Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста

Екатерина Фролова
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №50 комбинированного вида»

п. Вырица Гатчинского района Ленинградской области

Фролова Е. А.

Актуальность темы: В настоящий момент сенсорному развитию детей дошкольного возраста придаётся большое значение. Необходимой базой умственного развития ребёнка является его правильное и успешное сенсорное развитие. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно-перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста, конечно, принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в ДОУ». Одной из форм такого обучения детей дошкольного возраста являются дидактические игры.

Вопросами сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике занимались многие известные учёные Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и другие. Дидактические игры для детей дошкольного возраста разрабатывались З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, В. В. Гербовой, С. Л. Новосёловой, Л. Н. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, А. И. Сорокиной и другими. В специальной дошкольной педагогике вопросами обучения и развития сенсорной сферы занимались Н. П. Вайзман, О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Э. А. Кулеша, Н. Б. Лурье, А. Р. Маллер, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева. В своих исследованиях авторы дошкольной и специальной дошкольной педагогики руководствовались теорией восприятия, разработанной Б. Г. Ананьевым, Л. А. Венгером, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и другими.

Предлагаю вашему вниманию посмотреть прикрепленный файл «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов» .

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов.

При подборе дидактических игр мы опирались на методические разработки А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой для детей с интеллектуальными проблемами. Также в системе дидактических игр мы использовали разработки Л. А. Венгер, В. В. Гербовой, З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой для детей младшего дошкольного возраста. Так как эти дидактические игры разрабатывались авторами для нормально развивающихся детей, нами они были адаптированы для детей с интеллектуальными проблемами, с учетом их психофизиологических особенностей.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать форму предмета (шар, куб, «крыша»).

Правила игры: из мешочка можно доставать только один предмет; нельзя подсматривать; отгадывать предмет на ощупь.

Игровой материал: мешочек из ткани, деревянные шар, куб, «крыша».

Ход игры: Взрослый рассматривает с ребенком геометрические формы, затем помещает их в мешочек. Предлагает ребенку найти в мешочке заданную форму. После того, как ребенок нашел и достал форму, просит его назвать ее.

Инструкция: «Найди шар.», «Что это?»

2. Дидактическая игра «Что за форма?».

Цель: учить детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной обстановке.

Игровой материал: коврик 1-1,2 м, кирпичики, кубики, шарики.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку назвать формы. Если ребенок не называет, взрослый называет их сам. Далее взрослый на расстеленный на полу коврик по всей поверхности кладет кирпичики, кубики, шарики. Предлагает ребенку взять с коврика один любой предмет и назвать его.

Инструкция: «Что это?». «Возьми предмет. Что это?»

3. Дидактическая игра «Найди такую же»

Цель: учить детей самостоятельно видеть и называть геометрические фигуры.

Игровой материал: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров и цветов.

Ход игры: Взрослый поочередно выкладывает перед ребенком геометрические фигуры, просит назвать их. Если ребенок называет правильно, то фигура отдается ребенку.

Инструкция: «Что это?»

4. Дидактическая игра «Ищи свой дом».

Цель: закреплять у детей умение сличать основные цвета.

Правила игры: выбирать можно только один флажок; флажок надо поместить на цветной домик (квадрат).

Игровой материал: дома (квадраты) основных цветов, расположенные на полу флажки.

Ход игры: Взрослый перед ребенком раскладывает разноцветные флажки, произнося название цвета. Если ребенок может, он повторяет за взрослым. Далее ребенку дается возможность выбрать один флажок. Затем взрослый дает инструкцию.

Инструкция: «Домик для флажка».

5. Дидактическая игра «Цветные грибочки»

Цель: Закреплять у детей умение различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Правила игры: можно брать в руки только один грибок; грибок определенного цвета вставлять в отверстие квадрата такого же цвета.

Игровой материал: небольшой столик, разделенный на 4 квадрата красного, синего, желтого, зеленого цвета и 20 грибочков (по 5 каждого цвета).

Ход игры: перед ребенком помещают 20 грибочков. Взрослый объясняет, что каждый грибочек надо вставить на свою дощечку. Взрослый дает образец действия и называет цвет квадрата и грибочка, объясняет правила игры. Затем предлагает ребенку самому расположить грибочки по местам и назвать их цвет.

Инструкция: «Разложи грибочки по местам».

6. Дидактическая игра «Цветные шарики»

Цель: учить детей подбирать предметы по признаку одинаковой окраски; называть цвета.

Игровой материал: 6-8 шариков одинакового размера, окрашенных в два цвета, две коробки.

Ход игры: шарики складывают в общую коробку. Ребенку предлагают переложить все шарики одного цвета в другую коробку. Затем смешать все шарики и выбрать другой цвет. Цвет называет сначала взрослый, а потом предлагает назвать ребенку.

Инструкция: «Переложи в коробку красные шарики».

7. Игра с матрешками.

Цель: формировать у детей представление о величине (большой-маленький).

Игровой материал: матрешка-образец.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку матрешку и предлагает рассмотреть ее. Затем спрашивает: «Кто это?» Взрослый особо подчеркивает величину, количество: «Одна большая-большая матрешка». Потряхивает матрешку и предлагает послушать, как в ней что-то гремит, расскрывает, достает еще одну маленькую матрешку. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ее. Отмечает, что теперь стало две матрешки: одна – большая, другая – маленькая. Затем ребенок берет матрешку и рассматривает ее. Ребенок гремит матрешкой, открывает, вытаскивает другую матрешку. Показывает большую, а потом маленькую. Взрослый отмечает, что их стало две.

Инструкция: «Достань матрешку». «Покажи большую, покажи маленькую матрешку».

8. Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке».

Цель: закреплять у детей умения различать размеры предмета «большой», «маленький» .

Правила игры: можно доставать из мешочка только один предмет; нельзя подсматривать; отгадывать предмет на ощупь.

Игровой материал: мешочек из ткани, две пары предметов контрастной величины.

Ход игры: взрослый рассматривает с ребенком предметы: большой и маленький мячики, большой и маленький кубики, называя их размер. Затем помещает предметы в мешочек и предлагает ребенку найти в мешочке заданный предмет.

Инструкция: «Найди большой (маленький) кубик (мячик)».

9. Дидактическая игра «Найди окошко»

Цель: учить детей различать форму предметов.

Игровой материал: коробка с 4-5 отверстиями одинаковой формы, но разной величины; геометрические формы разной величины.

Ход игры: взрослый дает ребенку коробку и геометрические формы. Затем предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие.

Инструкция: «Найди такое же окошко».

10. Дидактическая игра «Спрячь матрешек».

Цель: закреплять у детей принцип складывания матрешек по размеру.

Правила игры: должны спрятаться все матрешки, кроме одной; не должно остаться лишних половинок.

Игровой материал: матрешки 3-х местные.

Ход игры: взрослый показывает ребенку одну матрешку, говорит, что остальные спрятались. Разбирая матрешку, находит остальных. Затем предлагает ребенку поиграть с матрешками в прятки.

Инструкция: «Спрячь матрешек»

Публикации по теме:

Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни. Образовательный проект «Крепыш» Образовательный проект "Крепыш" (Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни). Разработан на базе МБДОУ "Детский сад.

Здесь и речка и леса-небывалая краса.Здесь и речка и леса-небывалая краса. Хочу рассказать о нашем санатории,где я работаю,и о том замечательном месте,где он находится. Детский санаторий"Спартак"предназначен для.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 00:44
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...