Лучший педагог года

«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»

Наталья Мерзлякова
«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Духовно-нравственное воспитание происходить благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности, имеющей моральную ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений и главное, у него формируется эмоционально – нравственное отношение к окружающему миру.

Публикация «„Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок“» размещена в разделах

Немаловажную роль в становлении художественно-нравственной личности ребенка играет чтение и обсуждение русских народных сказок. Сказка – любимый литературный жанр малышей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподнести ребенку высокие нравственные истины. Самой природой заложено в ребенке проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы постичь его, чтобы найти среди его сложностей свое место в жизни. И в этом плане сказка – один из лучших помощников ребенка. Сказка не только «мудрая ложь», но и игра, которая оказывает на малыша духовно-нравственное влияние, пробуждает в нем чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисует в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра. А чтобы закалить душевные силы ребенка, вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывают, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность героев обязательно побеждает зло, каким бы страшным оно не было. Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых высмеивается такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусость, глупость, жадность.

Во многих русских сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и разнообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает дошкольникам взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным героям, а сказочные персонажи дают представление о морали, справедливости.

Эмоциональное проявление детей после знакомства со сказкой показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.

У детей развивается сознательное отношение к делу, воспитывается чувство ответственности, уважение к окружающим, чувство человечности, мужества.

Русские народные сказки – это школа развития вышеперечисленных чувств детей. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Сказка для ребенка – это не только вымысел, фантазия – это особая реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, таинственного.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Слушая русские народные сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказки выражают душу детей духовно-нравственной энергии, поэтому важно создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытание ребенком во время чтения сказки, проявлялись в окружающей реальности.

Возникающие у детей добрые чувства, необходимо развивать, поддерживать, предоставляя ребенку возможность действовать. Педагогам следует позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении русских народных сказок, нашли отражение в жизни. Читая детям русские народные сказки, педагоги активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Публикации по теме:

«В гости к героям русских народных сказок». Конспект НОД по театрализованной деятельности в средней группе«В гости к героям русских народных сказок». Конспект НОД по театрализованной деятельности в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Цель:.

Физкультурное развлечение для детей в средней группе «Путешествие в мир русских народных сказок» Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам и умение их воплощать в играх, желание играть в них. 2. Упражнять в выполнении.

«Снежная сказка» (снежные скульптуры по произведениям русских народных и авторских сказок). Фотоотчёт«Снежная сказка» (снежные скульптуры по произведениям русских народных и авторских сказок). Фотоотчёт Предлагаю вам совершить путешествие в мир «Снежной сказки». Сказка – неотъемлемая часть детства, которая открывает для ребенка целый мир.

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию детей 2–3 х лет с использованием русских народных игр Цели и задачи: • приобщение детей к русской культуре, национальным устоям посредством русских народных игр; • развитие духовно-нравственных.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Маски-шапочки «Герои русских народных сказок»Маски-шапочки «Герои русских народных сказок» Авторское дидактическое пособие «Маски-шапочки героев русских народных сказок» «Герои русских народных сказок» Деревенец Наталья Владимировна,.

План работы по нравственному воспитанию посредством русских народных сказок Сентябрь Тема: Хвастун – храбрец. Сказка «Заяц – хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О. Капицы). Пословицы: Хвались, да назад оглянись;.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Спортивный праздник по мотивам русских народных сказок «Там на неведомых дорожках»Спортивный праздник по мотивам русских народных сказок «Там на неведомых дорожках» в дошкольном отделении «Обучай-ка» Сценарий спортивного праздника «Там на неведомых дорожках…» по мотивам русских народных сказок Задачи.

Проект в первой группе раннего возраста «Сундучок русских народных сказок» Проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Т. С. Ананченко Паспорт проекта: Тема «Сундучок русских народных сказок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 15:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД