Лучший педагог года

«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся 4 класса.

Татьяна Бедник
«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся 4 класса.

Цель:

• расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать уважение к хлебу, людям труда.

Оборудование:

• плакаты с цитатами о хлебе

• рисунки детей

• сочинения

разные виды хлеба: булочки, белый хлеб, ржаной хлеб, печенье, сушки и т. д.

Обращение учителя:

- Отгадайте загадку: Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе.

(Хлеб).

Публикация «„Цена ломтика“ тематический классный час для учащихся 4 класса,» размещена в разделах

- Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют такие непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. А вспомним, как не просто пришёл он к нам. Это было давно, во времена каменного века, когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Они не умели пахать и сеять и брали то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зёрнышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зёрна и сажать их возле жилья. Так и появились первые колоски. Сначала – ячменя, потом пшеницы и ржи.

- Учёные полагают, что первый хлеб был испечён не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Хлебу нет цены. Его стоимость деньгами не измерить. Нелёгок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зелёное поле. Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба!

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подаёт.

Сколько требует ухода

Мать – земля на целый год.

В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришёл.

В нём – здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

1 р.

Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто – чисто.

2 р.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

3 р.

Выплывают на просторы.

Ветер песню им поёт.

Капитаны – комбайнёры

Смотрят с мостиков вперёд.

4р.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово.

В ящик сыплется зерно.

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут.

5 р.

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места.

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

6 р.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Учитель:

-Свято дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 000 зёрен. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью.

1 р.

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью и почётом,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном.

С белоснежным рушником.

2 р.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

- Дорогой наш гость и друг.

Принимай хлеб – соль из рук!

Учитель:

- Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко; круглый год; да и Вселенная представлялась в виде круга. И вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Поэтому и хлеб – символ жизни – был круглым. Ну, а женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный.

- Почему один хлеб чёрный, а другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука).

- А из чего готовят отрубной хлеб?

- Мельничные жернова перетирают муку на зерно, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

- Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба. Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир – народам, хлеб – голодным!». Паё к в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать, выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелам.

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зёрен, потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь бережно хранится, но только на Кубани, в исследовательском центре.

- А сколько хлебных примет родилось на нашей земле!

- Хлеб из рук выпадает – значит, гость спешит.

- Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного члена семьи.

- Разломить с кем – то хлеб – породить дружбу.

- Осыпать молодых хлебом – желать достатка, счастья.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты – бочонок и борону, деду – хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!»

- Давайте вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы.

- Не шуба греет, а (хлеб).

- В дороге хлеб (непомеха).

- Не будет хлеба, (не будет и обеда).

- Без соли не вкусно, а без хлеба (несытно).

- У кого хлебушко, у того и (счастье).

- Хлеб всему (голова).

- Без печки холодно – без хлеба (голодно).

- На чужой каравай (рот не разевай).

- Хочешь есть калачи -(не сиди на печи).

- Есть хлеб – будет и (песня).

- Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чё ткие правила:

- Хлеб – драгоценность! Им не сори!

-Хлеба к обеду в меру бери!

- Нельзя играть с хлебом.

- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

Викторина о хлебе.

1. Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос).

2. Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп).

3. Одно бросил, а целую горсть нашёл. (Зёрна)

4. Сто братьев в одну избушку пришли ночевать. (Колос).

5. Ходит в поле из края в край, режет чёрный каравай. (Трактор).

6. Растёрто, раздавлено, у печки поставлено.

По стеночке движется, липнет и лижется,

Не ком и не жижица. (Тесто).

7. Пышно, мягко, а не вата,

С крышей, с полом, а не хата.

Бугристо, а не сугроб,

Душисто, а не укроп.

Бело, а не берёза.

Румяно, а не роза. (Буханка белого хлеба).

8. Железный конь – в животе огонь,

Сена не просит, пашет, сеет, косит. (Трактор).

9. Из зёрен какого растения получают манную крупу? (Пшеница).

10. Загадаю загадку: выброшу на грядку,

В год пущу, а в другой выпущу. Что это? (Озимые).

11. Не море, а волнуется. (Колосья в поле).

12. Меня режут, меня бьют, а я не злюсь –

Добрей становлюсь. (Тесто).

13. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста).

14. Как называется ещё дрожжевое, забродившее тесто? (Опара).

1 р.

Корочка хлеба,

Хлебная крошка.

Что это – много или немножко?

Даже не верится нам с тобою.

Что кто – то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается кровью.

Когда он лежит в придорожной пыли.

Учитель:

- Послушайте сказку «Сказка о девочке, которая наступила на хлеб».

Сказка «Сказка о девочке, которая наступила на хлеб».

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее своё платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги её окаменели, жирные пауки оплели её своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала её мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - подумала Инге, и душа её от этих мыслей становилась всё грубее.

Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! – заплакала она. - Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

И в тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и её мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

- Давайте всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождё нное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

- Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш всегда был честным. В хлебе – душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. И мне бы хотелось закончить наше мероприятие отрывком из стихотворения, посвящённого Родине, России.

Мне сегодня приснилась Россия

В покрывале из утренних рос.

Были очи её светло – синими

И пшеничная россыпь волос.

Шла Россия некошеным лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом,

Окунувшись в небес океан.

Шла со звонкою радостной песней.

Воспевались в ней ширь и простор.

Ну, а с песней и труд интересней –

Ей подпел молодой комбайнёр.

Подхватили доярки – певуньи.

Что прошли через луг прямиком,

Чтоб скорее молочные струйки

Зазвенели над каждым ведром.

- Придержимся русской традиции гостеприимства.

(На рушнике на блюде выносят сухарики, сушки, булочки, печенье и угощают всех).

Литература:

Классные часы 1 – 4 классы. 2007 г.

Сценарии школьных праздников. 1- 4 классы. 2006 г.

Публикации по теме:

«Семья… как много в этом слове…» тематический классный час, 4 класс Цель: раскрыть понятие «семья», дать представление о её функциях, формировать представление о семье как о людях, которые гордятся своими.

Спортивный праздник для учащихся 3 класса «Зоологические забеги» Ход спортивного праздника: в спортивный зал входят команды 3 классов и выстраиваются в одну шеренгу. Ведущий: Добрый день, дорогие друзья.

Сценарий праздника для учащихся первого класса «День именинника»Сценарий праздника для учащихся первого класса «День именинника» Мой сын учится в 1 классе. Сегодня я устроила в классе праздник именинника, поздравляли ребят, родившихся осенью и летних. Может кому-то.

Сценарий викторины для учащихся 7 класса «Великолепная семерка» Разработка мероприятия предназначена для педагогов дополнительного образования и направлена на детей 13-14 лет. Тема: Великолепная семерка.

Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию Как сформировать интерес к чтению? Если спросить у учителей чтения коррекционной школы, какую проблему они в своей работе считают трудной,.

Классный час «Путешествие в страну здоровья» для учащихся 4 класса школы II вида Классный час: «Путешествие в страну здоровья». Цели: - ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за собой; пропагандировать.

Конспект занятия для учащихся четвертого класса «Костры» Тема занятия: «Костры» Возраст учащихся: 4 класс (10 лет) Тип занятия: ознакомление с новым материалом Задачи: • познакомить учащихся.

Математический диктант для учащихся 1–2 класса (1–2 четверть) Математический диктант 1 класс. 1 четверть. № 1 1. Запишите цифрами числа от 1 до 3 2. Запишите число 2. Запишите число, которое следует.

Сценарий новогоднего праздника для учащихся 1 класса Сценарий Новогоднего Праздника (Данный праздник был проведён в 1 классе,но по желанию его можно адаптировать под любой возраст.) Класс украшен.

Сценарий новогоднего представления для учащихся 3 класса Сценарий праздника включает стихотворения о новом годе, загадки, игры кричалки. тексты новогодних песен. Праздник можно провести в классе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Цена ломтика» тематический классный час для учащихся 4 класса.
Опубликовано: 28 марта 2016 в 15:12
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД