«Будь природе другом!» (викторина для детей старшего дошкольного возраста).

Татьяна Щербинина
«Будь природе другом!» (викторина для детей старшего дошкольного возраста).

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Символично, что в этом году отмечается 150-летие со дня рождения выдающегося ученого и нашего земляка В. И. Вернадского, деятельность которого оказала огромное влияние на развитие наук о Земле.

Мы разработали тематические мероприятия для развития экологической культуры дошкольников.

Предлагаю викторину "Будь природе другом!"

Цель: Развивать интерес к родному краю.

Задачи: Закрепить знания детей о природе родного края, о Красной книге Тамбовской области, о правилах поведения в природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать; воспитывать чувство ответственности перед природой, интерес и любовь к природе.

Материал: макет "Жалобной книги природы Тамбовского края", странички-жалобы с картинками авторов жалоб, кроссворд, жетоны (разноцветные кружки, эмблемы "Ромашки".

«Будь природе другом!» (викторина для детей старшего дошкольного возраста).

Ведущий: Ребята, у меня в руках "Жалобная книга природы Тамбовского края". В ней растения и животные рассказывают о том, что некоторые люди жестоки к ним. Пользуясь дарами природы, люди не всегда заботятся о ней. В содержание книги вошли списки редких и находящихся под угрозой исчезновения некоторых видов растений и животных. Я думаю, что вы - друзья природы и по-настоящему любите ее.

Сегодня мы проводим конкурс "Лучший юный эколог". За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, победит тот, у кого

жетонов окажется больше.

Задание 1.

Ведущий: Почему цвет обложки "Жалобная книга природы Тамбовского края" красный?

Дети: Красный цвет - сигнал тревоги.

Тревожный сигнал людям, каждому из нас, правительству, общественности по спасению редких, исчезающих видов растений, животных.

Ведущий: Итак, страница первая "Будем знакомы!"

(Ведущий открывает первую страницу и читает):

Я - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным в нашем родном крае. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помощником.

Ведущий: Мы с вами, ребята, превратимся сейчас в группу друзей природы. (Дети надевают эмблемы "Ромашки"). Будем эти жалобы разбирать и вместе искать ответы: как природе помочь, как сделать, чтобы "Жалобная книга природы Тамбовского края" была поменьше.

Чья жалоба первой в книгу записана?

Ответы детей.

Задание 2. "Цветы".

Ведущий: Страница такая красивая и авторов много, но жалобы и обиды у всех одинаковые. Авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать, кто жалобу написал.

(Читает загадки):

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).

Только солнышко пригрело - появился из-под снега самый первый, тонкий, нежный. Что это за цветок? (Подснежник).

Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка).

Стоит в саду Кудряшка - белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка).

Эй, звоночек, синий цве! С язычком, а звона нет. (Колокольчик).

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою страницу-жалобу в эту книгу?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как бы много было красивых цветов в лесу, на улицах поселка и клумбах. Сколько бы цветов и растений сохранилось на земле и до сих пор радовали нас своей красотой. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь и с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!

Задание 3. "Животные"

Ведущий: Следующая страница имеет даже портрет автора. Но откроем мы ее лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто жалобу написал.

(Читает).

Первая жалоба. "Сама знаю, что я не красавица. Если окажусь рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят и ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. Да вот только польза людям от меня большая: ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю вредных жуков, иногда моей добычей становятся мелкие землеройки и полевки - враги урожаев. А уж сколько от меня достается комарам, которых никто не любит. А если меня принесут в дом, где завелись тараканы, - они быстренько исчезнут. Догадались, кто я?. (Жаба).

А вот вам еще загадка про ее ближайших родственников:

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдете:

На полЯне, на опушке,

Мы - зеленые. (лягушки).

Ведущий: Запомните, ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе важное дело, которое, кроме них, не сделает никто. Будьте к ним терпимы! Уважайте и оберегайте их!

А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, сказках он часто встречается. Что же случилось?

(Читает).

Вторая жалоба. "Многие люди меня не любят, голос мой не нравится, считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая. Так что меня все, кто булочки, пирожки любят, уважать обязаны.

Умные люди меня уважают и ценят: символом Мудрости меня называют, а мой портрет украшает эмблему известной передачи: "Что?Где? Когда?"

Ведущий: Догадались, ребята, что это за лесной житель?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Ребята, сов осталось в природе не так уж много, и у нас в лесах Тамбовского края встречаются они редко.

Задание 4. "Лес".

Ведущий: Следующую страницу книги непонятно кто написал. Придется вам отгадать загадку:

Богатырь стоит, богат,

Угощает всех ребят:

Сашу - земляникой, Настю - костяникой,

Алешу - орешком, Яну - сыроежкой,

Катеньку - малинкой, Даню - хворостинкой.

Ведущий: Догадались, ребята, что это за чудо-богатырь?

Конечно, это лес. Но он такой большой и сильный, почему тоже жалобу написал?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ребята, а кто назовет, какие деревья растут в нашем лесу?

Давайте поиграем в игру "Я знаю названия деревьев. ".

(Выходят по 2-3 человека. Ведущий берет мяч. На каждый подскок мяча ребенок называет дерево. Победителем становится тот, кто назовет больше деревьев).

А кто объяснит, что такое лес?

Ответы детей, раздача жетонов.

Молодцы, ребята! Все правильно вы объясняете.

А теперь послушайте еще загадки:

Стоят дома высотные, этажи несчетные, шпили колючие под тучами летучими. (Ель).

Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес: красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна).

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок-то медок лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа).

Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза).

Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки - опадают те иголки. (Лиственница).

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

Задание 5. "Грибы".

Ведущий: Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прошлогодней листвы выглядывают их буро-коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. Что это за гномики, догадались?

Ответы детей.

Конечно же, это грибы. Щедр лес на подарки. И счастлив тот, кто умеет из разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбирать то, что нужно. А вот знаете ли вы, ребята, грибы - мы сейчас выясним.

(Читает загадки):

Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я. (подосиновик).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек в шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай - это. (сыроежки).

Под березой - старичок, на нем бурый колпачок. (Подберезовик).

Стоит Лукашка - белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Боровик).

Стоит мальчонка - замасленная шапчонка. (Масленок).

Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый. (мухомор).

Ведущий: Ребята, как вы думаете, грибы-то почему и на кого обижаются?

Ответы детей, раздача жетонов.

Задание 6. "Лесные обитатели".

Ведущий: А эту страничку в "Жалобной книге природы Тамбовского края" написали лесные жители: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем невнимательны к ним, отправляясь в лес по грибы и ягоды! Попадаем в лес, и у нас появляется хорошее настроение! Мы песни начинаем громко петь, аукаться да окликать друг друга. А как вы думаете, нравится птицам шум?

Ответы детей, раздача жетонов.

Вот мы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями понаблюдать. Можно так делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

А вот, гуляя по лугу или лесу, увидели красивую стрекозу или бабочку. Осторожно подошли, поймали, подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно мы поступаем?

Ответы детей, раздача жетонов.

Другая ситуация: собираете вы в лесу ягоды сочные, вкусные. Вот и корзина полна, а ягод еще много - такие они на кустах красивые, что рука невольно тянется и срывает кустик с ягодами один, другой, да вот и красивый букет получился. Можно это делать?

Ответы детей, раздача жетонов.

Ведущий: Вижу, что вы, ребята, многое уже знаете о природе. Но пока не все умеют в природе вести себя правильно. А теперь, когда вы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред и беду, давайте будем стараться себя вести в лесу осторожно. Внимательно относится к тому, что нас окружает.

А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд. Справившись с ним, мы узнаем просьбу, которая содержится в жалобе леса.

Вопросы кроссворда:

1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка).

2. Дерево, очень часто встречающееся в наших лесах, которое называют "русской красавицей". (Береза).

3. Насекомое - санитар леса. В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, из лесного сора строит себе город. (Муравей).

4. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник).

5. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь).

6. Дерево, семенами которого зимой питаются птицы, выбирая их из ягод. (Рябина).

7. Птица - санитар леса. (Дятел).

8. Лесной певец. (Соловей).

9. Цветок, занесенный в Красную книгу Тамбовской области. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш).

10. Сама мелковата, а хвост богатый, с ветки на ветку - скок-поскок, орешек за орешком - щелк да щелк. (Белка).

11. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна).

Ведущий: А теперь прочтем, что у нас получилось. Какую просьбу записал лес в "Жалобной книге природы Тамбовского края"?

Воспитатель показывает строчку в красных клетках кроссворда и читает:

БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

Ведущий: Знайте, ребята, об этой просьбе и помните:

Дерево, трава, цветок и птиц Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

(В. Берестов).

Мы с вами обязательно будем друзьями природы!

Давайте вспомним правила поведения в природе.

"Правила друзей природы":

- Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.

- Не сшибайте грибы, даже несъедобные.

- Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.

- Не разоряйте птичьих гнезд.

- Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.

- Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.

Как вы думаете, а какой девиз должен быть у друзей природы?

Правильно, ребята: ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ!

Награждение победителей и участников конкурса.

Публикации по теме:

Экологическая работа в ДОУ в рамках «Года охраны окружающей среды». Выставка поделокЭкологическая работа в ДОУ в рамках «Года охраны окружающей среды». Выставка поделок В соответствие с Указом президента В. В. Путина за номером 1157, 2013 год, объявлен Годом охраны окружающей среды. Конечно такой год нужен.

Ледниковый период в детском садуЛедниковый период в детском саду В связи с тем, что 2013 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом охраны окружающей среды, педагоги нашего детского сада.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Сказочные существа
Автор публикации:
«Будь природе другом!» (викторина для детей старшего дошкольного возраста).
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 23:07
+36
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Сюжетно-ролевая игра
Дорогие коллеги, я вновь хочу рассказать об очередном мероприятии, прошедшем в нашем комплексе. Это был смотр-конкурс атрибутов к сюжетно-ролевой игре. Мы...