Дидактическая игра как одно из средств коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи

Юлия Никитина
Дидактическая игра как одно из средств коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи

Составила: Никитина Ю. Ю.

учитель – логопед

МАДОУ «Детский сад №334»

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Маленький человечек непросто наблюдает, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Но это порождает у него множество вопросов. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у малыша, желание узнать больше. Удовлетворить эту детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познаний связей меду предметами и явлениями позволит игра.

В своих работах Выготский назвал игру:

- формулой дошкольного возраста;

- источником развития;

- прототипом всякого познавательного процесса;

- школой воли и морали;

- новым аспектом в развитии речи.

Игра является основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми – дошкольниками, ведущим в этом возрасте видом деятельности, создающая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка. Поскольку в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, память, наблюдательность, сообразительность, заставляет активнее работать детское мышление. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания.

Дети лучше выполняют игровое задание, если игра основана на знакомом или содержании. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.

Все занятия следует строить таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формированию внимания к речи, а также полностью использовали имеющиеся у детей речевые средства.

Горький писал, что игра для ребёнка – путь познания мира, и одновременно способ овладения «сокровищницей родного языка».

Все занятия с детьми в логопедической группе проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятие более живым, интересным и результативным.

Теперь, что касается эксперимента. Все исследуемые дети проживают примерно в одном микрорайоне г. Казани и посещают одно дошкольное учреждение. У них в основном одинаковый уровень жизни и одинаковые условия развития и воспитания вне стен детского сада.

Исследования лексико – грамматического строя проводились по параметрам, взятым из речевой карты. Это:

1. Понимание значений предлогов.

2. Образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа.

3. Образование уменьшительно – ласкательных форм.

4. Согласование прилагательных с существительными.

5. Согласование существительных с числительными.

6. Показ и называние частей предметов.

7. Подбор антонимов.

8. Образование прилагательных от существительных.

9. Образование притяжательных прилагательных.

10. Глагольный словарь.

Сравнивались результаты обследования детей при поступлении их в логопедическую группу (сентябрь 2011 г.) и результаты обследования, проведенные в январе 2012 г. Таким образом, можно было проследить есть ли положительные результаты, за прошедшие 4 месяца логопедических занятий.

По национальности все дети экспериментальной группы (кроме одного) – татары, которые дома общаются на татарском языке. Мышление этих детей идёт на татарском языке, поэтому в начале занятий, в логопедической группе им трудно было сразу понять и воспринять какое - либо объяснение или задание. Это приходилось делать несколько раз, каждый раз наглядно показывая. Если кто – то из них по какой – то причине не посещал несколько дней детсад, то зачастую, это сводило на нет работу логопеда и воспитателей группы за многие предшествующие дни. Особенно это сильно сказывалось в первые, полгода.

Возможно, если бы эти дети росли в русскоязычной среде, то речевых недостатков (особенно это касается как раз лексико – грамматического строя) было бы намного меньше.

В общем –то, первоначальной задачей было научить их понимать по русски, воспринимать объяснения воспитателей и логопеда. И можно с уверенностью утверждать, что эта задача выполнена.

Уже при обследовании 2011 г. все дети понимали с первого раза задания, отвечали на русском языке. Второе обследование показало очень хорошие результаты в понимании предлогов, неплохие сдвиги в образовании уменьшительно – ласкательных форм, стали понимать антонимы. Наибольшие проблемы в согласовании существительных с прилагательными и числительными. Но это объяснимо, так как в татарском языке подобного нет. Конечно, у разных детей и результаты разные: от самых маленьких сдвигов до, значительных. Это можно объяснить тем, что помимо их общего диагноза ОНР – III уровень, их другие психические характеристики (такие как внимание, память, мышление) сильно разнятся. И всё же, несмотря на значительные различия в их психическом и личностном развитии, улучшения есть у всех. А так как занятия строятся в форме дидактических игр и занимательных упражнений, то можно утверждать, что положительные результаты по формированию лексико – грамматических средств языка произошли во многом благодаря дидактическим играм.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Тело, организм, эмоции
  • Орфография
Автор публикации:
Дидактическая игра как одно из средств коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 20:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет проекта «Цветочная рассада».
Познавательно исследовательский проект « Цветочная рассада». ( Средняя группа. Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчет познавательно...
Мастер-класс по аппликации с элементами пластилинграфии «Дождик, дождик, мой дружок!»...
Предлагаю интересный вариант, как можно занять детей в вечернее время. Для работы вам понадобиться: шаблон зонтика, самоклеящаяся бумага – желтого,...
Конструктор «Велькрошка» из застёжек-липучек
Два года назад готовясь к городскому семинару «Шаг в мир детской игры» обратилась к интернету, у автора Олеси Емельяновой нашла этот вариант...
Сценарий выпускного праздника «До свиданья, детский сад!»
Сценарий выпускного праздника "До свиданья, детский сад! " Вед: Светло и нарядно сейчас в нашем зале, И пышные всюду букеты стоят. Сегодня на праздник...
Оформление участка к лету. МК «Водяной»
Так близко лето! С каждым днём все меньше и меньше времени для реализации всяких идей по подготовке участка к летнему сезону. Все воспитатели нашего детского...