Без игры нет детства

Ирина Долбасова
Без игры нет детства

«БЕЗ ИГРЫ НЕТ ДЕТСТВА»

РАССКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ,

ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ,

ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ,

Говоря о своеобразии психики ребенка дошкольного возраста, большое внимание надо уделить особенностям игры и ее роли в развитии и воспитании. Понаблюдайте, как много и с каким увлечением маленькие дети играют. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Дошкольный возраст, как говорят психологи и педагоги, это классический возраст игры.

Детская игра - это своеобразный способ проникновения ребенка в окружающую его жизнь взрослых, своеобразное отражение этой жизни.

Знакомство детей с жизнью и трудами взрослых - основной источник детских игр. В игре ребенок получает много ярких и интересных впечатлений, где родители знакомят его с трудом взрослых и их отношениями в труде. Игры детей разнообразны по сюжетам и богаты по содержанию. Все сюжеты детских игр делят на три группы:

1. Игры с сюжетами на бытовые темы (дочки-матери);

2. Игры с производственными темами (игры в «д/сад», «магазин»,

«почту»);

3. Игры с общественно политическими сюжетами.

В играх малышей, больше бытовых сюжетов. В играх детей 2-2,5 лет преобладает манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами, - малыш катает машину, пересыпает совочком песок в ведерко, качает куклу и т. д. И таким путем устанавливает свойства и назначение предметов.

Младшие и старшие дошкольники играют по-разному. Старшие играют вместе коллективно, распределяют роли, согласовывают свои действия. У малышей этого нет. Они играют не вместе, а рядом. Каждый играет теми игрушками, которые ему больше нравятся. Младшего дошкольника не интересует результат игрового действия, он увлекается самим процессом игры. Малыши играют в детский сад (готовят куклам обед, качают куклу).

Опыт детей 2-3 лет еще очень мал, и поэтому игры их примитивны: «родители кормят и наказывают, воспитательница строит парами и водит на прогулку, врач слушает больных и ставит градусники».Сколько радости приносят эти игры детям, с каким увлечением они в них играют и как возмущаются, когда мы в шутку пытаемся разрушить этот воображаемый мир игры.

Для маленького ребенка - это не пустая забава. Игра является главной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Поэтому родители относятся к ней с величайшим уважением. В дошкольном возрасте ребенок стремится к общественно значимой деятельности, за которую его уважали бы окружающие. Но ребенку еще многое не доступно. Вот и возникает противоречие - хочет действовать, как взрослый, но не обладает для этого соответствующими умениями.

Преодолевается это противоречие в игре, где можно действовать понарошку. Малышу очень бы хотелось «по-правдашнему», как папа, водить машину, как мама, учить детей, как врач лечить людей и т. д., но он вместе с тем понимает невозможность этого, поэтому что он еще маленький, он еще очень много не знает и не умеет. В игре малыш становится сильным и умелым, он все может, поэтому в ней находит удовлетворение его ребячье самолюбие и самостоятельность. В игре малыш создает свой воображаемый мир в подражание реальному миру, играя он учится жизни и отношениям окружающим его взрослых людей.

A.M. Горький любил подчеркивать, что «игра есть путь детей к назначению мира, в котором они живут и который они призваны изменить». Очень велика воспитательная роль игры. У ребенка в игре воспитывается не только ловкость, подвижность, жизнерадостность, но и формируется отношение к явлениям общественной жизни, к людям, их обязанностям, их труду, их быту и правам.

Игра влияет на развитие всех психических процессов - от самых простых до самых сложных. Игра помогает ребенку легче и быстрее усвоить моральные правила, которым он должен подчиняться в своем поведении.

Ролевая игра, если ее умело направляет взрослый, является школой воспитания, чувств дошкольника: симпатия и сочувствие к другим людям, любовь и уважение к труду взрослых, честность и смелость. Игра «Дочки-матери» - это забота о дочке или сыночке, т. е. школа семейных отношений и симпатий. В творческой игре развиваются зачатки чувства долга. В игре ребенку легче выполнить задание, которое требует волевых усилий.

Но всякая игра оказывает на ребенка положительное влияние. Бывает и так, что содержанием их игр становятся те явления из жизни взрослых, которые никак не могут повлиять на них положительно (например девочки красятся, мажутся курят; мальчики изображают пьяных, ругаются). Всячески отвлекайте детей от подобных игр. Дайте ребенку свежие, яркие впечатления, прочитайте интересную книгу, организуйте увлекательную прогулку, сводите ребенка в детский театр, и тогда легко возникает игра нового содержания, в которой будут воспитываться положительные нравственные качества.

Некоторые родители считают, что взрослым нельзя вмешиваться в детскую игру. Руководить детской игрой можно и нужно. Только это делать надо тактично и умело. Взрослый может подсказать ребенку сюжет игры, обеспечить его нужным игровым материалом, помочь увидеть то, чего малыш еще не замечает. Осторожно направляя детскую игру, ни в коем случае нельзя подавлять самостоятельность ребенка в игре.

Коллективные игры очень полезны для развития у детей коллективизма и товарищеских отношений. Очень важно, чтобы родители всячески поощряли совместные игры детей.

Игрушка должна не только забавлять ребенка, но и давать просмотр его фантазии, легко включаться в любую игру, исполнять самые разные

роли. Словом, она должна быть игрушкой-заготовкой, игрушкой-

материалом, тогда вполне удовлетворит детские потребности.

Отношение ребенка с игрушкой содержат в себе целый эмоционально-

нравственный комплекс. Если он очеловечивает игрушку и любит ее, в

общении с ней воспитываются многие добрые чувства. Такой

положительный эмоциональный опыт очень важен. Игрушка в детских

масштабах это очень точная «модель» дружбы, сознание долга. Задача

родителей следить, чтобы отношения малыша с его куклами, машинками,

мечами строились по таким «моделям». Нужно объяснить ребенку, что к

игрушкам нужно относиться бережно, с любовью, убирать их на свои

места.

Итак, как практически следует взрослым относится к детской игре?

1. Без пренебрежения и со вниманием, чтобы он не стеснялся

играть при родителях, не отделялся от них.

2. Внимание к игре не должно переходить в назойливое

руководство.

3. Проследит за тем, чтобы игра доводилась до какого-то своего

собственного конца.

Детская игра - это детская «работа», в которой воспитываются многие положительные качества ребенка.

Публикации по теме:

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Родительское собрание в детском саду на тему: «Безопасность ребенка» В наше неспокойное время мы испытываем постоянную тревогу за наших детей. Мы - педагоги и родители, постоянно пытаемся ответить на одни.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Игрушки
  • Зима
Автор публикации:
Без игры нет детства
Опубликовано: 26 октября 2013 в 15:16
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...