«Что мы знаем о птицах?» Конспект НОД в подготовительной группе

Елена Творогова
«Что мы знаем о птицах?» Конспект НОД в подготовительной группе

Цель: Обобщить представления детей о птицах (их разнообразии, среде обитания, внешнем виде, голосах). Закрепить умение делить птиц на перелётных, зимующих и кочующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь (насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, певчие, хищные). Воспитывать интерес к жизни живой природы, развивать экологическую культуру.

Планируемый результат:

развитие интегративных качеств: проявляют любознательность, интерес к изучению природы; могут поддерживать беседу о птицах, рассуждать; различают птиц по голосам и внешнему виду; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении поставленных задач.

Дети и воспитатель стоят в кругу в шапочках синичек.

Воспитатель: в лесу, в удобном домике – дупле, которое сделал дятел, у мамы и папы синичек вылупились птенчики – 14 братьев и сестричек, красавчики с большими головами и клювами, которые всегда открыты. И родители только и успевали им с утра до ночи носить мошек.

Проводится артикуляционная гимнастика: маленькие птенцы по артикуляции (мамы) узнают гласные звуки и пропевают их вслух.

Прошло две недели, и вы уже достаточно подросли. Пора учиться летать. А для этого надо научиться делать зарядку: встать на краешек гнезда, привстать высоко на ножки – раз! Два! Вытянуть вниз крылышки, ниже, ниже, - три, четыре. Ещё раз. Затем взмахи крылышками – быстро-быстро. И все полетели.

Теперь пора вас отдавать в птичью школу.

На старой липе во дворе большое оживленье –

Повесил кто-то на заре такое объявление:

«Открыта школа для птенцов.

Занятия с пяти часов»

(Все летят в школу. Уроки ведёт мудрая Сова – воспитатель меняет шапочку). Звучит звонок.

Начинается первый урок «Родного языка»

Все птицы разговаривают, но каждая по-своему. Птенцы, давайте вспомним, кто как говорит. (Воспитатель называет птиц, а дети отвечают).

Гуси – гогочут

Вороны – каркают

Ласточки – щебечут

Голуби – воркуют

Коростели – скрипят

Соловьи – свистят

Синицы – пищат

Журавли – курлычут

Совы – ухают

Кукушки – кукуют

Воробьи – чирикают

А как кричит:

Сорока – ча-ча-ча

Свиристель – свири-свир

Снегирь – рюм-рюм-рюм

Трясогузка – ци-зы, ци-зы

Журавль – курлы-курлы

Синица – синь-синь

Клёст – цок-цэк, цок-цэк.

Некоторые птицы умеют говорить как люди, т. е. кричат звуки. Похожие на человеческие слова: синица-московка: «винтик-винтик». Перепел: «спать пора». Щеглы: «пить-попить». Дергач: «зря! зря!».

Некоторые птицы, как люди. Какие птицы повторяют слова людей? (Попугаи, скворцы). Молодцы! Наш первый урок - родного языка закончился. Переменка. (Проводится пальчиковая гимнастика про птиц, например «Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек-стайка)

Урок второй «Естествознания»

Много птиц на свете и все они живут по-разному. В зависимости от того, как они приспособлены к своей среде обитания. Если это лес, то это зависит от вида леса (лиственный, смешанный или ельник). Больше всего птиц живёт в смешанном лесу. Как вы думаете, почему? Правильно, там много разных деревьев, которые дают птицам пищу и приют. А в еловом лесу всегда холоднее, там сыро и царит полумрак. Здесь птиц меньше, так как им труднее находить себе пищу. Живут в нём клёст-еловик, чиж, филин, серая мухоловка (показ слайдов).

Летом птицам хорошо в лесу. (Почему). - Достаточно пищи. А зимой? – Снег, морозы, метели и голод: нет насекомых, рыбы подо льдом, семена и ягоды под снегом, и, поэтому, многие птицы улетают на юг. А какие птицы улетают от нас?

Дети выбирают из представленных красочных иллюстраций на выставке по одной и рассказывают кратко о выбранной птице (внешний вид, наиболее запомнившиеся детали образа жизни и т. п.).

По такой же схеме рассказывают о зимующих и кочующих птицах.

Звучит звонок на перемену. Физкультминутка:

Воспитатель:

«Птицы долго зимовали

В чужедальней стороне

Но по Родине скучали

И мечтали о весне.

Наконец, весна пришла

И в дорогу позвала.

Ребёнок:

«Будет труден перелёт

Приготовились в полёт». (Летают парами).

Урок третий «Птицеведение»

Тема нашего урока: «Строение птиц, добыча пищи, строительство жилищ»).

Птенцы, чтобы добывать пищу нам нужен – что? – клюв.

А что делают птицы клювом?

- Клювом хватают, долбят, обороняются, нападают, гнёзда плетут, пёрышки чистят, яйца в гнезде переворачивают, птенцов кормят, поют. (Ответы детей).

Клювы у птиц разные: самый большой у пеликана, самый маленький у корольков. Клювики тонкие и острые у птиц, которые питаются насекомыми (насекомоядные, а толстые и тупые у тех, кто клюёт зерно (зерноядные).

Предлагается плакат с рисунками птичьих носов.

Проводится игра «Угадай – чей клюв?».

А сейчас поговорим о гнёздах. А что такое гнездо? – Правильно, это птичий дом, а точнее – люлька, где пернатые выращивают своих птенцов. Давайте вспомним об этом подробнее. Я называю птиц, а вы говорите об их гнёздах.

Соловьи – гнёзда в густых зарослях ивняка и ольшаника по склонам оврагов, где бьют ключи.

Трясогузки – в кустах по берегам рек.

Лебеди - недалеко от воды в густых зарослях трав, устилают пухом.

Журавли – на земле среди кустов и трав.

Утки – в густых зарослях камыша и осоки. (Место выбирает папа – селезень).

Утка-Чомга – плавучий домик – кучка сухого тростника, посредине ямка, на дне трава.

Дятел – дупло.

Голубь – гнездо в виде решета с одним полом, без стен.

Иволга – зыбкий домик, качающийся на ветру, как гамачок, подвешенный между двумя точками (особенно на соснах).

Сова – в дупле, утепляет хвоей, своим пухом.

Вороны – улетают из города в рощи, делают гнёзда на деревьях и в густых кустарниках.

Сороки – в зарослях ивняка по берегам рек (внутри гнезда чаша из глины). Клесты – глубокое гнездо с тонкими стенками.

Снегири – из тонких сухих прутиков, мха, лишайника (устилает пухом).

Свиристели - очень искусно прячут на соснах.

Корольки – гнёзда среди еловых ветвей.

Далее дети читают стихи о птицах (выбранные заранее по желанию детей).

На этом наш курс начальной школы окончен.

Если позволяет время, можно провести викторину «Знаете ли вы о птицах.

Предлагаю некоторые её вопросы:

1. Какая птица изображена на гербе нашей страны? (орёл)

2. Какие птицы танцуют весной? (журавли)

3. Какую птицу называют «лесной газетой» (сорока).

4. Птенцы какой птицы умеют плавать с первого дня жизни? (лебедь).

5. Какую птицу называют «ледоломкой» (трясогузка).

6. У какой птицы птенцы появляются зимой? (клёст).

7. «Берёзовые птицы» - кто это? (дятел).

8. Единственная птица, поедающая мохнатых гусениц (кукушка).

9. Птица – национальный символ Америки (орлан).

10. Самая маленькая птица России? (королёк).

11. Самая маленькая - в мире? (колибри).

12. Птица, которая всё время попискивает (пищуха).

13. Птица – почтальон (голубь).

14. Самая быстрая птица? (стриж).

15. Самый лучший певец? (соловей).

16. Куда улетают ласточки? Чем они питаются во время долгого перелёта? (на юг Африки; питаются за счёт накопленного жира).

В конце занятия дети становятся полукругом.

Воспитатель: Кто таки птицы?

Дети:

1Птицы – это песня и полёт.

2. Птицы – дети воздуха.

3. Птицы – дети радуги, они сверкают разными цветами.

4. Птицы – вестники радости, на крыльях приносят весну.

5. Птицы – верные помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов.

6. Птицы – это тайна и красота.

Воспитатель: невозможно даже представить нашу землю без птиц. Вот что такое птицы.

Существует специальная наука, которая изучает птиц, помогает им. Называется она – орнитология. А вы, ребята, сегодня получаете значки «Юный орнитолог». Берегите птиц и всё живое в природе!

Публикации по теме:

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Экологические настольные игры для детей старшего возрастаЭкологические настольные игры для детей старшего возраста «Волшебный поезд» Цель: закрепить и систематизировать представления детей о различных классах животных: дикие звери, птицы, насекомые, земноводные.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Что мы знаем о птицах?» Конспект НОД в подготовительной группе
Опубликовано: 2 июня 2013 в 13:29
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...