Получи документы

Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ

Светлана Теребова
Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ И РТВ»

В методическом пособии представлена коллекция дидактических творческих игр, разработанных автором на основе художественно-продуктивной деятельности детей среднего и старшего возраста, с элементами ТРИЗ, в целях развития творческого воображения. Содержание творческих заданий позволяет быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать мелкую моторику рук, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать творческое воображение.

Публикация «Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ» размещена в разделах

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

ОТ АВТОРА

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Сразу хочется отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Его необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества. Ведь воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Актуальность

Никому не секрет, что у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом, к сожалению, снижается. Поэтому идеей подагога служит желание удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Развитие творческих способностей и детского воображения происходит в условиях деятельности, которая в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей – это творческие дидактические игры. Такие игры, благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности, позволяют ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, развивать воображение и фантазию, творить и видеть конечный продукт.

Нередко, мы педагоги, сталкиваемся с такой проблемой, как отсутствие или нехватка элементарных изобразительных навыков у детей, что затрудняет развитию творческого воображения и полёту их фантазии. Для решения этой проблемы, в работе с детьми необходимо использовать разные дидактические и творческие игры, игры-фантазии, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать «лёгкость», «память», «смелость» руки, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, сенсомоторные умения, речь, чувства.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия и воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т. д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Родители и педагоги обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов. Вот некоторые из них:

Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.

Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Поэтому надо рисовать все то, что дети видели, рассказывать обо всем, что пережили.

Обязательно поощрять рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсуждать вместе с ребенком задуманный сюжет, помогать, мысленно, увидеть задуманное.

Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

Предлагать детям всевозможные конструкторы! Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

Использовать для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Творческие дидактические игры, игры-забавы, развивающие упражнения для дошкольников.

Средний возраст

Игра - упражнение «Три краски»

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Руководство: предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

«Пуги-вуги» игры и упражнения с пуговицами

Цель: развивать воображение, логическое мышление

1. Руководство: раскатать на доске для лепки слой пластилина и предложить детям выкладывать пуговки, составляя узоры или соответствовать инструктажу педагога.

2. Руководство: предложить детям «дорисовать» рисунок пуговками на заготовленных пластилиновых основах.

«Камешки на берегу»

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Руководство: используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 5 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Педагог рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.

Усложнение для старшего возраста: нарисовано до10 камешек и предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

«Цветы»

Цель: упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга. Учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение.

Руководство: из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветы, используя карточку-образец.

Упражнение «Волшебная ниточка»

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Руководство: в присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

«Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

«Потеряшки»

Цель: учить детей наматывать нитку на игрушку киндер-сюрприза, пряча ее в «кокон». Развивать координацию и согласованность обеих рук.

«Веселые прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, согласованность движений рук. Развивать творческое воображение.

Руководство: детям предлагается выбрать заготовку для будущей игрушки - елочка, гусеница, цветок и т. д. Необходимо закончить образ, дополняя его прищепками /ежику – иголки из прищепок/.

«Павлин»

Цель: учить детей моделировать хвост и крылья птицы по собственному замыслу. Развивать творческое воображение, фантазию.

Руководство: из различных заготовок перьев павлиньего хвоста, изготовленных из разных фактурных материалов, предложить детям выложить на макете павлина его хвост.

Старший возраст

«Волшебные картинки»

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Руководство: детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

Упражнение «Волшебная мозаика»

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Руководство: используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

«Витражи»

Цель: учить детей витражному дизайну; закреплять цвета, оттенки, форму, ориентировку на плоскости. Развивать творческое воображение.

Руководство: на карточках, имитирующих витражные окна, дети выкладывают мозаичные узоры из разноцветных пластиковых стеклышек, цветных камушков, фольги.

«Цветы»

Цель: упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга; учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение.

Руководство: из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветочные букеты не опираясь на образец.

«Юный модельер»

Цель: учить детей моделировать комплекты одежды, сочетая их по признакам: цвет, вид ткани, сезонность. Развивать творческое воображение, фантазию.

Руководство: используя готовую заготовку девочки-модели дети подбирают для нее наряд в виде лоскутков ткани, накладывая ее под трафареты.

«Сказочное животное /растение/»

Цель: развитие творческого воображения.

Руководство: предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных /растений/.

«Волшебники»

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Руководство: без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

«Неоконченный рисунок»

Цель: развитие творческого воображения.

Руководство: детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

«Спиральки - пружинки»

Цель: учить концентрировать внимание, развивать координацию и согласованность движений рук. Развивать воображение.

Руководство: на заготовленных тренажерах-спиральках, дети создают узор из нити, наматывая ее в произвольной или заданной траектории, имитируя способ изготовления поделок в технике ганутель.

«Солнышко»

Цель: учить детей плести несложные узлы в технике макраме; развивать мелкую моторику рук. Развивать творческое воображение и способности.

Руководство: на готовой модели солнышка, с прикрепленными на него лучиками из бельевой веревки, дети завязывают произвольные узелки. В последствии завязывают узлы в технике макраме, создавая из низ узоры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Павлин»

Игра «Солнышко» Игра «Веселые прищепки»

Игра «Юный модельер»

Игра «Цветы» Игра «Спиральки-Пружинки»

Игра «Витражи» Игра «Красивое платье»

Игра «Потеряшки» Игра «Пуги-Вуги»

Список использованной литературы

1. Гин С. И Знанятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008 г. - 112 стр.

2. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М. : Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2010. – 144с. ,8илл.

3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА, 2007. – 780с.

Публикации по теме:

«Дерево». Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Дерево» Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе Воспитатель Сычевник А. В. Цель. Формирование основ.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени»Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Дидактическая игра с элементами ТРИЗ-технологий «Сказочный паровоз времени» Цель игры: Учить выстраивать линию развития сюжета знакомой.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Игровое занятие «Транспорт» с элементами технологии ТРИЗ Тема: Предметный мир. Баба Яга и транспорт. Цель: Расширить представления о транспорте. Образовательные задачи: 1. Расширять знания детей.

Конспект интегрированной НОД с элементами ТРИЗ «Путешествие в сказку» Колобок «» v КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «КОЛОБОК». Цель:.

Конспект занятия по познавательной деятельности (с элементами ТРИЗ) в старшей группе Тема:беседа о жидких, твердых, газообразных веществах. Программное содержание: 1. С помощью метода " маленьких человечков" познакомить детей.

Конспект Занятия по познавательной деятельности (с элементами ТРИЗ) в старшей группе Программное содержание :сформировать умение видеть предмет под новым углом зрения,обнаруживать его новое использование (газету можно не.

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала.

Творческие работы детей в нетрадиционной технике, с элементами «квиллинг». Тема: «Весна идёт — весне дорогу!»Творческие работы детей в нетрадиционной технике, с элементами «квиллинг». Тема: «Весна идёт — весне дорогу!» В детских работах использовались такие техники, как «фотокопия» (рисование парафиновой свечкой, восковыми мелками, акварель, клей ПВА.

Занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Цель: формировать познавательные способности у дошкольников, интерес детей к экспериментированию в процессе исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ
Опубликовано: 5 октября 2016 в 13:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД