Папки-передвижки

«День птиц», тематический классный час, 3 класс

Татьяна Бедник
«День птиц», тематический классный час, 3 класс

«День птиц". Методическая разработка тематического классного часа, 3 класс.

Цель:

• сформировать у детей представления о жизни птиц, развивать эрудицию, пробуждать желание к познавательной деятельности.

Оборудование:

• открытки и рисунки с изображением птиц,

• карточки с заданиям.

Ход программы:

Давайте, ребята, отправимся с вами… за чудесами!

Публикация «„День птиц“, тематический классный час, 3 класс» размещена в разделах

Да, да, за чудесами. Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

Пойдём – ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

Тема нашего классного часа спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица).

Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц.

Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц.

В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена. Международному дню птиц и посвящён наш классный час.

Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.

Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц :

- Синь – синь! – посвистывает синица.

- Чи – чи! Чи – чи! – вторит ей чиж.

- Гра – гра! – представляется грач.

- Сквор – сквор! – поют скворцы.

- Ку – ку! Ку – ку! – зовёт кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

- Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого ребята заранее разделились на две команды, выбрали капитанов. Уважаемые члены жюри, просим вас занять почётные места и оценить знания наших ребят.

(Жюри занимает почётные места).

1 конкурс: «Приветствие».

Представление команд. Каждая команда придумала себе название, девиз и нарисовала эмблему.

1- я команда «Дятел».

Девиз: В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»-

И ставит подпись: дятел.

2 – я команда: «Сорока».

Девиз: Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

2 – й конкурс: «Разминка».

Учитель задаёт вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

Вопросы:

- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус).

- Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За её способность охотиться ночью).

- Как зовут птицу – гадалку? (Кукушка).

- Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока).

- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).

- Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин).

- Эта птица стоит на первом месте по скорости полёта среди всех птиц. (Стриж).

- Самая маленькая птичка планеты? (Колибри, её размер 1,5 – 2 см).

- Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока).

- Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сова).

- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики).

- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит).

(Жюри оценивает конкурс.)

3 – й конкурс: «Собери и объясни пословицу о птицах».

Команды получают написанную на листочке бумаги пословицу. В которой перепутаны местами все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить её смысл.

1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

2. Всякая птица своим клювом сыта.

4 – й конкурс: «Почтовый ящик».

- Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо – описание для каждой команды, учащиеся отгадывают птицу.

1 команда.

«У меня на голове чёрная шапочка. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу. Ем всё : и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?

Ответ: синица.

2 команда.

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

Ответ: поползень.

4-й конкурс: «Птичьи разговоры».

Команды получают карточки:

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли свистят

Утки гогочут

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.

Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

( Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают).

(Жюри оценивает конкурс.)

5 – й конкурс. «Птичьи профессии».

- А можете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки.

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

( Ответ: птица – рыболов (Баклан). Баклан прекрасно ныряет в глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700 – 800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море.

Птица – плотник (Дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (Иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (Ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнёзд варят суп.

Птица – акробат (Поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (Соловей). Об этой птице говорят : «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (Сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша кукушка).

(Жюри оценивает конкурс.)

7 – й конкурс: «Восемь птиц».

- В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.

Команды получают карточки с текстом.

Восемь птиц.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

8конкурс. Конкурс актёрского мастерства».

- Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.

Команды получают карточки с заданием – изобразить:

- пение кукушки (1 команда);

- крик петуха (2 команда).

9 конкурс: «Загадки».

Каждая команда получает 15 карточек с буквами: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Я Ч. Отгадав загадку, ребята быстро встают в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку.

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперёд по полю вскачь,

А зовётся птица (грач).

2. На одной ноге стоит.

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…

Узнаёте? Это (цапля).

3. Распустила хвост жар – птица.

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс (павлин).

4. Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей (скворец).

5. Ночь, как смоль, черным – черна.

Серой птице не до сна :

Меж кустов, как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко.

А как крикнет – станет жутко.

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает (сова).

10 конкурс: «Портрет пернатого друга».

Каждый участник команды рассказывает что – то интересное о птице, чей портрет он нарисовал дома.

11 конкурс: «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых».

Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.

(Жюри подводит итоги. Награждение команд.)

- Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Ребё нок:

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок.

В поле – каждый колосок.

Звери, птицы и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Всё, что рядышком со мною, -

Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нём!

Литература:

Классные часы 1 класс 2008 г.

Классные часы 1 – 4 классы 2007 г.

• Группа продлённого дня 1 – 2 класс.

Классные часы 2 класс. 2008 г.

1-я команда «Дятел».

Девиз: В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»-

И ставит подпись: дятел.

2 – я команда: «Сорока».

Девиз: Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Публикации по теме:

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Эко-объектив «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»Эко-объектив «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в зимнее время года; создать условия для общения дошкольников с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«День птиц», тематический классный час, 3 класс
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 11:22
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД