Лучший педагог года

Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования

Татьяна Коростелева
Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования

Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность, и вместе с этим происходит смена требований к ДОУ:

- удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста;

- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам;

Публикация «Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования» размещена в разделах

- обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста…

Известно, что одной из основных задач образования в рамках модернизации, является формирование научно-исследовательской компетенции педагогов, умение создавать свою систему деятельности, т. е. наступает время эксперимента!

Хочу отметить, что в последнее время экспериментальная деятельность проводится очень активно в ДОУ, т. к. работать в экспериментальном режиме престижно для любого ДУ. Но всегда ли нововведения так необходимы? Иногда, проводимая деятельность превращается в обузу для рядового педагога, не понимающего до конца её цели, предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать. Поэтому, чтобы приступить к эксперименту, руководитель проекта должен учесть способности, потребности, опыт и интеллектуальные ресурсы каждого участника экспериментальной деятельности, изучить внутренние резервы каждого педагога. Ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в исследовательскую работу, другой строит преграды на пути воплощения задуманного эксперимента, а третьему, все просто безразлично. В зависимости от того, как тот или иной педагог относится к экспериментальной деятельности, его можно отнести к:

- педагог-новатор – отличается авантюрным духом, поглощен нововведениями, извлекает новое из любого общения;

- педагог-реализатор – следует за новатором, являясь его помощником, советчиком, информатором;

- предварительное большинство – осваивают инновации после реализаторов, им требуется более значительное время для внедрения инноваций;

- позднее большинство – скептичны, осваивают инновации в результате оценки собственных потребностей в них, или под давлением социальной среды, когда большинство ясно высказывается в пользу данной инновации;

- колеблющиеся – ориентируются на традиционные ценности, осваивают инновации последними, сомневаются в способностях инициаторов эксперимента, являются тормозом в экспериментальной работе.

Если в ДОУ преобладают такие типы педагогов, как «позднее большинство» и «колеблющиеся», то ни о какой экспериментальной деятельности речь идти не может. Эксперимент будет успешен, т. е. состоится, по всем правилам педагогической науки, только в том случае, если у его участников будет мотив заинтересованного участия, а равнодушие повлечет за собой формализм и искажение результатов исследования. Поэтому руководителю проекта необходимо прежде всего сформировать творческий коллектив единомышленников и только после этого приступать к реализации основных этапов экспериментальной деятельности.

Этапы организации экспериментальной деятельности в ДОУ :

1. Подготовительно-информационный

- изучение проблемы, идеи, предмета эксперимента;

- обсуждение на педсовете целесообразности исследовательской деятельности по данной тематике;

- выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;

- изучение педагогами-экспериментаторами литературы, публикаций, документов по теме исследования;

- проведение первичного мониторинга, обработка данных.

2. Подготовительно-документальный

- разработка локальных актов, должностных инструкций и инструкций по ТБ и ОТ участников экспериментальной деятельности;

- разработка плана деятельности, внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

- создание методического комплекса эксперимента (перспективные планы, методики, рекомендации, дидактические пособия и т. п.);

- разработка критериев оценки эффективности экспериментальной деятельности.

3. Внедренческий

- проведение экспериментальной работы в соответствии с планом;

- проведение поэтапного мониторинга;

- ведение педагогами дневника экспериментальной работы.

4. Обобщающий

- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами эксперимента;

- составление письменного отчета;

- составление докладов, презентаций к педсоветам, семинарам, конференциям;

- издание методических пособий по теме эксперимента.

5. Распространение экспериментальных разработок на районном, региональном, федеральном уровне.

Результативность экспериментальных программ влияет на повышение статуса образовательного учреждения. Работа ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Наше МДОУ «Детсад №1 «Золотой ключик» старается шагать в ногу со временем и работает в экспериментальном режиме.

На сегодняшний момент объектами исследования является работа по психолого-педагогическому просвещению родителей и наибольшему охвату детей дошкольным образованием.

Предметом исследования – поиск и апробация оптимальных моделей, форм и приемов работы с родителями и детьми, не посещающими ДОУ.

Ведущим методом – педагогический эксперимент, включающий в себя наблюдения, беседы, опросы, анализ педагогической деятельность воспитателей, мониторинг.

Результатом проделанной работы стало создание Консультативного пункта для родителей и Центра игровой поддержки ребенка.

КП создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержки всестороннего развития личности ребенка. Основными формами деятельности КП являются организация лекториев, теоретических и практических семинаров, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей, организация заочного консультирования по письменному обращению или телефонному звонку. КП работает 1 раз в неделю с 15.00 – 16.00 по четвергам.

Главной целью деятельности ЦИПР является развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в ДОУ, а также оказание психологической, медико-социально-педагогической помощи детям не посещающим ДОУ. Основными формами работы являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, занятия, психологические тренинги. ЦИПР работает 2 раза в неделю: понедельник – 9.00. 10.00; среда – 9.00 – 10.00; вторник, четверг, пятница – консультационные дни.

В целом, экспериментальная работа позволяет вывести педагогический коллектив на более высокую стадию развития. Повысить авторитет ДОУ среди родителей и коллег, раскрыть творческий потенциал педагогов.

Таким образом, экспериментальная работа является фактором развития образования. Она способствует повышению качества образования, созданию системы образования, направленной на социализацию воспитанников, адаптированных к требованиям современного общества.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы Презентация из опыта работы МДОУ «ЦРР — детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»Развитие вариативных форм дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования
Опубликовано: 22 октября 2013 в 09:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД