Получи документы

Беседа о зимующих и перелетных птицах

Надежда Полянская
Беседа о зимующих и перелетных птицах

Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, возможность удовлетворения потребности в пище.

Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений, классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (грач, ласточка, утка, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обобщать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Публикация «Беседа о зимующих и перелетных птицах» размещена в разделах

Закреплять знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

Развивающая среда: Таблицы с зимующими и перелетными птицами, шапочки с изображением птиц, костюм Птицегуба, магнитофон, ведро для мусора, кормушка, иллюстрации из серии «поведение в лесу»

Ход занятия.

Дети под пение птиц входят в зал. Садятся на стулья.

Вос-ль. Сегодня мы с вами будем говорить о птицах В зал входят дети - птицы, шумят, кричат, чирикают.

Воробей. - Я, маленькая, неунывающая птичка. Меня называют «серый воробышек». А на самом деле у меня спинка коричневая с широкими черными продольными полосками, хвост темно-бурый, украшенный рыжеватой каймой, подбородок и горло - черные, а вот голова - серая.

Ворона. Я - хитрая, ловкая и находчивая птица. Живу рядом с человеком, выучила его привычки и характер, даже научилась для себя извлекать пользу. Я - птица крупная, у меня голова, крылья, клюв, горло, хвост и лапы- черные, а все остальное - серое.

Дятел. Я - птица красивая, умею щебетать, посвистывать, рассыпать трели, а сопровождает мое пение громкая барабанная дрель. Спинка у меня черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, на белом брюшке крапины черные, на голове - ярко - красный беретик.

Синица. Я - птичка - синичка. Всем интересуюсь, всюду сую свой любопытный клювик. Ни минуты ни сижу на месте, легко прыгаю по веткам и с помощью острых и цепких коготков легко лазаю по стволам деревьев. У меня яркое и красивое оперенье, желтая блузка с черным галстуком и зеленый плащик, а голова украшена темной шапочкой.

Сорока. Я - сорока - белобока, сорока - стрекотуха, потому меня так зовут, что я своим стрекотанием сообщаю об опасности.

У меня голова, крылья, - черные, хвост тоже черный с зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела.

Воробей. Я живу и в городе и в деревне, здесь мы защищены от хищников, здесь мы можем свить гнездо. Мы воробьи строим гнездо под козырьками подъездов или балконов. Тащим в клювиках перышки, кусочки ваты, сухие травинки. Весной мы любим закусить мошками, комариками, гусеницами, тлей, а летом и осенью клюем зернышки и семена растений. А когда зима придет прилетаем поближе к человеку и надеемся прокормиться и согреться возле него.

Ворона. А мы вороны с наступлением весны улетаем из города в рощи и леса, и там на деревьях, в густых кустарниках строим большие гнезда, которые устилаем пухом, сухими травинками и перьями. Весной мы питаемся, насекомыми, можем разорить гнезда маленьких птиц, забрать яйцо из гнезда или птенца. Летом кружим над заливными лугами, можем полакомиться мясом лягушек. Осенью и зимой питаемся остатками пищи, которые находим в мусорных бочках. Ведь мы вороны - всеядные.

Дятел. У меня большой крепкий клюв, я им словно врач, выстукиваю заболевшее дерево, а длинным узким языком достаю личинки. За две недели выдалбливаю большое глубокое дупло, ведь мы дятлы, каждый год строим новое гнездо. Питаемся мы личинками жуков- короедов, бабочек, мошками. Весной любим полакомиться сладким и целебным соком. Зимой питаемся вкусными семенами шишек.

Синица. Мы занимаем прошлогоднее дупло дятла, а если не удастся подобрать готовую квартирку, то вьем гнездо из тонких прутиков и соломы, устилаем его пухом и перьями, приносим шерстяные волоски и кусочки ваты. Весной мы тоже питаемся мошками, комариками, гусеницами, тлей. Летом делаем запасы на зиму - прячем в щелки коры, развилки деревьев паучков, жучков, мошек. Осенью собираемся в стаи клюем спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. Зимой прилетаем поближе к жилью человека, здесь нас люди подкармливают семечками, зернышками кусочками сала.

Сорока. А мы строим гнезда в зарослях ивняка, по берегам лесных рек и ручьев, в молодых сосновых лесах. Гнездо у нас в виде чаши - большое и удобное из сухих веток, вылепленных из глины и устланное пухом, шерстью, соломинками и травинками. А защищает гнездо от непогоды настоящая крыша: ставим ветки и сучья под углом, которые образуют купол. Мы тоже питаемся насекомыми: ягодами боярышника, рябины, облепихи, фруктами, семенами растений, а также можем разорить чужое гнездо или поймать маленького зверька. Зимой тоже перебираемся к жилью человека, там сытнее и теплее, есть чем полакомиться.

Вос-ль. Мы много узнали о вас - птицы интересного и полезного. Присаживайтесь с нами. Ребята, скажите, какие птицы рассказывали о себе? (зимующие) Как вы догадались? (они на зиму остаются у нас). Летом едят насекомых (мух, жучков, гусениц, их личинок, а осенью и зимой - семена плодов и растений, семечки, семена арбузов и дыни, семенами шишек, крошками хлеба, кусочками мяса и сала. Назовите еще птиц, которые зимуют в наших краях и покажите их (галка, клест, голубь) Хорошо. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов, поэтому мы с вами должны подкармливать птиц. А сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте и покажите.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем.

(Скворец)

Кто по тропочке идет Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами!

(Трясогузка)

Маленький певец лесной Лучше всех поет весной!

(Соловей)

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам - враг.

(Грач)

Вое- ль. Правильно отгадали загадки. А каких птицах эти загадки? перелетных) Почему они улетают на юг? (Потому что им голодно и холодно) Весной птицы прилетают к нам из теплых краев, вьют гнезда, выводят птенцов. В это время много насекомых, а с наступлением холодов улетают в теплые страны, потому что не умеют делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях. Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми (скворцы, ласточки, ерачи, потом улетают птицы, которые едят плоды и семена растений, потому что убран урожай с полей и огородов (соловьи, жаворонки, кукушки). Последними улетают водоплавающие птицы (утки, гуси., пока не замерзнут водоемы и пруды. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Для какой птицы наряд». Мы с вами поговорили о птицах, а теперь встали на танец «воробьев».

Стук в дверь. Приносят письмо из леса.

«Дорогие ребята! Пишу вам я, птичка заметная, яркая, перышки на спине серые, на голове - черные, а грудка, как яблоко, спелое - красная. Я знаю, вы добрые ребята, вы поможете нам. Появился в нашем лесу плохой человек: ловит птиц, стреляет в нас из рогатки, разоряет наши гнезда, ломает ветки, разбрасывает мусор. Помогите нам его прогнать.

С уважением снегирь.

Вое- ль. Снегирь, какая это птица? (пролетная). Когда прилетают снегири? (с наступлением первых заморозков, а весной, летом, осенью живут в тени густых дремучих северных лесов). Чем питаются снегири? (Клюют ягоды рябины, боярышника, шиповника, облепихи, барбариса, семенами конского щавеля). Давайте пойдем в лес и поможем снегирю.

Дети идут по кругу слушают пение птиц. Дидактическая игра «Угадай голоса птиц».

Раздается громкая музыка, шум, постукивание палками. Появляется Птицегуб. Дети садятся на стульчики.

Птицегуб. Как я рад вас видеть в лесу. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут - Птицегуб. Сейчас мы с вами будем играть, бегать, кричать, птичек стрелять.

Вое- ль. Что ты тут делаешь?

Птицегуб. Я пришел в лес отдохнуть, музыку послушать, поиграть, птичек пострелять (включает музыку, пьет сок, молоко, пакеты бросает на землю).

Вое- ль. Разве ты не знаешь, что лес - это дом для птиц и зверей, как себя нужно вести в гостях ты не знаешь?

Птицегуб. Конечно, знаю, как я.

Вос-ль. Придется тебе объяснить. Ребята, скажите Птицегубу, как себя надо вести в лесу. Дети поочередно подходят к плакатам и рассказывают правила поведения в лесу.

1 ребенок. В лесу нельзя шуметь, кричать, свистеть. Нужно ходить тихо, разговаривать спокойно, чтобы не спугнуть птиц и животных.

2 ребенок. - Нельзя оставлять в лесу после себя мусор. Собери пакеты, бутылки, бумагу и выброси в мусорный бак. А если его нет поблизости, вырой ямку и зарой туда. Очищай места, где бываешь.

3 ребенок. - Не разводи больших костров, не допускай чтобы загорелась сухая трава, мох или деревья. Иначе может случиться лесной пожар - большая беда для всех кто живет в лесу и для людей. Если разводил костер - то уходя, залей его водой или засыпь землей.

4 ребенок. - Нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя трогать выпавших птенцов из гнезда руками и нести их домой. Птенцы знакомятся с лесом и окружающим миром. Родители птенца подлетают к нему и кормят.

5 ребенок - Не причиняй вреда животным и растениям, которые ты видишь вокруг. Не разоряй муравейники. Они все нужны и важны в природе.

6 ребенок - Не нарывай букеты полевых и лесных цветов - многие из них стали очень редкими, особенно в близи больших городов.

7 ребенок - Нельзя ловить бабочек, рвать паутину, уничтожать пауков - все они полезны.

Вос-ль. А ты посмотри вокруг, набросал пакеты, банки, бутылки, сломал березку, рогатку себе сделал, чтобы птиц стрелять и тебе не стыдно?

Птицегуб. - Стыдно, очень стыдно. Я сейчас все уберу. Птицегуб собирает мусор.

Вое -ль. Даже маленькие дети знают, какую пользу приносят птицы. Какую, ребята?

Дети. - Поедают огромное количество вредных насекомых и их личинок.

Птицегуб. - Я не буду больше ломать деревья и стрелять птиц. Обещаю. Простите меня, пожалуйста. Я все понял.

Вос-ль - Простим, ребята?

Дети. - Да.

Вос-ль. - Тогда скажи, что ты понял.

Птицегуб. - Нельзя в лесу шуметь, нельзя мусорить, нельзя обижать птиц и зверей, ломать деревья и кусты.

Вос-ль - Мы убедились, что ты стал хорошим человеком, и подарим тебе кормушку, а ты повесишь ее в лесу или в парке и будешь подкармливать птиц, чтобы им не было голодно. Согласен?

Птицегуб. - Да, я буду заботьится о птицах.

Вос-ль. - Давайте, ребята, дадим Птицегубу новое имя- Птицелюб. Тебе нравится это имя?

Птицегуб. - Спасибо, очень нравится. А давайте с вами поиграем в игру «Птицы» Играют в игру.

Вос-ль. - А на прощанье послушай стихотворение Е. Кургановой:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Птицегуб. - Я вам тоже подарю подарок - это шишки, они не простые, а с сюрпризом (раздает конфеты). Спасибо, вам, ребята, многому у вас научился. До свидания.

Вос-ль. - Мы с вами сегодня поговорили о зимующих и перелетных птицах и о правилах поведения в лесу. На этом наше занятие закончено.

Под пение птиц дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Беседа о птицах» ЦЕЛЬ: Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц. ЗАДАЧИ Образовательная: Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли.

Конспект занятия по расширению знаний о перелетных птицах «В весеннем лесу» Цель: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания детей о перелётных птицах. Образовательные: расширять и активизировать.

Беседа в старшей группе «Что мы знаем о птицах» Цель. Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать.

Беседа о перелетных птицах Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания. Активизировать.

Цикл стихов о зимующих птицах Вот какая нам морока, В детский сад летит сорока! Затрещала: «Вам пор-ра!» На прогулку детворра! Ловкий, озорной мальчишка В теплом,.

Конспект НОД по развитию речи у детей подготовительной к школе группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Время проведения 40.

Конспект занятия в логопедической группе Тема: «Беседа о перелетных птицах» Цели занятия: Углублять и расширять знания детей о перелетных птицах. Углублять представления о причинах отлета птиц. Обогащать словарь.

Консультация с родителями «Все о перелетных птицах» Осенью детей следует познакомить с "Перелетными птицами". К ним относятся: ласточки, стрижи, иволги, кукушки, гуси, утки, лебеди, цапли,.

Занятие в старшей группе с использованием мультимедийного дидактического пособия «Заботимся о зимующих птицах» «Заботимся о зимующих птицах» Цель: Упражнять детей в различении птиц по существенным признакам; Классифицировать их на зимующих и перелетных;.

Неделя перелетных и зимующих птицНеделя перелетных и зимующих птиц Вот и закончилась в Роговатовском детском саду «Зорька» неделя, посвящённая нашим пернатым друзьям. Много нового узнали наши малыши на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа о зимующих и перелетных птицах
Опубликовано: 21 октября 2015 в 20:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД