«Большое космическое путешествие» Открытое занятие по математике в старшей группе

Валентина Брусова
«Большое космическое путешествие» Открытое занятие по математике в старшей группе

«Большое космическое путешествие»

Цель: Сформировать у детей целостной картины о космосе, о Вселенной, где находится множество звезд, планет, комет и других небесных тел.

Задачи:

• закрепить с детьми состав числа 8 из двух меньших чисел;

• на примере опытов показать и доказать, что звезды светят постоянно, и почему кажется, что звезды движутся по кругу;

• учить детей выражать свои знания и впечатления в разнообразных видах и формах творческой деятельности;

• дать представление о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило его объединить звезды в группы;

• познакомить с созвездиями; дать знания о созвездиях Большой Медведицы и Малой Медведицы; формировать умение составлять созвездия из предложенного материала;

• дать характеристику Солнцу – как огромной звезде; рассказать о необходимости Солнца, – без которого бы жизнь на нашей планете не возможна;

• пополнить словарь словами космической тематики: Вселенная, космос, созвездия, Большая Медведица, Малая Медведица,

• развивать внимание, воображение, логическое и творческое мышление, умение анализировать, делать выводы

Материал:

• разноцветные, яркие звезды разного размера;

• дидактическое пособие по математике «Автобусы»;

• иллюстрации звездного неба;

• черный круг – диаметр 15 см;

• фонарик;

• конверт, в который вложен черный картон с отверстиями;

• иллюстрации и зонт, на которых изображены созвездия;

• иллюстрации для решения задач.

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем заходят в свою группу, на полу они видят – звезды, разного размера и цвета.

Воспитатель: Ребята, а почему звезды на полу, где они должны находиться?

Дети: Звезды находятся на небе.

Воспитатель: А вы когда-нибудь видели звездное небо?

Ответы детей:

Воспитатель: Расскажите, какое оно?

Ответы детей:

Воспитатель: Как вы думаете, звезды маленькие, когда мы их видим, или они очень большие?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, видим мы их маленькими, потому что они далеко от нас, а на самом деле они очень большие. А хотите побольше узнать о «Вселенной», где находится множество звезд, планет, комет и других небесных тел?

Ответы детей:

Воспитатель: Я приглашаю вас посетить сегодня «Планетарий» и побывать в одном из его залов «Звездное небо». Я буду вашим экскурсоводом. В «Планетарий» мы отправляемся на автобусе под №8. «Автобусы» нас уже ожидают. Проходите пожалуйста, усаживайтесь, и мы отправляемся в путь. (дидактическое пособие по математике)

Воспитатель: В автобусе №8 у каждого пассажира свой номер – число, надо сложить числа из двух меньших, чтобы сумма была равна -8.

Дети: 1+7=8 2+6=8 3+5=8 4+4=8

5+3=8 6+2=8 7+1=8

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно все ответили и мы уже подъехали к «Планетарию», выходим.

Воспитатель: Дети, отгадайте пожалуйста загадку:

«Белые цветочки вечером расцветают,

А утром увядают».

Дети: звезды

Воспитатель: И первое, что мы с вами видим – это карта «Звездного неба» (на стенде развешены иллюстрации звездного неба; 1 картина – голубое бездонное небо днем.)

Воспитатель: Прекрасно – голубое бездонное небо днем. Ребята, а что такое небо?

Ответы детей:

Воспитатель: Небо – это часть космоса, космического пространства, которого мы видим через прозрачный воздух. А что такое космос?

Ответы детей:

Воспитатель: Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная. (показать иллюстрации) Космосу или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха. Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое стояло бы на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью.

Воспитатель: И сейчас мы в этом убедимся, проделав опыт.

(Детям предлагается черный круг диаметром – 15 см. На нем наугад нанесены белые точки (белая гуашь) – 10 шт. Этот круг надет по центру на карандаш и закреплен клейкой лентой.)

Воспитатель: Возьмите в руки карандаш, зажмите между ладонями и быстро крутите его. Что вы видите?

Дети: Видим белые кольца.

(На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца.

Почему? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластика вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.)

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о звездах?

Ответы детей:

Воспитатель: В старину люди думали, что звезды- блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда- отдельное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли. Звезды- это громадные раскаленные шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими. На ночном небе звезды мерцают разным светом6 голубым, белым, желтым, красным. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики. Ночью, когда солнечные лучи не освещают небо, хорошо видны далекие звезды и планеты. Днем Солнце затмевает все небесные светила. Его лучи проходят через воздушную оболочку Земли, и окрашивают небо в голубой цвет. А сейчас, ребята, давайте проведем опыт и убедимся, что «Звезды светятся постоянно»

(Детям даются конверты, в которые вложены картон с несколькими отверстиями, пробитыми дыроколом.

Находясь в хорошо освещенной комнате, предложить детям взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Включить фонарик и на расстоянии 5см посвятить на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.)

Дети: Дырки в картонке не видны через конверт, когда мы светили фонариком на обращенную к нам сторону конверта. Но хорошо заметны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны конверта, прямо на нас.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свет, начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит тоже самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается.

Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Воспитатель: Когда в ночной тишине смотришь на звезды, сами собой в голове рождаются разные сказки, одна красивее другой.

Звездное небо - это целая книга сказок. Еще с древних времен люди заметили, что некоторые яркие звезды, расположенные недалеко одна от другой, образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей и людей. Эти фигуры из звезд люди назвали «Созвездиями» и дали им имена.

Воспитатель: А сейчас, дети, я хочу пригласить вас в волшебный зоопарк, к волшебным зверятам, птицам. Пойдем?

Ответы детей:

Воспитатель подводит детей к стенду с иллюстрациями, к зонту, на которых изображены созвездия.

Воспитатель: Это звездный зоопарк. (Показывает на иллюстрации и зонт) Кого только не увидишь здесь: и льва, и рака, и скорпиона, и пса, и медведицу. Вы их видите, дети?

Воспитатель: Да вот же они! (Показывает на группу звезд)

Еще в давние времена, наблюдая за звездным небом, люди заметили, что звезды располагаются в определенном порядке, а не хаотично, их можно объединить в созвездия. По созвездиям зодиака Солнце совершает свой годовой путь, проходя каждое из них примерно за месяц, поэтому созвездий ровно двенадцать. Имена созвездиям дали древние греки: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей.

Созвездие из семи ярких звезд, похожее на огромный небесный ковш, они назвали - Большая Медведица. Это созвездие люди видели на небе круглый год. Посмотрим и мы внимательно на эту звездную фигуру. (Показ детям.)

Четыре звезды образовали ковш, а три звезды - длинную ручку. Эти семь звезд - самые яркие в созвездии.

Воспитатель: Созвездие Малой Медведицы тоже образуют ковш из семи звезд. Но только в Большой Медведице ковш большой, а в Малой Медведице - небольшой. И звезды не такие яркие. Найти Малую Медведицу на ночном небе немного труднее, чем Большую.

В созвездии Малой Медведицы самая яркая- Полярная звезда. Она находится на самом конце ручки ковша Малой Медведицы. Эта звезда- компас, потому что она всегда находится на северной стороне неба. Это важно для моряков и путешественников, чтобы не заблудились в безбрежных морях и дремучих лесах.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень хорошо рассмотрели два созвездия. Сейчас давайте разделимся на две команды и составим из данных «звездочек» созвездия. (Дети составляют из готовых форм- звездочек созвездия.)

• 1 команда - составляет на фланелеграфе - созвездие Большой Медведицы;

• 2 команда - созвездие Малой Медведицы.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы быстро и правильно все составили.

По сколько звезд в каждом созвездии?

Дети: по семь.

Воспитатель: Как называется самая яркая и холодная звезда?

Дети: Полярная звезда.

Воспитатель: Какая она по счету?

Дети: седьмая.

Воспитатель: Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Ребята, а солнце – это звезда или планета?

Ответы детей:

Воспитатель: Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Нам кажется, что солнце маленький кружочек это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце - шар великан. Если бы можно бы поставить Солнце рядом с Землей - это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только освещают нашу планету. Без солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам. Солнце - это ближайшая к Земле звезда; это центр Солнечной системы. И наша планета Земля - одна из девяти планет Солнечной системы. Жизнь на нашей планете не смогла бы существовать без Солнца. Даже, ребята, когда вы его не видите, и не чувствуете его тепла, оно продолжает нагревать Землю.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. На следующем занятии мы с вами отправимся в другой зал «Планетария». Надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного. А сейчас скажите, что вы запомнили о звездах? Что вам больше всего понравилось?

Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: А нам, дети, пора в д/сад. Нас ждут уже «автобусы». Аккуратно проходите, усаживайтесь, двери закрываются. И наши «автобусы» тронулись в путь. А пока мы в пути решим задачи на сложение и вычитание. (Дети решают задачи, используя дидактический материал - «автобусы».)

«Большое космическое путешествие» Открытое занятие по математике в старшей группе
Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Социализация» для средней группы на тему «Полет в космос» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы Тема: «Полет в космос» Задачи: Образовательные: познакомить.

«Путешествие на Большую Медведицу». Конспект занятия по ИЗО и обучению грамоте в старшей группе«Путешествие на Большую Медведицу». Конспект занятия по ИЗО и обучению грамоте в старшей группе Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе формирования первоначальных астрономических представлений Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
«Большое космическое путешествие» Открытое занятие по математике в старшей группе
Опубликовано: 16 мая 2013 в 17:36
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....