МААМ-картинки

Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники

Зуйкова Наталья
Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста.

Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники.

«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем- либо, установить то или иное жительское правило, провести праздник.

С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.

Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас.

Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на всех детей, они стали своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Без них немыслима жизнь в ДОУ.

Основные приметы праздника : идея, привлекшая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое, игровое действие, неожиданность и сюрпризность. На праздники дети наряжаются в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, а костюм создают особое праздничное настроение. На праздник девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, а мальчишки – косоворотки.

И ещё одна важная сторона русских народных праздников для ребенка - это, прежде всего встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью.

Через обрядовые праздники происходит знакомство с народным календарем (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны).Осень заканчивается обязательной игрой в посиделки, с приглашением родителей, на котором рассказывают выученный материал об осени, поют песни, водят хороводы.

А затем начинается святочное веселье,один из самых любимых на Руси праздников Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника. Подготовка к Рождеству у нас в группе начинается заранее - еще в декабре. Мыразучиваем рождественские колядки, изготавливаем рождественские звезды, рисуем, готовим рождественские подарки. Рассказываем детям, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

На святочной неделе (9 января) – в продолжение сложившейся традиции – в нашем детском саду прошли Рождественские колядки. Организовали и провели это зрелищное и посему незабываемое театрализованное представление, участниками которого стали дети всех возрастных групп: одни в качестве зрителей, другие - в роли исполнителей. Во время представления познакомились со святочным обрядом - пение рождественских колядок, ряжение, гадание и посевание.

Атмосфера русской избы, феерия народного танца и музыки, рождественских песен, традиционные игры со зрителями,подбор музыкального сопровождения, запись колокольного звона, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты, а также выразительные, яркие образы Хозяина, тётушки Агафьи, Деда Николая, Ряженых: Козы, Бабы Яги– все это сделалопраздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятнымдетям инавсегда оставят след в памяти каждого ребёнка.

Наши ребята получили не только незабываемые эмоции, но и смогли прикоснуться к истокам культуры своего народа, его традициям.

На нашем празднике, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника : поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, задорная пляска, широкая амплитуда в настроении песен внесли радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизнь наших детей, что является ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству, любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, в целом.

Впереди нас ждёт Масленица - проводы зимы. И, наконец, - придёт время закликания весны, зазывания птиц, постовых и пасхальных песен. Летние месяцы посвящаются общению с природой, закликанию дождя, песням о солнышке.

Знакомство дошкольников с традициями русского народа через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера, порядочности, трудолюбия, толерантности.

Духовно-нравственное воспитание через обрядовые праздники имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин.

Безусловно, такая работа расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, народных преданий, традиций.

Сегодня во многих семьях возрождаются традиции проведения

христианских праздников : Пасха, Рождество Христово, Благовещение,

Троица, Покров и многие другие. Семейные праздники как нельзя лучше

создают атмосферу доброты, любви, уважения, сострадания, единства в

мыслях и поступках - это и является основой духовно-нравственного

воспитания детей.

Обратиться к истокам жизни, быта, духовного мира русского человека,

его мыслям, чувствам, переживаниям – это задача на многие года.

Публикации по теме:

Досуг «Обрядовые праздники. Масленица» Досуг «Обрядовые праздники. Масленица» Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г. Ф. Духовно.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта «Русская изба» Добрый день!Меня зовут Тюкаева Ю. Ю. Я воспитатель группы общеразвивающей направленности детского сада № 452 «Родничок». Очень часто за.

Открытая НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание через искусство» Программное содержание Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям народной культуры.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Планирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Нравственное воспитание детей через сказкуПланирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Нравственное воспитание детей через сказку Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе. Цели: воспитывать уважение к нравственным и духовным.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность» (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Сказка» ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание.

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми и праздниками» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ.

Проект «Русские и бурятские календарно-обрядовые праздники» ПРОВЕДЕНИЕ ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ Тип проекта: познавательно - творческий По характеру контактов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 22:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД