«Безопасность и здоровье наших детей». Консультация для воспитателей

Ирина Текучева
«Безопасность и здоровье наших детей». Консультация для воспитателей

МБДОУ №14 «Золушка»

Сообщение на тему:

«Безопасность и здоровье наших детей»

ноябрь 2012

Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование комплексной работы в детском саду по формированию безопасного поведения детей

1. Вступительное слово.

Первая задача, которую выполняет воспитатель в детском саду – это охрана жизни и здоровья детей. Тема моего сообщения «Безопасность и здоровье наших детей». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 - 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 - 25% - от окружающей среды, на 16 - 20% -от наследственности и на 10 - 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста, воспитывающего ценностное отношение к здоровью и прививающего навыки безопасного поведения.

2. Нормативно-правовые документы

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

o Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)

o «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А так же Указами Президента России

o «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»

o «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья. Но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней.

3. Понятие «здоровье»

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются в письменном виде).

1. Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

2. Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

3. Здоровье - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

4. Здоровье - это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

5. Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. (формулировка, разработанная ВОЗ)

Возможно, именно поэтому в федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО) выделили отдельными образовательными областями «Здоровье» и «Безопасность». Напомню содержание этих областей:

4. Образовательная область «Здоровье»

«Здоровье» - образовательная область, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, и воспитание культурно-гигиенических навыков.

Образовательная область «Здоровье» у нас проходит ежедневно в качестве закаливающих процедур после дневного сна (по 5 минут в день) и образовательной деятельности – это формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня (2 минут в день или 10 минут в неделю). Т. е. Образовательная область «здоровье» у нас не входит в сетку непосредственной образовательной деятельности, но ее задачи должны выполнятся в ОД в режимных моментах в течение всего дня. Так как один из основных принципов ФГТ является интегрирование, хочется отметить с чем интегрируется Образовательная область «Здоровье». ЭТО:

«Физическая культура» - Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей

«Познание» - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора о здоровье и здоровом образе жизни

«Социализация» - Соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни

«Коммуникация» - Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека

«Безопасность» - Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе и здоровья

5. Образовательная область «Безопасность»

«Безопасность» - образовательная область, направленная на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания (безопасности окружающего мира) и интеллектуальных и личностных качеств.

Образовательная область «Безопасность» присутствует в непосредственной образовательной деятельности. Но на нее выделяется в день по 1 минуте или по 5 минут в день. Поэтому целесообразнее проводить НОВ по безопасности 1 раз в месяц по 20 минут в форме бесед, чтении художественной литературы, наблюдений, практической деятельности, играх-ситуациях, дидактических играх, рассматривании сюжетных и предметных картинок.

Эта Образовательная область интегрируется со следующими областями:

«Коммуникация» - Развитие свободного общения в процессе освоения способов безопасного поведения, оказание помощи себе и другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологического сознания

«Труд» - Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

«Познание» - Расширение кругозора в части представления о возможных опасностях, способах их избегания

«Социализация» - Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве

«Здоровье» - Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека

6. Безопасность образовательного процесса

Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:

Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)

• Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)

• Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели

• Маркировка постельного белья и полотенец

• Правильное освещение

Публикации по теме:

Родительское собрание в детском саду на тему: «Безопасность ребенка» В наше неспокойное время мы испытываем постоянную тревогу за наших детей. Мы - педагоги и родители, постоянно пытаемся ответить на одни.

Семинар «Уроки безопасности» В ноябре 2012 года, В нашем Детском саду №19 "Чебурашка", прошёл семинар-практикум "Уроки безопасности". Цель. Обмен опытом работы с дошкольными.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Еда, продукты питания
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Безопасность и здоровье наших детей». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 17:13
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Открытка для мам на 8 Марта».
"Ромашки на 8 Марта". Вот и настали последние зимние деньки. Проводили Масленицу и готовимся к Международному женскому дню - 8 Марта. Предоставляю...
Видео-интервью: разговор с родителями.
Видео-интервью: разговор с родителями. Многие родители обращают внимание на то, что вроде бы дети дошкольного возраста умеет пользоваться телефоном,...
«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного...
1. Введение Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как...
План работы по реализации проекта.
План работы по реализации проекта «Преемственность между МКДОУ Больше-Арбайский детский сад и МКОУ Большеарбайской СОШ» Цель: обеспечение преемственности и...
Детский мастер-класс «Бантик» Оригами
8 марта – любимый праздник наших ребятишек, потому что мама – это первый человек, которого мы любим всю жизнь, независимо от возраста. 6 марта у нас...