«Что мы знаем о птицах?» Конспект НОД в подготовительной группе

Елена Творогова
«Что мы знаем о птицах?» Конспект НОД в подготовительной группе

Цель: Обобщить представления детей о птицах (их разнообразии, среде обитания, внешнем виде, голосах). Закрепить умение делить птиц на перелётных, зимующих и кочующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь (насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, певчие, хищные). Воспитывать интерес к жизни живой природы, развивать экологическую культуру.

Планируемый результат:

развитие интегративных качеств: проявляют любознательность, интерес к изучению природы; могут поддерживать беседу о птицах, рассуждать; различают птиц по голосам и внешнему виду; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении поставленных задач.

Дети и воспитатель стоят в кругу в шапочках синичек.

Воспитатель: в лесу, в удобном домике – дупле, которое сделал дятел, у мамы и папы синичек вылупились птенчики – 14 братьев и сестричек, красавчики с большими головами и клювами, которые всегда открыты. И родители только и успевали им с утра до ночи носить мошек.

Проводится артикуляционная гимнастика: маленькие птенцы по артикуляции (мамы) узнают гласные звуки и пропевают их вслух.

Прошло две недели, и вы уже достаточно подросли. Пора учиться летать. А для этого надо научиться делать зарядку: встать на краешек гнезда, привстать высоко на ножки – раз! Два! Вытянуть вниз крылышки, ниже, ниже, - три, четыре. Ещё раз. Затем взмахи крылышками – быстро-быстро. И все полетели.

Теперь пора вас отдавать в птичью школу.

На старой липе во дворе большое оживленье –

Повесил кто-то на заре такое объявление:

«Открыта школа для птенцов.

Занятия с пяти часов»

(Все летят в школу. Уроки ведёт мудрая Сова – воспитатель меняет шапочку). Звучит звонок.

Начинается первый урок «Родного языка»

Все птицы разговаривают, но каждая по-своему. Птенцы, давайте вспомним, кто как говорит. (Воспитатель называет птиц, а дети отвечают).

Гуси – гогочут

Вороны – каркают

Ласточки – щебечут

Голуби – воркуют

Коростели – скрипят

Соловьи – свистят

Синицы – пищат

Журавли – курлычут

Совы – ухают

Кукушки – кукуют

Воробьи – чирикают

А как кричит:

Сорока – ча-ча-ча

Свиристель – свири-свир

Снегирь – рюм-рюм-рюм

Трясогузка – ци-зы, ци-зы

Журавль – курлы-курлы

Синица – синь-синь

Клёст – цок-цэк, цок-цэк.

Некоторые птицы умеют говорить как люди, т. е. кричат звуки. Похожие на человеческие слова: синица-московка: «винтик-винтик». Перепел: «спать пора». Щеглы: «пить-попить». Дергач: «зря! зря!».

Некоторые птицы, как люди. Какие птицы повторяют слова людей? (Попугаи, скворцы). Молодцы! Наш первый урок - родного языка закончился. Переменка. (Проводится пальчиковая гимнастика про птиц, например «Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек-стайка)

Урок второй «Естествознания»

Много птиц на свете и все они живут по-разному. В зависимости от того, как они приспособлены к своей среде обитания. Если это лес, то это зависит от вида леса (лиственный, смешанный или ельник). Больше всего птиц живёт в смешанном лесу. Как вы думаете, почему? Правильно, там много разных деревьев, которые дают птицам пищу и приют. А в еловом лесу всегда холоднее, там сыро и царит полумрак. Здесь птиц меньше, так как им труднее находить себе пищу. Живут в нём клёст-еловик, чиж, филин, серая мухоловка (показ слайдов).

Летом птицам хорошо в лесу. (Почему). - Достаточно пищи. А зимой? – Снег, морозы, метели и голод: нет насекомых, рыбы подо льдом, семена и ягоды под снегом, и, поэтому, многие птицы улетают на юг. А какие птицы улетают от нас?

Дети выбирают из представленных красочных иллюстраций на выставке по одной и рассказывают кратко о выбранной птице (внешний вид, наиболее запомнившиеся детали образа жизни и т. п.).

По такой же схеме рассказывают о зимующих и кочующих птицах.

Звучит звонок на перемену. Физкультминутка:

Воспитатель:

«Птицы долго зимовали

В чужедальней стороне

Но по Родине скучали

И мечтали о весне.

Наконец, весна пришла

И в дорогу позвала.

Ребёнок:

«Будет труден перелёт

Приготовились в полёт». (Летают парами).

Урок третий «Птицеведение»

Тема нашего урока: «Строение птиц, добыча пищи, строительство жилищ»).

Птенцы, чтобы добывать пищу нам нужен – что? – клюв.

А что делают птицы клювом?

- Клювом хватают, долбят, обороняются, нападают, гнёзда плетут, пёрышки чистят, яйца в гнезде переворачивают, птенцов кормят, поют. (Ответы детей).

Клювы у птиц разные: самый большой у пеликана, самый маленький у корольков. Клювики тонкие и острые у птиц, которые питаются насекомыми (насекомоядные, а толстые и тупые у тех, кто клюёт зерно (зерноядные).

Предлагается плакат с рисунками птичьих носов.

Проводится игра «Угадай – чей клюв?».

А сейчас поговорим о гнёздах. А что такое гнездо? – Правильно, это птичий дом, а точнее – люлька, где пернатые выращивают своих птенцов. Давайте вспомним об этом подробнее. Я называю птиц, а вы говорите об их гнёздах.

Соловьи – гнёзда в густых зарослях ивняка и ольшаника по склонам оврагов, где бьют ключи.

Трясогузки – в кустах по берегам рек.

Лебеди - недалеко от воды в густых зарослях трав, устилают пухом.

Журавли – на земле среди кустов и трав.

Утки – в густых зарослях камыша и осоки. (Место выбирает папа – селезень).

Утка-Чомга – плавучий домик – кучка сухого тростника, посредине ямка, на дне трава.

Дятел – дупло.

Голубь – гнездо в виде решета с одним полом, без стен.

Иволга – зыбкий домик, качающийся на ветру, как гамачок, подвешенный между двумя точками (особенно на соснах).

Сова – в дупле, утепляет хвоей, своим пухом.

Вороны – улетают из города в рощи, делают гнёзда на деревьях и в густых кустарниках.

Сороки – в зарослях ивняка по берегам рек (внутри гнезда чаша из глины). Клесты – глубокое гнездо с тонкими стенками.

Снегири – из тонких сухих прутиков, мха, лишайника (устилает пухом).

Свиристели - очень искусно прячут на соснах.

Корольки – гнёзда среди еловых ветвей.

Далее дети читают стихи о птицах (выбранные заранее по желанию детей).

На этом наш курс начальной школы окончен.

Если позволяет время, можно провести викторину «Знаете ли вы о птицах.

Предлагаю некоторые её вопросы:

1. Какая птица изображена на гербе нашей страны? (орёл)

2. Какие птицы танцуют весной? (журавли)

3. Какую птицу называют «лесной газетой» (сорока).

4. Птенцы какой птицы умеют плавать с первого дня жизни? (лебедь).

5. Какую птицу называют «ледоломкой» (трясогузка).

6. У какой птицы птенцы появляются зимой? (клёст).

7. «Берёзовые птицы» - кто это? (дятел).

8. Единственная птица, поедающая мохнатых гусениц (кукушка).

9. Птица – национальный символ Америки (орлан).

10. Самая маленькая птица России? (королёк).

11. Самая маленькая - в мире? (колибри).

12. Птица, которая всё время попискивает (пищуха).

13. Птица – почтальон (голубь).

14. Самая быстрая птица? (стриж).

15. Самый лучший певец? (соловей).

16. Куда улетают ласточки? Чем они питаются во время долгого перелёта? (на юг Африки; питаются за счёт накопленного жира).

В конце занятия дети становятся полукругом.

Воспитатель: Кто таки птицы?

Дети:

1Птицы – это песня и полёт.

2. Птицы – дети воздуха.

3. Птицы – дети радуги, они сверкают разными цветами.

4. Птицы – вестники радости, на крыльях приносят весну.

5. Птицы – верные помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов.

6. Птицы – это тайна и красота.

Воспитатель: невозможно даже представить нашу землю без птиц. Вот что такое птицы.

Существует специальная наука, которая изучает птиц, помогает им. Называется она – орнитология. А вы, ребята, сегодня получаете значки «Юный орнитолог». Берегите птиц и всё живое в природе!

Публикации по теме:

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Экологические настольные игры для детей старшего возрастаЭкологические настольные игры для детей старшего возраста «Волшебный поезд» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Что мы знаем о птицах?» Конспект НОД в подготовительной группе
Опубликовано: 2 июня 2013 в 13:29
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...