Лучший педагог года

Дидактические игры и их применение в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

Наталья Патрушева
Дидактические игры и их применение в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста

Понятие, значение и виды дидактических игр.

«Дидактические игры – это игры,

предназначенные для обучения»С. А. Козлова

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Публикация «Дидактические игры и их применение в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Маленький ребенок уже в раннем возрасте знакомиться с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают, неточны, неполноценны, непорядочны. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактическую игру.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, усваивать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметами и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и др., что очень важно, для развития отвлеченного, логического мышления.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, в них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материалах, из которого делаются игрушки, о предметах необходимых людям в разных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной деятельности, подсказывать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами и др.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно – печатные игры. Это интересное занятие для детей, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задания усложняются, ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение установления связи между предметами; дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотнося с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки; или дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действиями.

Запоминания состава, количества и разложения картинок. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, умение рассказать связно о тех изменениях которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задачи этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целые предметы.

Описание, рассказ о картинках с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

В старших группах дети изображают действия, нарисованные на картинках и др. – отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.

В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску, в создании необходимого образа.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющееся представление о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинается активно формироваться логическое мышление чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Так как способствуют подготовке ребят к обучению к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находит нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Структура дидактических игр. В независимости от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Обязательными структурными элементами дидактических игр и упражнений являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача обучающая:Это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Например, в игре: «Узнай предмет по звуку», обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. Детям предлагают следующую игровую задачу прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы и отгадать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программой» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнять. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры «угадать по описанию», «Скажи наоборот», «Отложи картинку» и т. д.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уме имеющимся знаниям и представлениям. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего иметь в виду какие знания, представления детей (о природе о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформировать так: закреплять знания детей об игрушках, их свойства, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

При определении дидактической задачи избегать повторений в ее содержании трафаретных фраз (воспитывать внимание, память, мышление и др.) Как правило эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше узнать. Например, развитию памяти, в других – внимания, в третьих – мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Игровые правила:Обеспечивать реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участки игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер, и условия выполнения игровых действий устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее…

Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать, как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка,

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр в воспитании детей в детском саду» Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия на.

Полезные ссылки. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и их применение в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 21:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД