Дидактические игры и их применение в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

Наталья Патрушева
Дидактические игры и их применение в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

Понятие, значение и виды дидактических игр.

«Дидактические игры – это игры,

предназначенные для обучения»С. А. Козлова

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомиться с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают, неточны, неполноценны, непорядочны. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактическую игру.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, усваивать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметами и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и др., что очень важно, для развития отвлеченного, логического мышления.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, в них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материалах, из которого делаются игрушки, о предметах необходимых людям в разных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной деятельности, подсказывать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами и др.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно – печатные игры. Это интересное занятие для детей, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задания усложняются, ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение установления связи между предметами; дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотнося с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки; или дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действиями.

Запоминания состава, количества и разложения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, умение рассказать связно о тех изменениях которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задачи этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целые предметы.

Описание, рассказ о картинках с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

В старших группах дети изображают действия, нарисованные на картинках и др. – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.

В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску, в создании необходимого образа.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющееся представление о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинается активно формироваться логическое мышление чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Так как способствуют подготовке ребят к обучению к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находит нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Структура дидактических игр. В независимости от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактических игр и упражнений являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача обучающая:Это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Например, в игре: «Узнай предмет по звуку», обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. Детям предлагают следующую игровую задачу прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы и отгадать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программой» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнять. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры «угадать по описанию», «Скажи наоборот», «Отложи картинку» и т. д.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уме имеющимся знаниям и представлениям. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего иметь в виду какие знания, представления детей (о природе о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформировать так: закреплять знания детей об игрушках, их свойства, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

При определении дидактической задачи избегать повторений в ее содержании трафаретных фраз (воспитывать внимание, память, мышление и др.) Как правило эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше узнать. Например, развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Игровые правила:Обеспечивать реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участки игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер, и условия выполнения игровых действий устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее…

Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать, как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка,

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр в воспитании детей в детском саду» Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия на.

Полезные ссылки. .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Дидактические игры и их применение в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 21:50
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...