Папки-передвижки

Без игры нет детства

Ирина Долбасова
Без игры нет детства

«БЕЗ ИГРЫ НЕТ ДЕТСТВА»

РАССКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ,

ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ,

ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ,

Говоря о своеобразии психики ребенка дошкольного возраста, большое внимание надо уделить особенностям игры и ее роли в развитии и воспитании. Понаблюдайте, как много и с каким увлечением маленькие дети играют. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Дошкольный возраст, как говорят психологи и педагоги, это классический возраст игры.

Публикация «Без игры нет детства» размещена в разделах

Детская игра - это своеобразный способ проникновения ребенка в окружающую его жизнь взрослых, своеобразное отражение этой жизни.

Знакомство детей с жизнью и трудами взрослых - основной источник детских игр. В игре ребенок получает много ярких и интересных впечатлений, где родители знакомят его с трудом взрослых и их отношениями в труде. Игры детей разнообразны по сюжетам и богаты по содержанию. Все сюжеты детских игр делят на три группы:

1. Игры с сюжетами на бытовые темы (дочки-матери);

2. Игры с производственными темами (игры в «д/сад», «магазин»,

«почту»);

3. Игры с общественно политическими сюжетами.

В играх малышей, больше бытовых сюжетов. В играх детей 2-2,5 лет преобладает манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами, - малыш катает машину, пересыпает совочком песок в ведерко, качает куклу и т. д. И таким путем устанавливает свойства и назначение предметов.

Младшие и старшие дошкольники играют по-разному. Старшие играют вместе коллективно, распределяют роли, согласовывают свои действия. У малышей этого нет. Они играют не вместе, а рядом. Каждый играет теми игрушками, которые ему больше нравятся. Младшего дошкольника не интересует результат игрового действия, он увлекается самим процессом игры. Малыши играют в детский сад (готовят куклам обед, качают куклу).

Опыт детей 2-3 лет еще очень мал, и поэтому игры их примитивны : «родители кормят и наказывают, воспитательница строит парами и водит на прогулку, врач слушает больных и ставит градусники».Сколько радости приносят эти игры детям, с каким увлечением они в них играют и как возмущаются, когда мы в шутку пытаемся разрушить этот воображаемый мир игры.

Для маленького ребенка - это не пустая забава. Игра является главной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Поэтому родители относятся к ней с величайшим уважением. В дошкольном возрасте ребенок стремится к общественно значимой деятельности, за которую его уважали бы окружающие. Но ребенку еще многое не доступно. Вот и возникает противоречие - хочет действовать, как взрослый, но не обладает для этого соответствующими умениями.

Преодолевается это противоречие в игре, где можно действовать понарошку. Малышу очень бы хотелось «по-правдашнему», как папа, водить машину, как мама, учить детей, как врач лечить людей и т. д., но он вместе с тем понимает невозможность этого, поэтому что он еще маленький, он еще очень много не знает и не умеет. В игре малыш становится сильным и умелым, он все может, поэтому в ней находит удовлетворение его ребячье самолюбие и самостоятельность. В игре малыш создает свой воображаемый мир в подражание реальному миру, играя он учится жизни и отношениям окружающим его взрослых людей.

A.M. Горький любил подчеркивать, что «игра есть путь детей к назначению мира, в котором они живут и который они призваны изменить». Очень велика воспитательная роль игры. У ребенка в игре воспитывается не только ловкость, подвижность, жизнерадостность, но и формируется отношение к явлениям общественной жизни, к людям, их обязанностям, их труду, их быту и правам.

Игра влияет на развитие всех психических процессов - от самых простых до самых сложных. Игра помогает ребенку легче и быстрее усвоить моральные правила, которым он должен подчиняться в своем поведении.

Ролевая игра, если ее умело направляет взрослый, является школой воспитания, чувств дошкольника: симпатия и сочувствие к другим людям, любовь и уважение к труду взрослых, честность и смелость. Игра «Дочки-матери» - это забота о дочке или сыночке, т. е. школа семейных отношений и симпатий. В творческой игре развиваются зачатки чувства долга. В игре ребенку легче выполнить задание, которое требует волевых усилий.

Но всякая игра оказывает на ребенка положительное влияние. Бывает и так, что содержанием их игр становятся те явления из жизни взрослых, которые никак не могут повлиять на них положительно (например девочки красятся, мажутся курят; мальчики изображают пьяных, ругаются). Всячески отвлекайте детей от подобных игр. Дайте ребенку свежие, яркие впечатления, прочитайте интересную книгу, организуйте увлекательную прогулку, сводите ребенка в детский театр, и тогда легко возникает игра нового содержания, в которой будут воспитываться положительные нравственные качества.

Некоторые родители считают, что взрослым нельзя вмешиваться в детскую игру. Руководить детской игрой можно и нужно. Только это делать надо тактично и умело. Взрослый может подсказать ребенку сюжет игры, обеспечить его нужным игровым материалом, помочь увидеть то, чего малыш еще не замечает. Осторожно направляя детскую игру, ни в коем случае нельзя подавлять самостоятельность ребенка в игре.

Коллективные игры очень полезны для развития у детей коллективизма и товарищеских отношений. Очень важно, чтобы родители всячески поощряли совместные игры детей.

Игрушка должна не только забавлять ребенка, но и давать просмотр его фантазии, легко включаться в любую игру, исполнять самые разные

роли. Словом, она должна быть игрушкой-заготовкой, игрушкой-

материалом, тогда вполне удовлетворит детские потребности.

Отношение ребенка с игрушкой содержат в себе целый эмоционально-

нравственный комплекс. Если он очеловечивает игрушку и любит ее, в

общении с ней воспитываются многие добрые чувства. Такой

положительный эмоциональный опыт очень важен. Игрушка в детских

масштабах это очень точная «модель» дружбы, сознание долга. Задача

родителей следить, чтобы отношения малыша с его куклами, машинками,

мечами строились по таким «моделям». Нужно объяснить ребенку, что к

игрушкам нужно относиться бережно, с любовью, убирать их на свои

места.

Итак, как практически следует взрослым относится к детской игре?

1. Без пренебрежения и со вниманием, чтобы он не стеснялся

играть при родителях, не отделялся от них.

2. Внимание к игре не должно переходить в назойливое

руководство.

3. Проследит за тем, чтобы игра доводилась до какого-то своего

собственного конца.

Детская игра - это детская «работа», в которой воспитываются многие положительные качества ребенка.

Публикации по теме:

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Родительское собрание в детском саду на тему: «Безопасность ребенка» В наше неспокойное время мы испытываем постоянную тревогу за наших детей. Мы - педагоги и родители, постоянно пытаемся ответить на одни.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Без игры нет детства
Опубликовано: 26 октября 2013 в 15:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД