Безопасность как стиль жизни (из опыта работы с детьми дошкольного возраста)

Галина Карпушенкова
Безопасность как стиль жизни (из опыта работы с детьми дошкольного возраста)

Безопасное поведение на улице, в быту, безопасное общение с людьми - все это составляющие общей культуры безопасности, которые закладываются в дошкольном возрасте. Хорошо известные виды детской деятельности, благодаря их особой организации - создают условия для формирования осмысленного отношения к нормам безопасной жизни и их усвоению. Детские игры порой становятся причиной несчастных случаев и не всегда рядом есть человек, который может им помочь. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных ситуациях. Поэтому главным направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. Задачами работы с детьми в области пожарной безопасности являются:

• Знакомство с пожарной опасностью и безопасностью

• Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.

• Формирование знаний, умений и навыков правильных действий в случае возникновения пожара.

Анализ происшествий показал, что дети гибнут в результате пассивного поведения, от страха прячутся в укромный уголок комнаты вместо того, чтобы покинуть дом или позвать на помощь. Дети зачастую не знают, как противодействовать опасности. Поэтому важно развить у дошкольников самостоятельность и ответственность за свое поведение. Как правильно вести себя при чрезвычайных ситуациях, что нужно уметь, чтобы спастись при пожаре, как работают настоящие пожарники - об этом мы в детском саду начинаем рассказывать уже с младшего возраста. В основном обучение осуществляется через совместную и индивидуальную деятельность воспитателя с детьми в утренние и вечерние отрезки времени. Задачи этого образовательного направления планомерно решаются через все виды деятельности детей -рисование, чтение и обсуждение литературы, творческие игры, тематические конкурсы детских рисунков «Огонь-друг, огонь-враг», тематические альбомы и плакаты «Малышам о пожарной безопасности», встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов, игры –драматизации, развлечения, оформление противопожарных стендов.

Начиная с младшей группы, мы в первую очередь рассматривали иллюстрации, изображающие огонь и его последствия. Затем исследовали пожарную машину, объясняя, почему она красного цвета, проводили опыт со свечой, показывая, что свеча дает нам тепло, свет, но может и обжечь, от нее могут загореться предметы. Заучивали потешку «Тили-бом, тили-бом! Загорелся кошкин дом» с последующим обсуждением. Перед Новым годом беседовали на тему «Скоро будет елка», где рассказывали об осторожном использовании бенгальских огней и фейерверков. Беседовали на тему: «Вещи вокруг нас», знакомя детей с электробытовыми приборами, утюгом, плитой.

В старшем возрасте мы проводили уже такие беседы ка «Эта спичка-невеличка». Дети узнали, что пожары происходят от искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички. Показывали, как горит тополиный пух – говорили о том, что его нельзя зажигать, так как загорится трава, деревья и другие постройки.

Очень нравятся детям словесные игры, где закрепляются знание основных причин пожара:

«Раз, два, три, четыре

У кого пожар в (квартире)

Дыма столб поднялся вдруг,

Кто не выключил (утюг)

Красный отблеск пробежал

Кто со спичками (играл)

Побежал огонь во двор

Это кто там жег (костер)

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег (листву….

Мы проводили конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны». Играя в дидактическую игру «Огнеопасные предметы» дети учились выбирать предметы, которые являются причиной пожара. Заучивали такие стихи:

«Человеку друг огонь

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать

То беды не миновать

От огня несдобровать»

Отгадывали загадки:

«Красный петушок по жердочке бежит» (огонь)

«То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход

Остановишь - горе

Продырявит море» (утюг….

С детьми старшего возраста была проведена литературная викторина по прочитанным произведениям, где ставились следующие задачи:

- помочь преодолеть страх перед огнем,

- расширить представления детей о профессии пожарного,

- формировать чувство защищенности со стороны взрослых.

В своей работе мы широко использовали произведения К. Чуковского «Путаница», С. Михалкова «Дядя Степа», С. Я Маршака «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое». Организовали экскурсию по детскому саду, дети познакомились с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями. Проведено практическое занятие «Что бы не было беды - лучше правила учи!», на котором обучали детей конкретным навыкам тушения начинающего пожара и спасения себя от огня и дыма. Беседовали на тему «В жизни всегда есть место подвигу». Организовали КВН «Моя безопасность»,

Незабываемые впечатления у ребят остались после развлечения с участием работников пожарной охраны, на котором детям было рассказано о правилах поведения при пожаре. Дети с удовольствием играли в игры-соревнования:

- «На пожар», преодолевая полосу препятствий, спасая куклу от огня;

- «Тушение пожара» - игроки черпали воду из большого таза и передавали ведерко друг другу, выстроившись в цепочку;

- «После пожара» - сматывали пожарный рукав.

Активное участие в жизни группы принимают родители. Совместно с ними проведен досуг «Огонь-друг, огонь – враг». Анкетирование среди родителей по теме безопасности детей дома показало понимание обозначенной проблемы.

Анализ проведенной работы показал, что, самое главное, дети усвоили ряд необходимых правил поведения при возникновении пожарной опасности: выбежать из горящего дома, вызвать по телефону «01» пожарных (МЧС, скорую помощь, звать на помощь и т. д. Поэтому мы еще раз убедились в том, что формировать культуру поведения, нравственные и волевые качества необходимо и можно как можно раньше, так как это необходимо для воспитания самостоятельности в обеспечение собственной безопасности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Презентация проекта «Знаки дорожные-помощники надёжные!» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Одна из задач нашего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Безопасность как стиль жизни (из опыта работы с детьми дошкольного возраста)
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 08:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...