Папки-передвижки

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках

Людмила Абрамова
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках

Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (3 уровень).

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

АБРАМОВА Л. В.

Оборудование:

-для воспитанника: игрушки Маша и Мишка, следы, предметные картинки, ПК, маркер, конверт – письмо Маши и Мишки.

Публикация «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках» размещена в разделах

-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки, ПК, маркер.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш];

- умение чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- умение составлять из слов предложения;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса;

- совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

Коррекционно- воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к НОД;, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Ход НОД.

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

1. Приветствие.

- Никита, сегодня к нам пришли гости, давай с ними поздороваемся!

- Здравствуйте!

- У нас сегодня необычное занятие! Прежде, чем сесть за наш с тобой столик, мы должны пройти дорожку к столику вот по этим следам. Ты будешь брать след и картинку, которая лежит под следом, называть, что или кто нарисован на картинке!

- Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

- Никита, какой звук встречается в словах картинок?

- Верно, звук «Ш».

2. Артикуляционная гимнастика:

- Жила-была девочка Маша. Домик у нее красивый, с большими окошками (упражнение «Окошко»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье», сладкий чай, налила чай в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…

II. Актуализация знаний.

- О каком звуке мы будем говорить? Правильно, о звуке [Ш].

Характеристика звука :

- Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.

- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Ш» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Ш» – глухой.

- Посмотри, нам с тобой пришло письмо. Давай мы его откроем и прочитаем. Здесь чей-то портрет. Ты знаешь, кто это? Да это любимые герои кукла Маша и Мишка. Давай вместе четко произнесем их имена Мишшшка, Машшша. Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – (звук [ш]).

Здесь написано: «Ждем тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём». Маша с Мишкой в гости в лес нас приглашают, поиграть там предлагают.

- Пойдем в гости? (Да)

По тропинке в лес пойдём,

На полянке дом найдём.

1. Упражнение «Постучи, как я».

Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.

- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша.

- Мишка и Маша узнали, что ты учишься правильно произносить их любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [ш]. Какой любимый звук у Маши и Миши? Произнеси его - шшшш.

2. Произнесение слогов со звуком «Ш».

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Посмотри, какой сундучок я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает стеклянные камешки.

Давай мы выберем все камешки и проложим из них дорожку к домику Мишки. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:

Ша - шу - ши Ашка - ушка - ишка

Ши –ша - шу Ишка - ашка- ушка

Шу –ши - ша Ушка – ишка - ашка

- Молодец! У тебя хорошо получается.

- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

III. Открытие детьми нового знания.

3. Автоматизация звука [ш] в словах.

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

- У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль).

- У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка, шашки).

4. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».

У мишки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

Ша-рик.

Кры-ша.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».

- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

Ша-рик.

Кры-ша.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

6. Игра «Назови ласково» (ПК).

Хлеб – хлебушек.

Заяц – зайчишка.

Солнце – солнышко.

Изба – избушка.

Петух – петушок.

Скворец – скворушка.

Соловей – соловушка.

7. Упражнение «Посчитай-ка».

Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

- Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

8. Автоматизация [ш] в предложениях.

-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.

- Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)

- Как ты думаешь, что лежит в мешке? Ответь полным предложением. (Вишня лежит в мешке)

- Придумай предложения по второй и третьей схемам.

(Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши)

9. Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной:

Шапка да шубка –

Вот наш Мишутка.

А сейчас давай сделаем пальчиковую гимнастику (выполнение действий с проговариванием) :

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

10. Изоритмика «Солнышко».

Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.

Круг рисуем, раз, два, три.

Очень круглый, погляди.

А от круга, а от круга

Много линий проведёшь.

Их лучами называют.

- Что получилось – узнаёшь? (Солнышко).

11. Задание «Подбери предметы к признакам».

Ласковое, большое, горячее (солнышко)

Маленькая, еловая, коричневая (шишка)

Зеленая, прозрачная, тихая (лягушка)

Красивая, белая, болотная (кувшинка)

12. Задание: «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).

V. Рефлексия (итог).

Игра «Лабиринт».

- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Ш-ш-ш» (Картинка на ПК).

-Какой мы сегодня звук учились произносить?

- Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого мишку, ну, а если нет, то – грустного.

Литература.

1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. : пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М. : ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2005.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М. :Сфера,2008.

4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.

5. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. ,М. ,2007.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях» Цели:- автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях; - развивать пространственную ориентацию; - формировать умение оценивать свою деятельность;.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Составила: учитель – логопед МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» Ванина В. Г. 2015 пгт Бурея Цель: закрепить правильное произношение.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях» Коррекционно – образовательные задачи: упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах и предложениях. Закрепить умение определять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели : 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального занятия «Активизация звука [С] в слогах, словах и предложениях» ЦЕЛИ • Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда». • Упражнять в правильном произнесении звука[С]в слогах, словах.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание Образовательные: - закрепить правильное произношение.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях Автоматизация [Р] в слогах, в словах, в предложениях. «Цирковая программа» ЦЕЛИ: - Упражнять в правильном произнесении [Р] в слогах, в.

«Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях». Конспект занятия по пескотерапии во второй младшей группе Конспект занятия по пескотерапии во второй младшей группе Тема: Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях. Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках
Опубликовано: 27 января 2016 в 16:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД