Нажмадинова Регина Данисовна
Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе»
Приближается время,когда ребенок будет носить гордое имя- первоклассник. И поэтому у родителей возникает много волнений, где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Ноодно можно сказать точно–готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем впервом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационныйпериод.
Публикация «Рекомендации родителям „Подготовка ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Что же включает подготовка к школе?Подготовкаребенка к школе–это целый комплекс знаний,умений и навыков,которыми долженвладеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимыхзнаний. Итак,что подразумевает качественная подготовка к школе?Естьмного
классификаций готовности ребенка к школе, но все онисводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический,психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает всебя целыйряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетатьсяв ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это можетпослужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоенииновых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе-означает,что ребенокдолжен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояниеего здоровья должно позволять успешно проходить образовательнуюпрограмму. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическоми физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционнойшколе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого,физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать,вкакойруке и какнужно держать ручку. Атакже ребенок при поступлении в первыйкласс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюденияосновных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. д
Психологическая готовность ребенка к школе-включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная исоциальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школеозначает :
• к первому классу у ребенка должен бытьзапас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве,то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новыхзнаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитиепамяти, речи, мышления.
Личностная и социальная (мотивационная) готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным,то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общениинедолжно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметьоценивать и искатьвыход из проблемной ситуации; ребенок долженпонимать ипризнавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает,чторебенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать,что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогомзадачу,внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполненияондолжен адекватно оценивать свою работу, признавать своиошибки,еслитаковые имеются.
• наличие у ребенка желания учиться.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школепредполагает :
• понимание ребенком, почему он идет в школу,важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новыхзнаний;
• способность ребенка выполнять задание, котороеему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенноговремени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясьна посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе-что будущийпервоклассник должен обладать определенным комплексом знаний иумений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак,что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, втечение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами,картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, сточностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движениячеловека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, гдетребуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, ноперед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, тоон должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица–помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от0до10
• Прямой счет от1до10и обратныйсчет от10до1.
• Арифметические знаки:«+»,«-«,«=».
• Деление круга, квадрата напополам,четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листебумаги:«справа,слева,вверху,внизу,над,под,заи т. п.
3) Память
• Запоминание10-12картинок
• Рассказывание попамяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
• Пересказывание текста из4-5предложений.
4) Мышление
• Заканчивать предложение,например,«Река широкая, а ручей…»,«Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например,«стол,стул,кровать, сапоги,кресло,лиса,медведь,волк,собака,заяц»и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках,стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощивзрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослымпростой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании
• Раскрашивать предметы и штриховатьих, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации
6) Речь
• Составлять предложения из несколькихслов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть
• Понимать и объяснять смысл пословиц
• Составлять связный рассказ по картинкеи серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихисправильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки
7) Окружающий мир
• Знать основные цвета, домашнихи диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы
овощи, фрукты и так далее
• Называть времена года, явленияприроды, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию,имя иотчество,имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бываютпрофессии.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенкомдома?
Домашние занятия с ребенком очень полезныи необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют наразвитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенкапринудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать,а дляэтого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятийвыбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр исадить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял вашепредложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома,родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостьюи не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома недолжно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделатьперерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например,сначала вы втечение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения,потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры,после чего полепить из пластилина забавныефигуры и т. п.
Родители должны знать и ещеодну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста :их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваютсяи получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, адомашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когдавы гуляете во дворе,обратите внимание ребенка на погоду,поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьевначали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочекво дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь,чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходитвокруг него. Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры,но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Преждечем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколькоона может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендоватьдетское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скорогворки и стишки, пословицы.
Тренируем руку ребенка
Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.
Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.
В первый класс: с шести или семи лет?
В настоящее время первоклассники-шестилетки не редкость. Их родители уверены, что так будет лучше для ребенка, руководствуясь своими личными соображениями. Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Однозначно ответить, с семи или с шести лет отдавать ребенка в школу, нельзя. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Но можно сказать точно: подготовленность ребенка к школе складывается из целого комплекса факторов, о которых уже говорилось выше. И если у ребенка все эти факторы развиты на достаточном уровне, то он полностью готов к обучению в первом классе, даже если ему шесть лет, а не семь. Если какой-то один из факторов менее развит, например, эмоционально-волевая или социально-личностная подготовленность, то у ребенка будут проблемы с обучением, пострадает его успеваемость и так будет не только в первом классе, но и в последующих. Это отрицательно скажется и на его здоровье. Поэтому если вы решили отдать ребенка в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к обучению в школе или нет. Если ваш ребенок идет в школу с семи лет, то за несколько месяцев до первого сентября желательно также посетить специалиста, который проведет диагностику готовности ребенка к школе.