Папки-передвижки

Интегрированное занятие «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (подготовительная группа)

Наталья Еркулёва
Интегрированное занятие «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (подготовительная группа)

Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием игрового, речевого, наглядного методов.

Цель: воспитывать любовь и уважение к великому и могучему русскому языку и гениально талантливому поэту А. С. Пушкину.

Задачи:

Продолжать развивать интерес к художественному слову, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведений А. С. Пушкина.

Дать детям представление о том, что сказки А. С. Пушкина основываются на русских народных сказках, рассказанных няней Ариной Родионовной.

Публикация «Интегрированное занятие „Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Обратить внимание детей, что в сказках всегда торжествует доброта, а зло остаётся ни с чем.

Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию литературной фразы).

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказок А. С. Пушкина.

Предварительная работа: Чтение сказок А. С. Пушкина; заучивание отрывков из произведений; рассматривание иллюстраций к сказкам; рисование сюжетов из полюбившихся сказок.

Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, выставка детских рисунков,

выставка книг с произведениями поэта, музыкальные инструменты, костюмы, макет дуба, мягкая игрушка- кот на цепи, ТСО.

Ход занятия.

1 часть. Вводная.

Воспитатель заводит детей в зал, здоровается. Подводит детей к макету дуба и обращается к детям: Лукоморцы мои дорогие

Собирайтесь под ветви густые,

Вместе Пушкина будем читать,

Удивляться, смеяться, мечтать.

В новый век мы с поэтом шагнём,

Его Пушкинским мы назовём!

Приглашает детей занять места на стульях.

Дети садятся. Выходит девочка, садится, открывает книгу и начинает читать:

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт на право – песнь заводит,

Налево – сказки говорит.

Там чудеса, там леший бродит.

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

следы невиданных зверей.

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

Там лес и дол ведений полных.

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

А с ними дядька Черномор.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя.

Там в облаках. Перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

Там ступа с бабаю Ягой

Идёт, бредёт сама сабой.

Там царь Кащей над златом чахнет.

Там русский дух, там Русью пахнет.

И я там был и мёд я пил.

У моря видел дуб зелёный.

Под ним сидел и кот учёный.

Свои мне сказки говорил.

2 часть.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в мир поэзии А. С. Пушкина. Но сначала скажите мне, а кто, такой Александр Сергеевич Пушкин? (Ответы детей)

- Да, это великий русский поэт, (указываю на портрет) который написал много стихов, сказок, поэм. Давно нет А. С. Пушкина, но память о нём живёт в народе. Все, от мала до велика, любят произведения поэта. Не зря Александра Сергеевича называют «Солнцем русской поэзии»! И сегодня на занятии я попробую доказать вам это.

- А. С. Пушкин родился в Москве два века назад (6 июня 1799 - 10 февраля 1837) С раннего детства был он окружен вниманием и заботой своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий – ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша Пушкин очень любил свою няню и называл её ласково «мамушкой».

Стихи Александр Пушкин стал писать рано, с 12 лет, когда ещё учился в Лицее. По окончании учёбы, поэт поселился в Петербурге, где написал несколько стихотворений, в которых призывал к свободе. Это очень не понравилось императору Александру первому. Последовала наказание – ссылка в село Михайловское, родовое имение матери поэта. Впереди поэта ожидало одиночество и полная неизвестность будущего, если бы не Арина Родионовна. Впервые месяцы пребывания поэта в Михайловском Пушкин записал семь няниных сказок, народные песни, которые любила петь няня. Ей он посвятил чудесные строки «Зимнего вечера», её упоминал в поэме «Евгений Онегин» :

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне.

Подруге юности моей…

Физкультминутка для девочек.

- Сейчас я предлагаю вам послушать хороводную русскую народную песню в исполнении девочек «А я по лугу…». (Девочки исполняют хоровод).

3 часть.

- Дети, а вы хотели бы послушать сказки Арины Родионовны, которые она рассказывала самому Александру Сергеевичу Пушкину? (Да)

- Ну, тогда слушайте.

(Выходит Арина Родионовна, садится и рассказывает) :

А. Р. : - Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 богатыря. Царь женился на меньшой…»

Воспитатель: Через 7 лет этот сказ няни превратится в звучные и весёлые стихи А. С. Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(Выходят 3 девочки)

1 девочка: кабы я была царица

Воспитатель: говорит одна девица

1 девочка: То на весь крещёный мир

Приготовила бы пир.

2 девочка: Кабы я была царица

Воспитатель: говорит её сестрица

2 девочка: То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

3 девочка: кабы я была царица

Воспитатель: третья молвила сестрица

3 девочка: Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Воспитатель: Отрывок, из какой сказки Пушкина вы слышали? («Сказка о царе Салтане…»)

Чем заканчивается эта сказка? (Добро побеждает зло).

Няня: Молодцы, а теперь послушайте другую мою сказку. «Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. А поп и радёхонек!»

Воспитатель: Под Пушкинским пером этот сухой рассказ превратился в развесёлый раешник с живыми характерами.

- Жил-был поп

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу его Балда,

Идёт, сам не зная куда.

1 мальчик: Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Воспитатель: Поп ему в ответ:

2 мальчик: Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Воспитатель: Балда и говорит:

Мальчик 1: Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу.

Воспитатель: Отрывок, из какой сказки Александра Сергеевича вы сейчас прослушали? (Сказка о попе и о работнике его Балде). Чем заканчивается эта сказка? (Балда забрал оброк с чертей, платы требовать за работу стал с попа.) Щёлкнул первый раз – поп подпрыгнул до потолка, со второго раза – лишился языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика. А Балда приговаривал с укоризной: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Ребё нок:

Идёт Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает.

За попадью прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,

Отдал оброк, платы требовать стал.

Бедный поп подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка.

Со второго челка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной

«Не гонялся бы ты поп, за дешевизной».

Физкультминутка для мальчиков.

Воспитатель: Ещё одна особенность сказок А. С. Пушкина – их музыкальность, так и захотелось послушать в исполнении наших мальчиков оркестровую композицию. (Мальчики исполняют оркестр).

Няня: «Жил – был царь вдовый, и была у него дочь, красавица, что ни в сказки сказать, ни пером описать. Вот собрался царь снова жениться, а у неё зеркальце было волшебное. Говорить зеркало умело человеческим голосом с царицей…».

Воспитатель: Очень понравилась сказка Арины Родионовны поэту. Поэтому в 1833 году из-под его пера выходит сказка, которая стала жемчужиной пушкинской лирики:

Царица: Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Воспитатель: Что ж ей зеркальце в ответ?

Зеркало: Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Воспитатель: Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблуком-то как притопнет.

Царица: Ах, ты мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне на зло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою?

Вишь, какая подросла!

Но скажи: как можно ей

Быть во всём меня милей?

Признавайся: всех я краше?

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне равной нет.

Так ли?

Воспитатель: Зеркальце в ответ:

Зеркало: А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее.

Воспитатель: Ребята, помните ли название этой сказки? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Воспитатель: Чем закончилась эта сказка? (Царевич Елисей находит царевну в глубокой пещере, бросается к ней и царевна оживает).

Няня: «Жили дед да баба. Дед рыбу ловил неводом, а старуха по дому управлялась…»

Ребё нок: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу…

Воспитатель: Строки, какой сказки, вы сейчас услышали? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Кто скажет, как сложилась жизнь старика и старухи в дальнейшем? (От жадности старуха осталось с одним разбитым корытом)

4 часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы, наверное, не знаете, что пушкинские сказки – это произведения, которые поэт писал для взрослых. Вы удивляетесь? Однако это так. В весёлых своих сказках Пушкин строг и серьёзен…

И, тем не менее, вы будете правы, настаивая, что сказки эти написаны для вас, для детей. Нам с вами близко их стремительное действие вперёд. Они как считалки, которые хочется всё время читать, наслаждаясь четким, острым ритмом. И действительно, разве это не детские стихи?

1 ребё нок: В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт.

2 ребё нок: Ель стоит перед дворцом

А под ней хрустальный дом

Белка там живёт ручная

Да затейница какая

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра – чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

Воспитатель: Какие дивные стихи читали вы, ребята,

Их написал для вас поэт давным-давно, когда-то!

Летят года, идут века, но будем помнить их всегда!

Вы обратили внимание: во всех сказках Пушкина всегда торжествует победа добра над злом. Поэт ведёт своих героев к благополучию. Однако в сказках нет и злобы по отношению к самым нехорошим героям. Они раскаиваются, в своих поступках. В заключение мне хочется повторить за Александром Сергеевичем слова «Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма». Заслуга поэта в том, что его собственные сказки, сочинённые по образцу русских народных, сохранили в себе главное – прелесть и свободу сказочного чуда, поэтому мы в праве повторить: Александр Сергеевич Пушкин – Вы «Солнце русской поэзии».

А теперь я приглашаю всех на вальс, ведь Пушкин так любил балы. И этот танец мы посвящаем поэту.

Список литературы.

Сборник сказок А. С. Пушкина «Чудесный ларец».

Статья Г. Светловой «Что за прелесть эти сказки. Журнал «Дошкольное воспитание» №6 2007г.

Статья Е. Гавриловой «Беседы по сказкам Пушкина». Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2007г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Есть на свете доброта» (подготовительная группа) 1. Приветствие. Воспитатель: Давайте поздороваемся. Придумано кем-то и просто и мудро При встрече здороваться: доброе утро! - Доброе утро.

Фоторепортаж. Парад к Дню города Благовещенска «Что за прелесть эти сказки…»Фоторепортаж. Парад к Дню города Благовещенска «Что за прелесть эти сказки…» Фоторепортаж. Парад на день города Благовещенска " Что за прелесть эти сказки", посвященный году литературы в РФ. В этом году мой город Благовещенск.

Игра-викторина «Что за прелесть — эти сказки!» Цель: обобщение знаний по сказкам Задачи: образовательные: вспомнить и закрепить знания о героях и названиях детских сказок; развивающие:.

Викторина «Сказки Пушкина». Подготовительная группа Комплексное занятие. Викторина «Сказки Пушкина» Подготовительная группа. Программное содержание: 1 Обучающие задачи: - обучать детей.

Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки» НЕ бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи – На свете правды больше станет. В. Берестов Дорогие,.

НОД «В гостях у сказки» (подготовительная группа)НОД «В гостях у сказки» (подготовительная группа) Воспитатель: Богатикова В. А. г Улан-Удэ Цель: вызвать желание нарисовать иллюстрации к сказкам; развивать умение правильно располагать.

Познавательный проект «Что за прелесть эти сказки» (подготовительная группа) Участники: воспитатели, дети, родители Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-творческий. Срок реализации: с по февраля (2.

Сценарий итогового мероприятия «Что за прелесть эти сказки» (группа компенсирующей направленности для детей ЗПР) Под музыку дети входят в зал. Вед: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта.

Викторина «Что за прелесть эти сказки!» Цель: Выяснить знание детей народных и литературных сказок; воспитывать любовь к сказкам через художественное слово; развивать речь, логическое.

Викторина для детей младшего возраста «Что за прелесть, эти сказки!» Цель: Создать благоприятные условия для взаимодействия детей и родителей. Задачи: Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (подготовительная группа)
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 19:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД