речь.

• Развивать фонематический слух.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

• Закреплять представление о времени года «Осень», о жизни животных и растений осенью, о труде людей в осенний период.

• Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей).

• Познакомить детей со старинными названиями осенних месяцев: «рябинник», «листопадник», «грудень».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• Развивать коммуникативные умения детей через выполнение заданий в мини-группе.

• Воспитывать умение детей слушать и слышать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, оказывать взаимопомощь.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

• Учить понимать выразительные средства разных видов искусства: живопись, поэзия.

• Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

Коррекционные задачи:

• Активизация зрительной функции.

• Развитие целостного восприятия.

• Развитие прослеживающей функции.

Предварительная работа:

- познавательные занятия по теме «Осень», «Лес», «Овощи», «Фрукты»;

- наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе «По следам Осени»;

- беседы;

- ведение дневника наблюдений;

- дидактические игры «Времена года», «Круглый год»;

- словесные игры «Так бывает или нет?», «Подскажи словечко», «Закончи предложение»;

- компьютерные игры «Отгадай загадку», «Четвертый лишний» (об осенних явлениях)

- подвижные игры «У тебя мы, Осень, спросим», «Ласточка»;

- экскурсия в осенний парк,

- творческая деятельность: «Осенний пейзаж», «Улетают птицы, улетают…»;

- чтение стихов об осени.

Перечень оборудования и используемых материалов:

• Мультимедийное оборудование;

• Магнитная доска;

• Посылка с письмом, осенними листьями, гроздью рябины и комком земли;

• Контурный рисунок дерева с кроной, разделенной на несколько частей;

• Картины-пейзажи «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»;

• Презентация к поэтической загадке «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»;

• Презентация «Приметы осени»;

• Набор картинок с изображением природных явлений, характерных для разных времен года;

• Незавершенная мини-книжка;

• Ребусы «Расшифруй слово»;

• Карандаши, маркер.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вводная часть Воспитатель вносит в группу посылку.

- Ребята, сегодня на адрес детского сада поступила посылка. Интересно, кому адресована эта посылка?

(Читает, что посылка адресована детям, любящим отгадывать загадки.)

- А вы, ребята, любите отгадывать загадки?

- Тогда эта посылка для вас.

Дети с помощью воспитателя открывают посылку и достают гроздья рябины, осенние листья, землю.

2. Постановка и принятие детьми цели занятия - Ребята, как вы думаете, кто прислал нам посылку и о чем говорят предметы, находящиеся в посылке?

- Посмотрите, ребята, здесь лежит еще письмо, давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо.

- Вы правы, ребята, посылку нам прислала Осень и загадки, которые предлагает нам отгадать Осень, будут об осенних явлениях.

- А как же мы ответим на первую загадку Осени?

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы из посылки.

- Я думаю, в ходе разговора об осени, мы найдем ответ на эту загадку.

Прежде, чем приступить к отгадыванию загадок, воспитатель предлагает детям провести разминку и ответить на вопрос: «Что бывает осенним?» Дети высказывают свои предположения.

Дети, назвав осенние предметы, явления, события, закрашивают по частям крону дерева.

3. Основная часть:

Загадка в картинках: дидактическое упражнение «Такая разная осень».

- Ребята, посмотрите на эти три картинки. Они такие разные, а называются все одинаково: «Осень».

- Как вы думаете, ребята, почему?

- Давайте, дети, вспомним, как называется картина, изображающая природу?

- Как вы думаете, какой пейзаж отображает природу в начале осени?

- Как называется этот период осени?

- Как меняется состояние природы в течение осени?

- Как называется период осени, когда все деревья становятся золотыми?

- Что происходит в конце осени? Как меняется погода?

- Как называется этот период осени?

- Правильно, ребята, осень длится три месяца.

-Какому месяцу соответствует ранняя осень?

-Какому месяцу соответствует золотая осень?

-Какому месяцу соответствует поздняя осень?

- А вы знаете, ребята, что в старину осенние месяцы имели другие названия?

- Так сентябрь назывался «рябинник». Почему?

- Октябрь носил название «листопадник». Почему?

- Ноябрь назывался «грудень», потому что смерзшаяся земля грудами (кочками) лежит на дорогах.

- А сейчас, ребята, давайте пофантазируем: представьте, что вы – осеннее солнышко (воспитатель использует прием эмпатии).

- Какое у вас настроение?

- Что вы чувствуете?

- Что вас беспокоит?

- О чем вы мечтаете?

Воспитатель может показать образец на примере другого объекта, если дети затрудняются.

- Художник рассказывает нам об осени с помощью сюжета (что нарисовано, композиционного решения (как нарисовано) и цвета.

- Поэт рисует нам осень словами, используя яркие эпитеты, образные выражения, сравнения.

Поэтическая загадка: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".

- Следующая загадка от Осени в стихах: вам нужно отгадать, о каком осеннем месяце идет речь в стихотворении?

(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).

- А помогут мне загадать поэтические загадки Алина и Лилия, а третье стихотворение я прочитаю сама.

Воспитатель обращает внимание детей на слайды, сопровождающие чтение. Говорит, что в них - подсказка для детей. Можно использовать рисунки с предыдущего задания, подобрав к каждому стихотворению соответствующий пейзаж.

Компьютерная игра: "Что перепутал художник?"

- Для того чтобы разгадать следующую загадку, нужно быть очень внимательным и хорошо знать явления, которые происходят осенью.

Воспитатель демонстрирует презентацию «Осенние явления», предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и убрать с нее явления не характерные для осени. В случае затруднения воспитатель предлагает посмотреть детям на картину с помощью «подзорной трубы» (сделанной из ладошек) и внимательно обследовать каждый фрагмент картины.

Зрительная гимнастика:

- А сейчас я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз, для этого снимите очки. Следите глазами за листьями.

Зрительная гимнастика проводится с помощью мультимедийного оборудования. Воспитатель напоминает детям о необходимости следить глазками за двигающимися объектами.

Динамическая пауза:

- Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и погулять по осеннему лесу.

Воспитатель читает стихотворение.

Дети выполняют движения, соответствующие словам стихотворения.

Дидактическое упражнение: "Что за книжка?"

Воспитатель обращает внимание детей на необычную книжку, в которой есть только обложка, а страницы все пустые. На обложке нарисован «портрет» Осени.

- Как вы думаете, ребята, о чем эта книжка?

- Что нужно сделать, чтобы получилась настоящая книжка?

- Правильно, ребята, нужно дополнить страницы книги иллюстрациями.

Воспитатель предлагает детям рисунки, отображающие зимние, весенние, летние, осенние явления природы.

- Выберите те рисунки, чтобы книга получилась правдивой, достоверной.

Чтобы не допустить ошибок, воспитатель советует детям работать сообща, прислушиваться к мнению других детей.

- Теперь наша книжка стала, как настоящая.

- Давайте, ребята, потом пополним ее еще загадками и стихами об осени.

][Дидактическое упражнение: "Отгадай слово".

- Ребята, в следующей загадке Осень зашифровала название осенних явлений с помощью ребусов. Чтобы отгадать их нужно определить первые звуки в изображенных картинках. Затем определить букву, которая соответствует этому звуку, и записать ее. У вас получится зашифрованное слово.

Воспитатель делит детей на пары и просит детей работать сообща.

Дети определяют первые звуки, записывают их с помощью букв и читают получившееся слово

Задание: "Составь рассказ об осени"

- Отгадывая загадки и выполняя задания, мы вспомнили об осени так много важного и интересного, что можно составить рассказ.

- А начать его можно словами: «Наступила осень…»

- А я попробую нарисовать то, о чем вы будете говорить.

Воспитатель рисует высказывания детей (комментируемое рисование).

Воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени, используя все свои знания и наблюдения за живой и неживой природой в осенний период, а сам берет большой лист бумаги, фломастеры и переносит рассказ детей на бумагу.

Дети составляют рассказ об осени, вспоминая характерные природные явления и изменения в жизни человека и животных.

- Содержательный и интересный получился у вас рассказ, ребята, а у меня – вот такой рисунок про осень.

- Но у нас осталась не разгаданной первая загадка осени: что обозначают предметы, присланные нам Осенью.

(Воспитатель подсказывает детям, что в ходе разговора об осени, ответ на эту загадку прозвучал.)

Дети с помощью воспитателя находят ответ, повторяют старинные названия осенних месяцев.

- С помощью этих предметов осень зашифровала старинные названия осенних месяцев, назовите их еще раз: "рябинник" - сентябрь, "листопадник" – октябрь, "грудень" – ноябрь.

4. Заключительная часть.

- Ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями и отгадали все загадки Осени. Теперь никто из вас не скажет, что ледоход бывает осенью, а листопад – весной, что птицы вьют гнезда осенью, а весной улетают в теплые страны.

- Теперь вы знаете, как назывались осенние месяцы в старину и сможете рассказать об этом тем, кто не знает.

5. Рефлексия

- Понравилось ли вам наше занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было самым трудным для вас?

- А с чем вы справились с легкостью?

Перечень методической и художественной литературы:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2. Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., дополненное. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – (Развиваем речь).

3. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. М. : Мозайка-Синтез, 2016.

4. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет (программа театрально-игровой деятельности)./ Д. Г. Кайль. Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.

5. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий)./ О. С. Ушакова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002.

6. И. Токмакова «Деревья».

7. Г. А. Скребицкий «Осень».

8. А. К. Толстой «Осень».

Приложение

Дидактическое упражнение: «Что бывает осенним?»

Цель: активизировать и пополнять словарь детей по теме «Осень».

Ход игры: дети, называя объекты, явления, ассоциации, закрашивают по частям крону дерева. Кто больше назовет осенних объектов, явлений, тот быстрее раскрасит крону дерева.

Дидактическая игра: «Такая разная осень».

Цель: сформировать у детей представление об осени, как о переменчивом времени года; закрепить знания о трех периодах осени: «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень». Устанавливать соответствие периода осени и осеннего месяца.

Ход игры: детям предлагается объяснить, почему под такими разными картинками-пейзажами стоит одно и то же название: «Осень». (Рисунки нарисованы воспитателем).

Словесная игра - «Поэтическая загадка: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Цель: учить устанавливать связи между осенними месяцами и природными осенними явлениями, «нарисованными» в стихотворении.

Ход игры: дети читают стихотворения, «рисующие» природные явления характерные для сентября, октября и ноября. Чтение стихотворений сопровождается демонстрацией слайдов, отражающих эти природные явления.

Сентябрь

Пришёл он к нам с красками,

Коснулся листьев ласково

И деревце простое

Вдруг стало золотое.

Принёс он нам зонтики,

Полил на рощу дождиком

И выросли на кочке

Волнушки и груздочки…

Просил детей заботливо

Ходить по лужам в ботиках.

И с грустью добрый друг

Отправил птиц на юг.

Октябрь

Подарило солнце лесу свой подарок:

Побежал по кронам лучик не простой -

Лес преобразился, праздничен и ярок,

Засверкал осенней, жаркой красотой.

Заплела березка косы золотые,

В желтых сарафанах липы встали в ряд,

Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,

И бордовый клену так к лицу наряд.

Ноябрь

Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,

Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.

Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.

Гонит в небе облака, плещет серая река.

Птиц неслышно, улетели.

Скоро заметут метели, зимний холод впереди:

А пока - дожди, дожди…

Компьютерная игра: «Что перепутал художник?»

Цель: создать условия для активизации и применения детских знаний. Развитие целостного восприятия.

Ход игры: дети определят объекты на картине не характерные для осени. Объясняют, в какое время года их можно наблюдать. При прикосновении к объекту на экране, он исчезает, если ответ правильный, если ответ неверный – объект на время исчезает, а потом появляется вновь.

Зрительная гимнастика «Листопад».

Цель: профилактика зрительного утомления, развитие прослеживающей функции глаза.

Проводится с помощью использования ИКТ.

Динамическая пауза.

Цель: снятие статического напряжения,

Ходит осень по дорожке, (Дети шагают на месте)

Промочила в лужах ножки. (Шагают с высоким подниманием колена)

Ходит осень, бродит осень, (Шагают по группе)

Ветер с кленов листья сбросил. (Поднимают руки вверх и опускают вниз)

Весело в лесу шагаем (Шагают по группе)

И листочки собираем. (Наклоны вперед)

Собирать их каждый рад, (Наклоны вперед)

Просто чудный листопад! (Прыжки на месте на двух ногах)

Дидактическое упражнение «Что за книжка?»

Цель: закрепить знания детей об осенних природных явлениях.

Ход: Детям предлагается незавершенная книжка-самоделка. В книжке есть только обложка с рисунком и пустые страницы. Дети придумывают название, глядя на рисунок обложки, и предлагают дополнить страницы книги иллюстрациями, отражающими осенние природные явления и труд людей осенью. В ходе работы дети могут вспомнить осенние загадки, пословицы об осени. А потом пополнить ими страницы книги.

Карточки-рисунки с природными явлениями нарисованы воспитателем и детьми во время творческой продуктивной деятельности:

Книжка – малышка «ОСЕНЬ».

Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

Цель: развитие фонематического слуха.

Выполнение упражнения: детям раздаются ребусы, в которых зашифрованы с помощью картинок названия осенних явлений. Дети определяют первые звуки в изображенных картинках. Затем определяют букву, которая соответствует этому звуку и записывают ее. Получается слово, читающие дети называют его.

Варианты ребусов:

Творческое задание: «Составь рассказ об осени» (комментируемое рисование).

Цель: активизация связной речи детей.

Ход: воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени, используя все свои знания и наблюдения за живой и неживой природой в осенний период, а сам берет большой лист бумаги, фломастеры и вместе с детьми начинает фантазировать и рисовать. Дети составляют описательные рассказы, а воспитатель рисует по их указаниям. Дети увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах. Эта ситуация побуждает их к высказываниям. Не напрягаясь, и не прикладывая больших усилий, дети легко описывают предметы,

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сочиним стихи о школе» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет) Тема: «Сочиняем стихи о школе» Интеграция.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы с нарушением зрения «Знакомство с воздухом» Коррекционно- образовательные задач: 1. Продолжать формировать представления детей о неживой природе (воздух). 2. Развивать ориентировочные.

Конспект НОД в первой младшей группе для детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов. Дидактическая тема: «Домашние животные». Программное содержание: • Учить детей соотносить.

Конспект открытого занятия по физическому развитию детей с нарушением слуха в подготовительной к школе группе Программное содержание: - упражнять детей в выполнении команд, в ходьбе, в беге - учить выполнять общеразвивающие упражнения с гимнастической.

Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения.Конспект занятия тифлопедагога по ознакомлению с коми культурой в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Тема: "У Марпы в гостях" (открытое НОД по ознакомлению с Коми культурой). Тип: комплексное. Возраст: Подготовительная группа,6 - 7 лет.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Машины-помощники. Придумывание загадок» Цель: Создать условия для развития творческих способностей у детей развивать речь посредством применения художественного слова, путём использования.

Конспект НОД «Улица, моего города» для детей с нарушением речи в подготовительной группе Программное содержание. Коррекционно-образовательные задачи: - закрепить умение составлять сюжетную композицию по заранее составленной схеме;.

Самоанализ занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения Непосредственно – образовательная деятельность осуществлялась в подготовительной группе по теме «Путешествие в осенний лес», образовательная.

Занятие по подготовке к обучению в школе детей с нарушением зрения «Лесная школа» (подготовительная группа) Ход занятия: Дети заходят в группу и здороваются с гостями. 1. Организационный момент: приветствие Психолог: Здравствуйте, ребята. А теперь.

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление загадок о животных» Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Составление загадок о животных».Программное содержание: Цель: Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Аукцион осенних загадок». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 22:53
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД