Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

Татьяна Старцева
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ"

Современный мир меняется (информационные технологии, компьютерные игры и др.). СМИ вводят в жизнь современных детей новые ценности жизни. Как сохранить нравственные ценности жизни и возможно ли их сохранение? Есть ли культурный источник, сохраняющий неизменными нравственные ценности жизни людей?

На эти и многие другие вопросы отвечает программа доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Московского государственного областного университета, Людмилы Леонидовны Шевченко «Добрый мир» (Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию как содержательный модуль основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя её по разделам: «Умственное воспитание», «Нравственное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Игровая деятельность».

Она предполагает встраивание материала в другие программы, а также интеграцию всех видов деятельности дошкольников на основе традиционных христианских ценностей.

Актуальность программы очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Программа «Добрый мир» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

Цель программы : заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.

Детское сердце открыто для любви, для восприятия добра.

Автор дал название программе «Добрый мир». Если внимательно просмотреть эти книги, в них можно увидеть много детских рисунков – так дети рассказывают о нашем мире. Это не простые рисунки: дети увидели в мире добро и красоту. А научила их этому культура, которая называется духовная.

В процессе освоения программы «Добрый мир» на основе знакомства дошкольников с ценностями православной культуры решаются главные задачи развития личности -проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.

В состав комплекта входят 8 пособий: хрестоматия в 4 книгах для детей с методическими комментариями для воспитателя

Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ;

Здесь дети узнают о том, как возник наш мир и кто его Творец. Каждая прогулка (так автор назвала свои занятия) включает в себя : путешествие с книгой, прекрасные стихи и замечательные детские рисунки, игры,беседы, художественное творчество, слушание музыкальных произведений, исполнение песенок.

Книга 2. Хорошо -плохо? /Устроение отношений в мире/;

Автор знакомит детей с добрыми правилами жизни людей, которые им дал Бог: быть послушными своему Небесному Отцу – Богу, трудиться, любить друг друга. Если человек выполняет эти правила жизни, он поступает хорошо. Если нарушает – плохо. Плохой поступок называется грехом. Чтобы человек не ошибся в том, что такое хорошо, а что плохо, внутри его Бог поместил доброго помощника – совесть. Она, как яркий огонек, светит в душе человека. Если мы не обращаем внимания на голос своей совести, ее огонек в душе гаснет и наступает темнота. Человек перестает отличать доброе от злого, хорошее от плохого и совершает грех. Человек просит прощения у Бога, обращаясь к нему со словами: Господи, помилуй!

Запоминаем главные правила жизни добрых детей, закрепляем их знание в рисунках, аппликации, рассуждениях, учимся беречь окружающий мир и все живое в нем.

Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/;

В этой хрестоматии дети узнают, кто такие предки, что такое род, как Бог учил относиться к родителям, к семье, к родному дому, к Родине и Отечеству, почему Русь называют святою и почему ее надо защищать, кто такие христиане. С помощью наглядных материалов знакомимся с устройством православного храма, иконами, с тем, что и кого мы видим в церкви. Слушаем, рассуждаем, рисуем. Здесь же знакомимся с нашими меньшими друзьями и главной заповедью – не убивай! Слушаем рассказы о необыкновенной дружбе святых людей и диких зверей, рассуждаем, чем мы можем помочь братьям своим меньшим, учимся угадывать о чем говорят Божьи творения, читаем трогательные рассказы и стихи о животных, играем в русские народные игры. В заключение каждой темы делаем выставку рисунков.

Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/);

В этой книге узнаем что такое праздник, какие главные праздники у христиан- Рождество и Пасха, как их следует отмечать, какие подарки дарить. Учим стихи и песни к праздникам, играем в игры. Водим хороводы. Отгадываем загадки. В доступной форме детям объясняется смысл христианского учения – Христос пришел в мир для спасения людей, принял на Себя все их грехи и победил смерть, Воскрес из мертвых!

Кроме видимого мира вокруг нас Бог создал мир невидимый. В нем живут ангелы, служители Бога. (Слово «Ангел» означает вестник) Ангел приносит людям весть с неба – сообщение о том, что Бог велит человеку.

У каждого есть Ангел Хранитель, который дается Богом при Крещении. Он всегда с человеком, но когда человек совершает грех, он стоит рядом и плачет. Узнаем, что такое именины и как их отмечать. В честь какого события назвали Седьмой день Творения Воскресенье и как его надо проводить. Заканчивается путешествие по добрым маршрутам Благодарением.

За что же люди благодарят Бога? (За то, что он создал для жизни человека добрый и красивый мир) Каким должен быть человек, чтобы сохранить этот добрый мир? (Человек должен быть послушным, трудолюбивым. любить всех, заботиться о всем живом на Земле и всегда благодарить Творца – Слава Богу)

Методическое пособие с программой;

Музыкальное сопровождение занятий (СД - диск);

Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности;

Рабочая тетрадь используется в комплекте с другими пособиями. В ней представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий.

В пособии имеются наглядные материалы для иллюстрации темы «Православный храм» (книга-хрестоматия 3, страницы 42-55).

Методика работы с пособием

Ценностью детского мира является доброта, ведущим видом деятельности – игра. Автор программы разработала интересную форму преподнесения и усвоения материала – духовное краеведение. Это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы путешествий на основе ценностей православной культуры.

Духовное краеведение представлено двумя формами маршрутов – прогулок по дням творения:

1.Путешествия – прогулки в режиме повседневной жизни детей, где их внимание обращается на окружающий мир природы (в рамках двора детского сада, парка, леса, луга).

2. Путешествия в условиях групповой комнаты, зала (по страницам священной книги Библии, хрестоматии

Цель маршрутов духовного краеведения – открыть детям образы доброго мира – мира Божьего, православные нравственно-этические ценности и их отражение в объектах культуры (литературе, музыке, живописи, а также в детском творчестве.

Сначала на прогулке дети смотрят, разглядывают, вслушиваются в окружающий мир, наблюдают, затем реализуют свое видение мира и явлений в продуктивной и творческой деятельности.

Материал из хрестоматии не читается, а пересказывается, кроме Библейских сказаний. Прогулки желательно сопровождать музыкой М. Мусоргского (см. муз. пособие)

В конце обучения можно организовать выставку рисунков и поделок «Добрый Божий мир». Дети, в качестве экскурсоводов, проведут взрослых по выставке, расскажут о своих работах, прочитают стихи, споют песни.

Формы работы с музыкальным пособием

У детей – образное мышление, а музыка способна раскрасить чувства ребенка, стимулировать и направить их в нужную сторону.

Музыкальное пособие – это не приложение, а часть работы, которая помогает оживить занятие. Варианты работы с муз. пособием могут быть следующие:

1. Музыка может звучать как фон (тихое звучание)

2. Разучивание песен (только после того, как он познакомится с объектом)

3. Движения под музыку.

Музыкальное пособие скомплектовано по прогулкам и темам духовного краеведения. Например: песня «Веселый ветер». Этапы работы: 1. Беседа о ветре. 2. Наблюдение на прогулке. 3. Слушание песни и прохлопывание ритма песни. 4. Фантазируем, развиваем эстетическое восприятие

Золотое правило христианской жизни: «Добро во славу Божию!»

Усвоив его, человек спасет себя. Знакомство детей с духовно-нравственной культурой и традициями наших предков станет своеобразной «прививкой" против зла, бескультурья, безнравственности, научит детей руководствоваться в своих действиях повелениями совести, с любовью относиться друг к другу, ценить и беречь окружающий мир.

В нашем детском саду кружок по программе «Добрый мир» начал работать с октября этого года. Занятия проходят 2 раза в неделю во второй половине дня с детьми старшей группы по письменному согласию родителей.

Предлагаю вашему внимание презентацию «Сотворение мира» по 1 книге программы, где основной мыслью является то, что Господь с большой любовью и радостью создавал свои творения, и мы должны также любить и беречь их. В презентации использованы фотоматериалы из интернета и личного фотоархива моей подруги Ершовой Марины Юрьевны, за что я ей очень благодарна. Музыка композитора Алексея Рыбникова.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 23:35
+35
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...