«Что и как читать детям»

Любовь Геннадиевна Шведова
«Что и как читать детям»

Консультация для родителей на тему:

«Что и как читать детям»

Художественная литература является универсаль ным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемо го, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художе ственные тексты позволяют эмоционально, интуитив но схватывать целостную картину мира.

По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реаль ный опыт.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления

творческой личности.

Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы и юмористические произведения. В старшем дошкольном возрасте приоритетными должны быть познавательные книги.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное.»

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Рекомендуется читать с детьми большие литературные формы — авторские сказочные и реа листические повести, а также циклы рассказов с еди ным персонажем. Большие повествования обычно почти не используются в детском саду.

Однако именно большие повествовательные тек сты создают возможные миры с целостной цепью со бытий, происходящих с персонажами, временно-при чинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних пси хологических мотивов. Такого рода сложные пове ствовательные последовательности позволяют ребенку от крывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняю щихся обстоятельствах, осваивать ценностные уста новки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентриру ются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов боль ших форм. Именно они становятся привлекательны ми для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представле ний о нем в целостную картину.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

Рекомендательный список для чтения детям 5 - 6 лет

Художественные тексты для длительного чтения:

А. Пушкин. Сказка о царе Салтане…; Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

П. Ершов. Конек-горбунок.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

В. Гауф. Маленький Мук. Карлик Нос.

Г. Х. Андерсен. Снежная королева.

Русские богатыри: былины (обработка для детей И. Карнауховой)

А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

Т. Янссон. Шляпа волшебника. Волшебная зима.

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

Дж. Родари. Приключения Чиполлино.

К. Чуковский (по X. Лофтингу). Доктор Айболит.

Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина.

Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Крокодил Гена и его друзья. Гарантийные человечки.

А. Волков. Волшебник Изумрудного города.

Г. Остер. Остров Эскадо.

А. Линдгрен. Малыш и Карлсон.

П. Трэверс. Мэри Поппинс.

Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы.

В. Бианки. Мышонок Пик. Синичкин календарь.

А. Секора. Муравьи не сдаются.

В. Бонзелъс. Пчела Майя и ее приключения.

Р. Киплинг. РикКи-Тикки-Тави.

А. Чехов. Каштанка.

Д. Биссет. Забытый день рождения (сказки в пе ресказе Н. Шерешевской).

Г. Остер. Сказочные рассказы: Привет мартышке. Зарядка для хвоста. Великое закрытие. И др. (Цикл рассказов о мартышке, слоненке, удаве и попугае.)

И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква

А. Ю. Дружков. Волшебная школа.

Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена: Часть 1 (Конь на крыше. Удивительная охота. Куропатки на шомполе. Бешеная шуба. Восьминогий заяц. И другие истории.)

Б. Житков. Что я видел.

Н. Забила. Катруся уже большая.

Н. Носов. Дружок. Фантазеры. Мишкина каша. Огородники. Автомобиль.

В. Драгунский. Денискины рассказы: «Он живой и светится.». Красный шарик в синем небе. Друг детства. Шляпа гроссмейстера. Тайное становится явным. Что любит Мишка. Что я люблю. И др. Б. Емельянов. Дед Макабка. Рассказы о маме.

С. Баруздин. Рави и Шаши.

Ю. Коваль. Алый.

А. Гайдар. Чук и Гек.

М. Зощенко. Леля и Минька (цикл рассказов).

А. Линдгрен. Приключения Эмиля из Лённеберги.

С. Маршак. Веселое путешествие от «А» до «Я».

Художественные тексты для непродолжительного чтения

Сказки разных народов (по выбору, в том числе:

Русские сказки (в обработке русских писателей): Иван-царевич и Серый волк. Царевна-лягушка. По щучьему веленью. Финист - ясный сокол. Поди туда - не знаю куда, принеси то — не знаю что. Морской царь и Василиса Премудрая. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Марья-Моревна. Сивка-бурка. Никита-Кожемяка. Иван-крестьянский сын и чудо-юдо.

Немецкие сказки (в обработке братьев Гримм): Бременские музыканты. Снегурочка. Сказка о рыбаке и его жене. Король-Дроздовик. Госпожа Метелица. Храбрый портняжка. Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка. Юный великан. Белоснежка и Алоцветик. Верные звери.

Г. Х. Андерсен. Новое платье короля. Стойкий оловянный солдатик. Свинопас. Елка. Старый уличный фонарь. История года.

Ш. Перро. Кот в сапогах. Спящая красавица.

Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Как было написано первое письмо. Как была придумана азбука (Как появился алфавит.) Откуда взялись броненосцы. Краб, который играл с морем. Сказка о Старике Кенгуру.

В. Одоевский. Городок в табакерке.

Д. Нагишкин. Айога.

П. Бажов. Серебряное копытце. Огневушка-поскакушка.

С. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Гайдар. Сказка о военной тайне» о Мальчише- Кибальчише и его твердом слове.

К. Паустовский. Теплый хлеб.

И. Соколов-Микитов. Листопадничек.

В. Бианки. Сказки: Сова. Чей нос лучше. Как Муравьишка домой спешил. Мастера без топора. Хвосты. Терентий-Тетерев.

Н. Павлова. Находка. В живой комнате. Как облачко. Травка Пупавка. Желтый, белый, лиловый. Под кустом.

Дж. Родари. Почему? Отчего? Зачем?

К. Ушинский. Дети в роще.

Л. Толстой. Птичка. Корова. Филипок. Пожар. Котенок. Лев и собачка. Черепаха.

К. Паустовский. Квакша. Кот-ворюга. Растрепанный воробей.

А. Гайдар. Поход. Совесть.

Н. Носов. На горке. Ступеньки. Живая шляпа. Карасик. Про репку. Огурцы. Про Гену. Саша. И я помогаю. Шурик у дедушки.

Л. Письменная. Верный. Веснушка.

В. Бианки. Плавунчик. Снежная книга. Снегирушка-милушка. Музыкальная канарейка.

М. Пришвин. Лисичкин хлеб. «Изобретатель». Ребята и утята. Ярик. Предательская колбаса. Первая стойка. Пиковая Дама. Лесной доктор. Этажи леса. Зверь бурундук. Лесной хозяин. Как поссорились кошка с собакой.

Г. Снегирев. Бобровая хатка. Бобровый сторож. Бобренок. Верблюжья варежка. Морская свинка. Маленькое чудовище. Осьминог. Обитаемый остров. Рачок-мореход. Как воробей на Камчатке побывал.

Е. Чарушин. Хитрая мама Свинья. Страшный рассказ. Захочешь есть - говорить научишься. Птичье озеро.

Б. Емельянов. Сапоги-собаки. Кот-пожарный. Кот и собака. Васька.

Г. Скребицкий. В зимнюю стужу.

Н. Сладкое. Птенцы-хитрецы.

Э. Сетон-Томпсон. Чинк.

Считалки, скороговорки, загадки, прибаутки и небылицы (из сборников русского и зарубежно го фольклора).

Сказки в стихах (по фольклорным мотивам):

В. Жуковский. Кот в сапогах. Спящая царевна.

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. И др.

Тематические подборки стихов для детей: (о природных стихийных силах и их использо вании человеком, о разных животных и расте ниях, о сезонах и ландшафтах, о рукотворных вещах и их истории, об этапах взросления и профессиях человека, о разнообразных коллизи ях детской жизни, о качествах человека, про являющихся в обыденных и чрезвычайных об стоятельствах, и т. п.)

К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, А. Барто, Г, Сапгир, С. Михалков, Я. Аким, Л. Квит ко, И. Токмакова, С. Баруздин, Г. Остер, В. Маяковский, Саша Черный, Ю. Тувим, Дж. Родари и др. (авторские и тематические сборники).

Стихи-перевертыши:

Э. Лир, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, Ю. Влади миров, А. Введенский, Э. Успенский, Г. Остер,

Я. Бжехва и др.

Лирические стихи

В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тют чев, А. Фет, А. Плещеев, А. Майков, Н. Некра сов, А. Блок, С. Есенин, И. Бунин и др. (автор ские и тематические сборники).

Публикации по теме:

Что должен уметь ребенок, поступающий в школуЧто должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

Людей неинтересных в мире нет Е. Евтушенко "Людей неинтересных в мире нет" Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы—как истории планет. У каждой всё особое, свое, и.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Что и как читать детям»
Опубликовано: 11 сентября 2012 в 23:42
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...