Помощь психолога при весеннем обострении у детей

Гузель Курочкина
Помощь психолога при весеннем обострении у детей

Наступление весны – это прекрасное время года, которое с нетерпением ждет каждый. Позади зимние морозы; впереди – солнце, море, летние отпуска.

Однако в это время происходят не только климатические изменения, сотни тысяч людей переживают особое состояние, которое называют весенним обострением. В этот период изменения касаются физического и душевного здоровья. Человек более возбудим и остро реагирует на любые раздражители, как положительные, так и отрицательные. Весеннее обострение психологи часто связывают с осенними депрессиями, так как механизмы их проявления, динамики и угасания примерно одинаковы. Ухудшается не только психологическое состояние, но и общее самочувствие.

Психосоматические заболевания у детей

Психосоматические заболевания - это такие заболевания внутренних органов и систем организма, которые возникают в результате стресса, каких-то конфликтов, кризисных состояний, катастроф и т. д. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются "на нервной почве".

Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно обнаружить отдельные признаки предболезненных состояний, которые условно можно разделить и обозначить как:

Преневротические проявления составляют нарушения сна, тики, патологические привычки (грызет ногти, сосет палец, беспричинный плач.

К вегетодистоническим проявлениям относят головокружения, головные боли, сердцебиения, одышку, обмороки, покраснение кожи при волнении.

Соматические проявления включают жажду, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, кожные высыпания.

Совокупность таких проявлений, связанных с постоянным эмоциональным напряжением — ценный диагностический признак, позволяющий выявить предболезненное состояние у детей, подверженных высокому риску развития психосоматических расстройств.

Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, различные инфекции в первые месяцы жизни играют важную роль в данной проблеме.

Также к причинам появления психосоматических расстройств, следует отнести следующие факторы:

• личностные особенности ребенка (замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, пугливость);

• психическое и физическое состояние ребенка во время психотравмирующих событий;

• неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;

Перечисленные факторы не только участвуют в развитии психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и осложняют течение соматических расстройств.

При психосоматических заболеваниях на первом месте основной причиной является психотравмирующая, стрессовая ситуация.

Вы зададите вопрос, разве бывают в детской жизни стрессы? Его кормят, одевают, никаких проблем и забот. Но мы забываем, что на ребенка, как и на взрослого, воздействует давление психоэмоциональных перегрузок, характерное для современной жизни. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели ребенка, боятся опоздать на работу, кричат на него.

Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков.

Вдобавок ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости.

Одни дети протестуют, отказываются посещать детский сад, агрессивны в семье; другие капитулируют и становятся пассивными; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого, а выражается это обычно в болезнях.

Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Осуществление профилактики и успешного терапевтического вмешательства при психосоматических расстройствах у детей требует создания необходимых условий. Организация помощи должна быть основана на представлениях о том, что психосоматические расстройства являются, по существу, болезнями адаптации. В связи с этим, на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей высокого риска, на второе — организация помощи. При этом важно помнить, что наряду с медикаментозным лечением, просто необходимо изменить действие социально-психологических факторов, которые спровоцировали заболевание. Чаще всего к этим факторам относится неблагоприятная атмосфера в семье.

Исходя, из выше изложенного можно дать рекомендации:

родителям, в первую очередь, надо научиться создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения и излечения у них психосоматических расстройств;

стараться уберечь ребенка от внешних негативных воздействий;

собственным положительным примером показывать детям, как нужно справляться с трудными ситуациями в жизни;

воспитатели должны быть особенно внимательны к детям, у которых резко изменилось настроение и поведение, постараться индивидуально поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.

обратившись к педагогу-психологу своего образовательного заведения с подозрениями на психосоматическое расстройство ребенка, можно точно быть уверенным в оказании помощи и профилактике данной проблемы.

Удачи вам! Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Люблю фотографировать! Южный берег Белого моря!Люблю фотографировать! Южный берег Белого моря! Уважаемые коллеги! Я живу на берегу Белого моря в городе Северодвинск На Севере погода очень переменчивая, особенно летом, которое бывает.

Оформление музыкального зала в детском саду к весеннему празднику!Оформление музыкального зала в детском саду к весеннему празднику! Цвет весны Вадим Косовицкий На дворе стоит весна! После зимней лютой стужи Просыпается от сна Вся природа. Даже лужи Не покроет лед.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Помощь психолога при весеннем обострении у детей
Опубликовано: 16 марта 2014 в 17:42
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...