МААМ-картинки

Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя

лилия молчанова
Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя

«Цифровые электромузыкальные инструменты

в работе музыкального руководителя».

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами.

Публикация «Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя» размещена в разделах

В наш век стремительно растущего научно-технического прогресса, появилась необходимость улучшения методов в образовательной деятельности музыкальных руководителей в дошкольных учреждениях: внедрение различных современных цифровых технологий, позволяющих активизировать познавательную деятельность воспитанников.

В связи с общей тенденцией информатизации образования, современных музыкальных технологий этот вопрос явился актуальным и для педагогов-музыкантов, которые стали внедрять и использовать современные цифровые технологии в своей практике. Одним из инструментов информатизации музыкального развития явился клавишный синтезатор.

Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. С фортепиано его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент.

В основном, синтезатор имеет функцию автоаккомпанемента, память с несколькими дорожками для сочинения и записи музыки, он оснащён жидкокристаллическим дисплеем, отображающим все происходящие действия и текущие настройки. Имеет «лёгкую», активную пятиоктавную клавиатуру, чувствительную к нажатию клавиатуру.

Технические возможности синтезатора позволяют музыкальному руководителю овладеть навыками исполнителя, звукорежиссёра и композитора, быть информационно грамотным, являться исследователем, новатором в своей области, стремиться к самообразованию, самосовершенствованию. Возможности синтезатора позволяют использовать игру в режиме «автоаккомпанемент», применять различные шумовые эффекты, изменять инструменты, находить интересные звуки.

При игре в режиме «автоаккомпанемент», у воспитанников хорошо развивается и дисциплинируется чувство ритма, формируется гармонический слух.

Развитая информативность и функциональность синтезатора позволяет окунуться в многообразие стилей исполняемой музыки, свободно ориентироваться в музыкальных жанрах, а музыкальному руководителю помогает освоить навыки аранжировки, познакомиться с элементами импровизации. Богатый банк тембров и стилей даёт возможность проявить свои творческие способности, находясь в состоянии постоянного поиска, экспериментировать.

Цифровые инструменты, т. е. клавишный синтезатор, предъявляют к музыканту иные, более универсальные требования по сравнению с требованиями, которые предъявляют традиционные механические инструменты. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трё х ролей: или композитора, или исполнителя, или звукорежиссёра, то, опираясь на цифровые инструменты, он объединяет в своём творчестве все эти виды деятельности.

Чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров лучше всего подходящие данному тексту и соответственно скорректировать их фактуру, т. е. создать проект аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект – исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность, а также выстроить виртуальную электроакустическую работу среду звучания (т. е. провести звукорежиссёрскую работу). Каждый из этих видов деятельности в музицировании на клавишном синтезаторе намного легче по сравнению с аналогичными видами традиционной музыкальной деятельности, поскольку опирается на программные заготовки, включающие в себя всю рутинную черновую работу.

Клавишный синтезатор можно использовать в практической деятельности, связанной с транспонированием, поскольку эту функцию берёт на себя электроника, и можно легко протранспонировать музыкальное звучание на любой интервал нажав соответствующую кнопку на панели инструмента (например, выбрав новую песню, которая написана в более высокой тональности, выбрать функцию «транспорт», установить необходимую тональность, а играть по нотам в той тональности, в которой она написана). Облегчается также процесс подбора по слуху, в связи с упрощением партии левой руки при игре в режиме автоаккомпанемента (например, подобрать мелодию и, с помощью нажатия одной клавиши в левой части клавиатуры, подбирать аккомпанемент, при этом звучать будет готовый шаблон). Значительно укорачивается путь выработки навыка импровизации, так как режим автоаккомпанемента вместе с упрощением игры, позволяет получать красочно оформленный зажигательный ритмический рисунок сопровождения (например, при развитии чувства ритма. На синтезаторе выбрать шаблон автоаккомпанемента, а дети сопровождают его хлопками, импровизируя ритм, но в ансамбле с музыкой. Возможно исполнение группой, подгруппами и индивидуально).

Значительно оживить занятие можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал электронного инструмента позволяет проводить некоторые необычные и полезные для музыкального развития детей игры. К ним можно отнести, например, игру «Звуковую угадайку», когда педагог озвучивает на электронном инструменте звучание «лая собачки», «крик птицы», «шум ветра», «гром» и т. д., а дети пытаются их определить;

Игра «Звуковые картины», где педагог использует шумовые эффекты синтезатора, дети слушают, представляют их себе и рассказывают свои воображаемые картины. Игра «Музыкальная цепочка», когда педагог исполняет автоаккомпанемент, а дети импровизируют мелодию или исполняют знакомые песни под звучащий «оркестр» (автоаккомпанемент).

Использование современных музыкальных технологий (клавишного синтезатора) в работе музыкального руководителя возможно в качестве дополнительного инструмента, который позволяет расширить звуковой материал на занятиях, развлечениях, досугах и праздника.

Исходя из опыта работы, с использованием клавишного синтезатора в совместной музыкальной деятельности с воспитанниками, могу отметить заметно возросший интерес и повышение мотивации в развитии музыкальных способностей. Дети с большим желанием и внимательностью откликаются на новые звуковые эффекты, звучание необычных инструментов, целого оркестра, ритмических шаблонов. Участвуют в музыкальных играх, исполняют песни с автоаккомпанементом или ритмической поддержкой. Дети исполняют на синтезаторе простые попевки, подыгрывают на музыкальных инструментах одновременно со звучанием ритмических шаблонов и музыкальных паттернов.

Использование клавишного синтезатора в подготовке к праздникам и развлечениям заметно облегчает работу над звуковыми эффектами, записью соответствующей музыки к образам героев, подбором автоаккомпанемента к новым или старым песням. Современные цифровые технологии заметно улучшают качество проводимых мероприятий.

Творчество музыкального руководителя, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но и продуктивным. Клавишный синтезатор становится чрезвычайно ценным средством музыкального обучения.

Широкий фронт музыкально - творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Красильников И. М., «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. М. : Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55с.

2. Будкина Е. М., программа «Электронные музыкальные инструменты : синтезатор». М., Зеленоградский окружной методический центр, 2008 г.

3. Рапецкая Л. В., образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край, г. Добрянка, 2010 г.

Публикации по теме:

Готовимся к аттестации. Анкета для определения рейтинга музыкального руководителя среди родителей Уважаемые коллеги! Одним из критериев аттестации является определение рейтинга педагога среди родителей. С этой целью мною была разработана.

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цифровые электромузыкальные инструменты в работе музыкального руководителя
Опубликовано: 27 октября 2013 в 19:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД