Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей

Елена Шкредова
Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей

В нашем учреждении реализуется программа «Истоки» - это программа нового типа. Она позволяет мне сделать акцент на разностороннее, полноценное развитие детей, формирование у них универсальных, в том числе творческих способностей, через приобщение их к детскому дизайну.

«Детский дизайн - как одно из средств развития у детей творческих способностей» стало целью моего творчества с детьми, дополнительного развития моих воспитанников.

Зная, что творческая деятельность характеризуется определенными чертами:

видение новой проблемы в традиционной ситуации;

перенос знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию;

видение структуры объекта;

видение новой функции в традиционной;

комбинирование ранее известных способов с новыми.

Изучив различные методики и технологии, выбрала те, которые усиливают раздел, эстетическое воспитание, в программе «Истоки»:

Т. Л. «Природа и художник» - нацелена на формирование у детей целостных представлений о природе, с системой художественно - творческих заданий.

Методики, направленные на развитие и обучение детскому творчеству.

Н. В. «Приглашение к творчеству» - обучение технике коллажа.

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

О. А. Соломенникова «Радость творчества» - основывается на интеграции различных видов искусства и художественно - творческой деятельности

Т. С. Комарова; Л. И. Савенков - обучение детей коллективному творчеству

Г. И. Перевертень «Волшебная флористика».

Опираясь на накопленный практический опыт работы в данном направлении, разработала в 2003-2004 г. проект «Художник, природа и я» для воспитанников средней группы - реализуемый как дополнительное образование детей.

Целью данного проекта стало: «Развитие у детей способности к зрительному анализу окружающего мира».

Задачи:

развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

^привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

учить детей с помощью коллажа иметь более полное и образное представление о таких понятиях, как пространство, ритм, линия, форма.

В основной этап проекта включила:

Мини - лекции, включающие в себя иллюстрированный материал (слайды, репродукции, видеофильмы). Занятия в музейно-выставочном центре -знакомство с экспозициями, выставками. Проведение на базе «Дома школьников» совместных выставок. В «Школе искусств» организован цикл занятий по составлению коллажей с применением различных видов материала (индивидуальные, парные, коллективные):

«Льдинки - вспышки» индивидуальная работа. Составление теплой и холодной цветовой гаммы, материал на выбор: вырезки из журналов, кусочки ткани, ленты;

«Времена года» индивидуальная работа. Связь цвета со временами года, материал пуговицы, бусинки, фольга, кружева, кусочки ткани;

«Разноцветная осень» работа в парах - через восприятие пейзажа понимать состояние природы, развивать композиционные умения. Материал - разноцветная соль, опилки, ткань, сухие листья;

«Небосвод» коллективная работа - обучение технике коллажа, сочетание различных материалов (цветные кусочки ткани холодных тонов, кружева, бусинки, фольга, пуговицы, синтепон и другие).

«Фруктовая сказка» коллективная работа - составление цветовой композиции, материал кусочки бумаги, ткани, фольги, сухие листья.

Реализуя данный проект добилась следующих результатов:

2003 год 2004 год

Критерии н/г к/г н/г к/г

1. Умеют работать с различными видами 1 материалов 8% 53% 62% 89%

(2. Видят и умеют отражать образы и явления | природы в различных видах изобразительной 1 деятельности 12% 45% 72% 87%

, 3. Умеют работать в коллективе и создавать I коллективные композиции 25% 67% 75% 94%

14.0своили технику коллажа 3% 35% 68% 95%

5. Развита мелкая моторика рук 15% 40% 55% 68%

Анализ таблицы показал:

Дети освоили технику составления коллажа, научились учитывать назначение отдельных видов материалов. В тоже время можно сделать вывод о том, что недостаточно знаний у воспитанников по применению бросового материала, слабо развита мелкая моторика руки.

С целью устранения недостатков развития мелкой моторики и обучения использованию различного бросового материала для изготовления украшений в 2004-2005 г. разработала программу по детскому дизайну «Украшения» старшая группа.

Для реализации поставленной цели выделила следующие задачи:

приобщить детей к основам рукоделия;

создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения;

развивать творческую индивидуальность;

развивать мелкую моторику рук.

Сюда вошли:

-модель взаимодействия с детьми;

- тематическое планирование;

- цикл занятий:

«Что такое красота?»

«Собираем бусики» (приложение фотографии)

«Чудные кусочки фломастеров»

«Превращение трубочек»

«Чудо - браслеты»

- схемы с:

зарисовкой;

выкладыванием;

чтением схем;

придумывание своих схем.

Что способствовало выработке у воспитанников чувства ритма цвета, ритма формы. В результате освоения программы дети освоили новые технические навыки:

плетение, используя кусочки фломастеров, трубочек, проволоки, тесьмы и многое другое;

обматывание кусочков бутылок полосками лент, ткани, целлофановых пакетов, тесьмы;

нанизывание кусочков карандашей, пенопласты, фломастеров, семян;

закрепление различных материалов между собой.

Контрольно - оценочная деятельность по реализации программы

Критерии 2004-2005 года 2005 год 2006год

, Эмоционально, откликается на. красоту 1 украшений Умеет восхищаться красотой украшений 35% 58% 79% 98%

Испытывает радость

Замечает в неприметном -значительное

Желание примерить

Желание любоваться украшениями

Владеет

комплексом

технических

навыков и

умений для

изготовления

украшений Выбирает инструмент, учитывающий свойства материала 8% 63% 84% 99%

Свободно действует ножницами, другими инструментами

Проявляет индивидуальное творчество в декоративной дизайн -деятельности Работает по предложенной схеме 15% 52% 68% 85%

Работает без схемы

Умеет дать оценку своей и чужой работы

Придумывает дополнения в изготовлении украшения

Использует другой материал

Способен

участвовать в

коллективных

художественных

декоративных

работах Умеет выслушивать 78% 82% 85% 89%

Умеет соглашаться

Умеет договариваться

Умеет предложить

Развита мелкая моторика руки 15% 45% 65% 78%

Итоговое занятие, завершающее программу «Украшения» - «Веселая ярмарка» с выставкой детских работ, позволило продемонстрировать выработанные умения детей в мастерстве. На занятии мои маленькие дизайнеры обучали детей другой группы и коллег изготовлению украшений. Все украшения подарили малышам в уголок «Ряженья». У воспитанников повысился уровень знаний, умений и навыков, связанных с работой бросового материала, улучшились показатели по развитию мелкой моторики руки, они научились проявлять свои индивидуальные способности. В 2006-2007 году решила направить свою работу на более сложную дизайн - деятельность «Флористика» для воспитанников подготовительной группы в рамках дополнительного образования.

Сказочная и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным средством развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавными сувенирами, картинами, панно, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.

«Вторая жизнь листка и лепестка» - флористика.

Цель:

научить детей работать с природным материалом при создании как аппликационных, так и объемных работ.

дать детям знания о дизайне, кто такие художники флористы. Поставила задачи:

учить создавать индивидуальные и коллективные композиции из природного материала;

развивать индивидуальные способности и творчество;

продолжать развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений;

организовать практическую работу постепенно продвигая детей из области знакомых знаний и умений к овладеванию новыми, развивая их аналитические, конструктивные и творческие способности;

создавать атмосферу радости, успеха.

Формы организации обучения детскому рукотворчеству:

1. Подражательный способствующий усвоению алгоритма деятельности;

2. Творческий - дающий возможность применить знания и умения, полученные на первом этапе в других условиях;

3. Конструирование по образцам:

- ребенок сравнивает результат своего труда,

- анализирует изделие,

- развивает творческий подход к делу.

4. конструирует по собственному замыслу;

5. конструирует по заданной теме.

Подобрала и выделила методы и приемы обучения, направленные на развитие познавательной деятельности:

Информационно - рецептивный направляла детей на восприятие осознания и запоминания новой информации;

Репродуктивный - закрепление, коррекция, упрочение и углубление знаний, усвоение способа деятельности;

Частично - поисковый - направляла на поиск решения, способствовала обучению творческой деятельности;

Исследовательский - развивала обследование деятельности с природным материалом.

Исследование природного материала на занятиях происходило в три этапа:

- первичное восприятие, дети проявляли интерес к предстоящей работе;

- аналитическое восприятие, всматривались в объект;

- целостное восприятие образа.

Процесс обучения преподнесения нового материала осуществлялся мною в сказочно-игровой форме, например «природа» выступала в роли художницы, мастерицы, к нам в гости приходили и сказочные феи Флора и Фауна.

Игровые ситуации, игры с перевоплощением детей в художника-флориста, дизайнера, лесовичка. В ходе игр детей ожидали сюрпризы. Иногда в сухих листиках и цветах прятался «шуршунчик», который, иногда неосторожными детскими ручками ломал листочки, все это придавало занятиям динамичность, загадочность.

Занятия проводила в форме блочного планирования: блок: «Цветоведение», «стилизация», «симметрия», птицы, человек, животные, рыбы, насекомые, пейзажи, составление «экибано».

Работая по тематическому планированию провела такие занятия как:

«Птица осени» - коллективная работа (разноцветные листья, цветы, ягоды, семена) - цвет, форма;

«Веселые человечки» - индивидуальная работа (листья разной формы и разного размера);

«Портрет лета и осени» - в парах (цветы, листья, семена); ^ «Чудеса из крылаток» - индивидуально;

И другие.

Публикации по теме:

Программа «Са-Фи-Дансе» 3 года я работала инструктором по физическому воспитанию. За этот период времени в качестве эксперимента я использовала различные программы,.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 17:15
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...