Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Олеся Симдянова
Дидактическая игра как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трехлетний ребенок хочет все узнать, понять, увидеть. Дидактическая игра – это разговор с ребенком, форма диалога, расширяющего запас слов, выражений, понятий, формирующего умение малыша взаимодействовать. Но самое главное – общение с ребенком через дидактическую игру дает возможность уйти от стандарта, придумать новые интересные варианты игр, чтобы учесть особенности каждого ребенка, понять, что ему больше нравиться.

Публикация «Дидактическая игра как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К трем годам дети уже способны различать игровые и неигровые действия и сами учатся овладевать игровыми действиями. Карточки в дидактической игре выполняют функцию символов-заместителей; во время игрового занятия дети сопоставляют изображенное и реально существующее. Эта особенность дидактической игры очень важна в интеллектуальном развитии дошкольников.

Дидактическая игра позволяет удовлетворить потребность детей в общении с взрослыми, поддержать их познавательную активность. Она способствует развитию внимания, восприятия, речи, моторики, создает возможности для того, чтобы не только узнать много нового, но и закрепить свои интеллектуальные умения.

Игровые занятия с детьми включали в себя два блока: "Что это?" и "Кто это?".

Блок "Что это?" составляли тематические серии: "Игрушки", "Мои занятия", "Одежда", "Обувь", "Посуда", "Столовые приборы", "Фрукты", "Овощи", "Мебель", "Спортивный инвентарь", "Мой дом", "Улица и двор", "Транспорт", "Цвета" (белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий, "Части тела (человек)", "Геометрические фигуры".

В блоке "Кто это?" – темы: "Люди разных профессий", "Домашние животные", "Дикие животные", "Животные – герои сказок".

Планируя игры - занятия с детьми, ставили перед ними только выполнимые задачи, постепенно поднимаясь по ступенькам трудностей.

Выделим основные показатели развития детей 3-4 лет и рассмотрим, как целенаправленно использовать дидактическую игру для организации познавательной деятельности малышей.

Интеллектуальное развитие

Дети 3-4 лет способны:

-запоминать названия предметов, их свойств, способ применения;

-объединять предметы общим понятием (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

-овладевать простыми действиями;

-осваивать элементарные знания о природе (растениях, животных).

Дидактические игры всех серий позволяют расширить общий запас знаний об окружающем мире. Начинали играть с детьми, используя изображения хорошо знакомых и привычных для малышей предметов (например, игрушки, овощи, фрукты).

Учили детей сравнению и различению объектов:

-по цвету, используя темы "Цвета", "Фрукты", "Овощи", "Одежда", "Обувь";

-по величине – темы "Игрушки", "Геометрические фигуры", "Улица и двор";

-по количеству – темы "Овощи", "Фрукты", "Мой дом".

Серии игр помогли сформировать элементарные обобщающие понятия (овощи, фрукты, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель).

В процессе игры объясняли детям последовательность правильного выполнения привычных, знакомых действий: рисования, лепки, рассказывания сказок и т. п.

Развитие внимания

Особенности организации внимания детей 3-4 лет :

-могут концентрировать внимание, выбирая то, что интересно;

-внимание "одноканальное" (малыши либо слушают, либо смотрят, либо объясняют что-то);

-способны переключать внимание с одного объекта (человека, игрушки, слова) на другой.

С помощью дидактических игр решали следующие задачи:

1)формировать способность детей концентрировать внимание на слове, объекте (карточке, действии. Для этого подойдет любая серия игр. "Давайте поиграем. У меня есть две карточки и на них что-то нарисовано. Посмотрим?" - этими словами мы привлекли внимание детей. Теперь концентрируем его на определенной карточке: "Что это?", "Какого цвета?", "Найдите и покажите карточку, на которой нарисовано. ";

2)учить детей переключать внимание. Например, при рассматривании одной карточки предъявить другую: "Посмотрите, а что это?";

3)формировать элементы "двухканального внимания". Способность одновременно рассматривать и рассказывать, слушать и показывать начинает формироваться к четырем годам. Например, организовывали дидактическую игру "Расскажи сказку". При чтении первого фрагмента сказки "Колобок" : "Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок и положила на окошко. А колобок прыг с окна – и покатился по дорожке", - просили одного ребенка показать картинку, соответствующую тексту. Затем предлагали разложить все карточки по порядку и, задавая вопросы, помогали малышу самостоятельно рассказать сказку.

Развитие восприятия и памяти

Дети 3-4 лет способны:

-воспринимать простую форму и размер фигур;

-сравнивать и различать фигуры по величине (большой, маленький, самый большой, самый маленький);

-воспринимать и различать положение предметов и фигур в пространстве ("на", "под", "около");

-запоминать последовательность расположения 2-3 предметов, картинок, слов.

Посредством дидактических игр решались задачи :

1)учить воспринимать форму и размер фигур. Например, на занятии - игре по теме "Геометрические фигуры" просили детей разложить в верхнем ряду самые большие геометрические фигуры, а в нижнем - самые маленькие; далее поместить вверху только круги, внизу - только треугольники. Игры из серий "Дикие животные" и "Домашние животные" ("Кто больше?","Кто выше?") использовали для сравнения реальных размеров животных. Предлагали детям расположить в верхнем ряду изображения самых больших (жираф, белый медведь, тигр, а в нижнем - небольших (обезьяна, пингвин, кошка);

2)запоминать последовательность из 2-3 слов, картинок, фигур. Например, выкладывали карточки "яблоко" и "апельсин", просили детей запомнить их, затем смешивали с другими из серии "Фрукты" (персик, груша, банан). Просили одного ребенка выбрать карточки, которые были выложены вначале, и расположить их в том же порядке. Усложняя игру, увеличивали количество карточек, выбирали картинки одного цвета из разных серий;

3)выявлять и закреплять умение различать простые цвета. Например, в игре "Выбери цвет" предлагали детям выбрать из предложенных карточек разных серий только те, на которых нарисованы только предметы желтого цвета (банан, лимон, дыня, солнце, сыр, песок). В игре "Собери цепочку" расставляли карточки с учетом определенной последовательности цветов (красный помидор, желтая дыня, зеленый огурец, просили ребят выложить такую же последовательность из других карточек в нижнем ряду.

Развитие речи

Дети 3-4 лет активно общаются с окружающими:

-начинают употреблять местоимения "я", "мы";

-умеют строить предложения из 3-5 слов, используя существительные и глаголы;

-задают вопросы "почему?", "что это?", "кто это?";

-могут внимательно слушать взрослого;

-способны выполнять речевые команды (инструкции, состоящие из двух простых частей, но лучше выполняют односложную инструкцию;

-активно подражают речи взрослых, правилам речевого поведения взрослых.

Дидактические игры способствуют всестороннему развитию речи младших дошкольников.

Работали с детьми над решением следующих задач:

1)формирование запаса слов. Через игры обогащали словарь детей, учили соотносить названия предметов, явлений и действий с реальными предметами, действиями. Например, в серии игр "Игрушки" обсуждали с детьми, что изображено на карточке ("Какая это игрушка?", "Как можно играть с матрешкой?"). Сравнивали реальную игрушку с рисунком, выделяли черты сходства и различия (по цвету, размеру, форме). Просили расставить матрешек по росту, начиная с самой большой, а потом, наоборот, - начиная с самой маленькой. В игре "Моя улица" предлагали малышам разложить на столе картинки, на которых нарисовано то, что находиться рядом с их домом (детский сад, школа, магазин, почта, аптека, детская площадка).

2)формирование грамматического строя языка. В игре учили ребят правильно строить предложения, тренировали в употреблении форм наклонений глаголов, числа и падежа существительных, помогали освоить продуктивные способы словообразования. Например, с помощью игр серий "Домашние животные" и "Дикие животные" не просто рассматривали изображения животных, но и обсуждали, как они передвигаются (плавают, прыгают, летают, ползают, бегают, чем питаются, какого они цвета, сколько у них лап, есть ли крылья, какие звуки они издают.

Упражняли детей в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов: в, на, под, над, около, внутри и т. п. Например, в игре "Где это?" (с карточками серий "Посуда", "Столовые приборы", "Дикие животные", "Улица и двор") предлагали детям разложить на столе карточки, про которые можно сказать "находиться на" (кастрюля стоит на плите, пингвин на льдине, песочница на детской площадке); "находится в" (чайная ложка в стакане, цапля в болоте, дети в кукольном театре);

3)развитие диалогической речи (умения задавать вопросы и отвечать на них). Стимулировали речь самих детей, их рассказы, рассуждения вопросами: "А как вы думаете?", "Интересно, а почему?. ", "А вы знаете?", "Расскажите мне, пожалуйста. " и т. п. ;

4)развитие связной речи. Посредством игры формировали способность слушать и передавать содержание услышанного. Например, с помощью серии "Животные – герои сказок" учили ребят рассказывать сказку по частям, используя соответствующие картинки, разбирали новые слова и словосочетания, описывали отдельные предметы, персонажей сказки и их действия. Затем учили детей раскладывать картинки в правильной последовательности, чтобы по ним можно было рассказать всю сказку;

5)развитие звуковой стороны речи (правильного звукопроизношения). Четко произносили слова, выделяя трудные для малышей звуки, например: лллодка, трррамвай, шшшарик. Научить детей дифференцировать сходные по артикуляции звуки ("р" и "л", "с" и "ш", "с" и "з" и др.) помогала игра "Различаем звуки". В ходе игры в верхнем ряду расставляли картинки, в названиях которых есть, к примеру, звук "р" (корова, груша, карандаш, а в нижнем - картинки со звуком "л" (ложка, кукла, стол).

Развитие тонкоорганизованных движений рук

Тонкие движения в этом возрасте еще не точны, не ловки, медленны, но дети уже многое могут и хотят сделать все сами.

Учили малышей правильно держать карандаш, кисточку. Например, используя серию игр "Цвета" раскрашивали вторую половину картинки (синее море, черный зонтик, желтый песок, красный шарик). Рисовали простые геометрические фигуры разных цветов и размеров (серия игр "Геометрические фигуры").

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вазы с цветами»Дидактическая игра «Вазы с цветами» Дидактическая игра «Собери букет» Для детей младшего дошкольного возраста. Цель игры: развитие сенсорного восприятия. Дидактические задачи:.

Дидактические игры с цветными крышкамиДидактические игры с цветными крышками Дидактическая игра «Разноцветные ступеньки» Для детей младшего дошкольного возраста. Цель игры: развитие сенсорного восприятия. Дидактические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2014 в 21:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД