Получи документы

Дидактические игры — основа познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Елена Дектярева
Дидактические игры — основа познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Е. П. Дектярева воспитатель

старшая группа

г. Ш у д/с «Карлыгаш»

Проблема эмоционального развития ребенка 5-6 летнего возраста на протяжении многих лет является одной из наиболее актуальных проблем в психологии и педагогике.

Отсюда важным становиться вопрос о механизмах перехода эмоциональных чувств в регулятор положительного поведения ребенка, когда не происходит рассогласования «вербального» и «реального» поведения. Одним из видов игр, позволяющих, в процессе воспитания детей 5-6 летнего возраста сделать действенным эмоциональную чувствительность, которая определяла бы отношение детей к окружающему, может быть дидактическая игра. В теории дошкольной педагогики она в большей мере исследовалась как средство усвоения и закрепления знаний, как метод формирования познавательных процессов и умственных качеств. Педагоги-психологи, исследуя подходы к воспитанию детей 5-6 летнего возраста, отмечают, важность дидактической игры в закреплении и систематизации эмоциональных представлений.

Публикация «Дидактические игры — основа познавательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Я считаю, что дидактическая игра в возрасте 5-6 лет будет средством воспитания эмоциональной отзывчивости, при условиях:

­ если игры будут использоваться в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей развития эмоций и чувств у детей 5-6 лет («Слово заблудилось»; «Назови лишнее слово» «Закончи предложение»; «Конструирование по схеме» и т. д.)

­ если правила в дидактических играх будут предусматривать необходимость вызывать у детей определенные эмоциональные состояния («Кто кем (чем) будет?»; «Испорченный телефон»; «Будь внимателен»; «На что похоже?»; «Кто больше запомнит» и т. д.)

- если в дидактических играх будут закрепляться знания об особенностях

проявления эмоций и чувств у растений, животных и человека, о

способах их определения («Четыре стихии»; «Чудо-дерево»)

Дидактические игры вскрывают широкие педагогические возможности - игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней работает мысль, игра богата эмоциями, она всегда требует активной деятельности, волевых усилий, в игре реализуется потребность ребенка в общении.

Во-первых, изменяется содержание эмоциональных процессов у детей, выражающееся в появлении особых форм сопереживания, сочувствия другому лицу, без чего общение и совместная деятельность были бы невозможны.

Во-вторых, появляются, опережающие эмоциональные переживания, предвосхищение последствий выполняемых действий.

В-третьих, изменяется сама структура эмоциональных процессов, в состав которых включаются различные познавательные процессы (сложные формы восприятия образного мышления, воображения).

Разнообразие дидактических игр позволяет дошкольнику познавать окружающее, изучать цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. В игре ребёнок развивается физически, приучается преодолевать трудности.

Так же важна и классификация дидактических игр :

игры с предметами («Мешочек загадок»; «Положи в корзинку»)

настольно – печатные игры(«Сложи животное»; «Лабиринты»)

словесные игры («Опиши предмет»; «Когда это бывает?»)

Для того что бы добиться желаемого результата необходимы структурные составляющие дидактической игры : дидактические игровые задачи и правила, игровые действия, результат игровой деятельности.

При составлении картотеки дидактических игр для детей старшей группы (5-6 лет) я обращаю внимание, что бы их содержание являлось действительностью окружающей жизни (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни)

Включая дидактическую игру в непосредственно образовательную деятельность исхожу из того какие программные задачи должны решаться с её помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей. Стараюсь, чтобы дети через избранную игру закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, даю возможность каждому ребёнку активно действовать в игровой ситуации. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей

Во время игровой деятельности детей, стараюсь довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребёнка, мобилизовать их на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры, давать чёткое, ясное, немногословное объяснение содержания правил игрового действия, наметить дидактические задачи, а так же использовать индивидуальную работу с теми кто затрудняется на занятиях в выполнении программного содержания. Нередко приходиться привлекать некоторых детей к активной деятельности или наоборот других несколько сдерживать, чтобы они не подавляли инициативу и творческую активность своих товарищей.

Поэтому большая роль в дидактической игре принадлежит правилам.

Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Я обратила внимание, что если в младшем дошкольном возрасте каждому ребёнку хочется первым вынуть игрушку из «Чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет, то в 5-6 лет желание играть и играть в коллективе, подводит детей к умению тормозить эти чувства и подчиняться правилам игры.

В своей педагогической деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание, на то, что дети 5-6 лет обладают значительным игровым опытом и развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игр, лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. Поэтому с детьми этого возраста можно проводить дидактические игры со всей группой, включая в задачи и правила элементы соревнования («Кто быстрее?», «Подбери пару», «Противоположности», более сложную классификацию по назначению(«Профессии в городе и на селе»; «Городской и сельский транспорт», а так же зрительно определять групповую принадлежность предметов по материалу(«Что из чего?»; «Хочу всё знать»).

И немаловажно, что дидактические игры быстрее подводят детей к обобщенным понятиям (чайная, кухонная, столовая посуда, мебель, одежда, обувь, продукты) и дают возможность употреблять эти слова в общении друг с другом.

Хочется отметить, что дидактические игры способствуют и художественному, творческому воспитанию детей, они совершенствуют их движения, выразительность речи, творческую фантазию, проявляются в яркой передачи образа.

Исходя из своей педагогической деятельности и практической работы, хочу сделать вывод, что игра – ведущий вид деятельности детей, в которой закладываются новые психические механизмы. А дидактические игры особенно способствуют эмоциональному, творческому развитию детей дошкольного возраста, так как представляют собой многоплановое педагогическое явление. Дидактические игры содержат в себе и форму обучения, и самостоятельную игровую деятельность и всестороннее развитие личности в целом.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Для развития умения передавать форму предмета детям были предложены следующие игры Обводка трафаретов внутренних и внешних. Детям предлагаются.

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Лото «Имя признака» Игровое действие: Составление рассказа.

Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Настольно-дидактические, развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Введение Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития,.

Дидактические игры по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Игра «Кто, где живёт?»Цель игры: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них. Ход игры: дети.

Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Моей темой по самообразованию является тема "Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей дошкольного.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Методическая разработка по ПДД для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ПДД ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила старший воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» станицы Отрадной Дидактические.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры — основа познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 12:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД