Папки-передвижки

Детские страхи: причины и последствия

Ирина Нестерова
Детские страхи: причины и последствия

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ : ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека».

Он отмечал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности.

Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Публикация «Детские страхи: причины и последствия» размещена в разделах

Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретённых причин.

Когнитивно сконструированные причины возникновения страха : чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха : эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная,

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

Профилактика детских страхов

• Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

• Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

• Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Советы по снижению уровня страхов или тревоги у детей

• Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

• Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

• Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

• Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

• Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

• Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

• Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

• Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

• Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Публикации по теме:

Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте. На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном.

Консультация «Детские страхи в мире взрослых» «Детские страхи». Составила воспитатель МБДОУ ДС №:5 «Незабудка» Грабарь Э. А. «Именно эмоции осуществляют первые связи маленького человека.

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними. Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги,.

Детские страхи «Причины, виды, профилактика» Причины детских страхов Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько: - перенесённая ребёнком психотравмирующая.

Консультация для родителей «Детские страхи» Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития.

Родительское собрание «Детские страхи и причины их возникновения» Цель:Беседа о детских страхах. Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказать о причинах возникновения последних. Найти пути решения.

НОД по ППБ «Детские шалости с огнем и их последствия» для второй младшей группы Конспект НОД по ППБ. «Детские шалости с огнем и их последствия» для второй младшей группы. Цели: формировать знания детей пожароопасных предметах,.

Проект для детей 5–7 лет «Детские страхи» Сроки реализации: 12 месяцев Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, воспитатели, Чего же могут бояться наши дети? От 5 до 7 лет Страхи,.

Родительское собрание «Детские страхи» Цель: Повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме - "детские страхи" Задачи: • Познакомить с определением "детский страх" и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские страхи: причины и последствия
Опубликовано: 15 мая 2018 в 10:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД