Лучший педагог года

Консультация «Ценность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Елена Леонова
Консультация «Ценность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

На протяжении нескольких лет я использую разные фольклорные формы в своей работе. Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Публикация «Консультация „Ценность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания и приобщение детей к русской народной культуре и традициям.

Я использую такие формы совместной деятельности с детьми:

• Чтение художественной литературы (сказки, пословицы, поговоркии другие фольклорные формы);

• Рассматривание альбомов «Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымка»;

• Знакомство детей с традиционным русским костюмом, предметами быта;

• Изготовление народных игрушек;

• Одной из важнейших форм работы является повседневное общение с детьми – эмоциональные рассказы о жизни предков, слушание и пение народных песен, инсценировки.

В итоги стараюсь достичь таких целевых ориентиров как:

• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении;

• ребёнок обладает развитым воображением;

• ребёнок проявляет любознательность;

• ребёнок уверен в себе, в своих силах, открыт внешнему миру.

Разные фольклорные формы всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.

А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Использование фольклора в детском саду способствует привитию у ребенка любви к народу и культуре страны, положительного отношения к накопленному поколениями опыту, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте – что является важным компонентом в развитии современного дошкольника.

На занятиях по развитию речи я использую скороговорки и чистоговорки, которые ориентированы на формирование четкой, чистой, без звуковых отклонений речи. Один из принципов ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства. Поэтому задача педагога по максимуму в дошкольный период жизни, познакомить воспитанников с разнообразием фольклора : с песнями, частушками, прибаутками, народными танцами, русско-народными сказками, театром, в том числе кукольным, изобразительным и прикладным искусством и многим другим.

Детство ценно тем, что оно полно поиска, поиска новых идей и открытий, поиском себя в этом мире. Через знакомство и изучение фольклора воспитанники могут удовлетворить эту потребность.

Значение фольклора в развитии детей очень высоко, разберем влияние нескольких видов народного творчества на развитие речи у дошкольников.

Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Чтение детям потешек, песенок, прибауток обогащает представление детей о мире, отношениях между людьми, даёт толчок фантазии, творчеству.

Сказка пробуждает активность ребенка: она настраивает на сопереживание, сочувствие, ведь ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, результат разных характерных поступков-все это делает сказку особенно интересной и волнующей. Сказки не только расширяют представления ребенка и обогащают его знания. Они вводят детей в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. А так же сказка очень хорошо развивает память и речь ребенка.

Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Когда у ребенка грамотная, чистая, сформированная речь он чувствует себя уверенным, успешным и счастливым. Задача воспитателя — поспособствовать полноценному проживанию воспитанниками всех этапов дошкольного возраста. Справится с этой задачей, вам поможет народное творчество.

Результатом моей работы является развитие творческих способностей ребёнка, его социально-личностное развитие (дружелюбие, толерантность, внимательность, жизнерадостность, правдивость, совестливость, активность, коммуникабельность).

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

Доклад из опыта работы «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,чем тот,.

Фотоотчёт о проектной деятельности «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»Фотоотчёт о проектной деятельности «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию фотоотчёт по проектной деятельности на тему: " Использование фольклора в развитии речи.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Казимирова.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей ранней группы "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста". Если руки неумелы, Если.

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.

Консультация для воспитателей: «Роль совместных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста Образовательная область: коммуникация. Раздел программы: развитие речи. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста» «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,.

Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития Влияние фольклора на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с федеральным государственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ценность фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 октября 2017 в 07:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД