«Физкультурно-оздоровительная работа»

Татьяна Семенова
«Физкультурно-оздоровительная работа»

"Внедрение здоровьесберегающих технологий"

«Физкультурно-оздоровительная работа»

Разнообразные медицинские, социологические, демографические исследования, показывают устойчивую тенденцию к ухудшению физического и психического здоровья детей, не только в Российском масштабе, но и в частности нашем крае, нашем городе. Значительно увеличилось число показателей в нарушении иммунитета. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов дыхания, нервной системы.

В связи с этим, поставили, изучить проблему формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физкультурно-оздоровительной работы: народные подвижные игры, игровые подражательные действия, использование дыхательной гимнастики, игровой массаж, закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и сами физкультурные занятия.

I. Изучение современных здоровьесберегающих технологий.

За основу взяли «Развивающую педагогику оздоровления» Кудрявцева В. Т. Егорова Б. Б.

Почему это пособие?

Потому что «здоровый ребенок» рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, т. е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как к гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Работая над данным пособием выделили черты, которые характеризуют это направление в общем и целом:

• В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

• Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

• Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

• Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

• Основным направлением развивающей педагогики оздоровления является формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.

Это значит «здоровый ребенок» сам строит для себя здоровое тело.

Только с учетом здоровой психологической целостности можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу, как к гармоничному целому.

При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления:

• Игры, драматизации с медитативной и релаксационной ориентацией;

• Дыхательная гимнастика;

• Звуковая гимнастика;

• Гимнастика для глаз, лица, осанки;

• Точечный массаж.

Изучая методическое пособие, поняли, что применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения).

У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела. Например: имитируя позу «кошечки», ребенок естественно преображается в движении-динамике, а не статике. Не надо ему объяснять, какие мышцы расслабить. В этот момент «включается» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно – именно в такой позе он находился в материнской утробе.

Изучая и работая с использованием «Развивающей педагогики оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова выделили для себя главные принципы:

• Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечения ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечно-сосудистой системы и ЖКТ.

• Принцип формирования осмысленной моторики. Движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.

• Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

• Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Приведем примеры:

- В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холодно-тепло», они при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель, указывая на недомогающего ребенка, обращается к детям: «Ребята, а где горчичники? Давайте же поможем человеку». Дети, желающие помочь заболевшему товарищу, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают «прогревать» намного эффективнее, чем настоящие – проявляется эффект эмоциональной отдачи.

- В массовой практике физкультурно-оздоровительной работы обычно игнорируются те тонкие смысловые ориентировки, которые определяют постановку у ребенка правильной осанки. Этап их формирования как бы «проскакивается», осанка «ставится» тренажно-механическим способом «в готовом виде». Взрослый постоянно подчеркивает, что сидеть прямо – значит сидеть красиво, но почему это так для детей остается далеко неочевидным, если приводит к тому, что она, не успев закрепиться, перерастает в патологическую.

Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений: «Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений: «лошадка перед прыжком», «тяжелоатлет в рывке», «Скульптор и глина» (один ребенок создает «скульптуру» из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок, имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз – «перевертышей» («собака на заборе», «кошка в мышиной норе», «пассажир в чемодане», «стояние на потолке») и др. Наряду с этим творчески –развивающим характером должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных – медведя, слона, бабочки, зайчика и т. д.).

1. Спортивный зал для физкультурных занятий оборудование которого:

• Обеспечивает профилактику нарушения осанки, плоскостопия, зрения;

• Способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движения;

• Повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;

• Положительно влияет на психоэмоциональную сферу;

• Приобретен сухой бассейн

2. В группе создан «Уголок здоровья»:

3. В группе создан «Спортивный уголок».

Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую плотность проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Особое внимание мы уделили размещению игровых центров: они не загромождают полезную площадь группы; дети могут свободно пользоваться любым оборудованием спортивного уголка.

Бассейн - плескательница.

Как известно, вода содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательных систем, расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Вода является одним из лучших средств закаливания ребенка.

Занятия с водой акцентируются на индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие формированию у детей желания заботиться о своем здоровье.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, ведь именно закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Какие они? По «Развивающей педагогике оздоровления»?

Требования:

Закаливающие процедуры

• Должны вызывать у ребенка радость.

• Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся ребенку.

Воздушные ванны для тела

1. Ребенок массирует руки, ноги, плечи, грудь.

2. Воспитатель массирует мячом «ёжик».

3. Игра «Я массажист». Дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» на ней различные фигуры.

4. Поглаживающий массаж во время приёма воздушных ванн.

Закаливание носоглотки

1. Полоскание горла прохладной водой (после каждого приема пищи).

2. Игра «Пускаем пузыри» (трубочки и стаканчики с кипяченой водой прохладной водой).

3. Поиграем с дудочками (надуваем).

Точечный массаж

1. Самомассаж БАТК (биологически активных точек кожи) в целях профилактики респираторных заболеваний.

2. Массаж передней и боковой части шеи.

Одно из направлений сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни - формирование культурно-гигиенических навыков: полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности; мыть руки перед едой и после посещения туалета. На первом месте в этой работе стоят занятия, которые помогают выработать у детей положительное отношение к своему здоровью. Такие занятия проводятся по формуле:

• Помоги осознать ребенку, зачем ему это нужно;

• Научи в увлекательной форме;

• Приучай выполнять эти действия ежедневно.

Развивающая педагогика оздоровления дошкольника не может проводиться без участия родителей. Совместное проведение праздников, диспутов, передвижной библиотеки по данному направлению помогает изучить особенности внутрисемейного воспитания ЗОЖ и наметить эффективные формы взаимодействия.

Нами используется метод эффективного закаливания детей в ДОУ:

- сочетание воздушного контрастного закаливания с «комбинированной» дорожкой, которая представляет собой чередование канатной дорожки, ребристой доски, гаревой дорожки, резинового коврика с шипами.

Помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж, профилактика плоскостопия и нарушения осанки.

Проводимая работа еще раз показывает, что обеспечение, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям ДОУ оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников. Результаты работы убеждают, что в нашем ДОУ реализуется модель педагогики оздоровления, основанная на принципах здоровьесберегающей технологии. Все это позволяет говорить не только об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.

Выходные данные:

Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.

Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие / Научный редактор кандидат психологических наук И. Л. Кириллов. - М.: Линка-Пресс, 2000.- 296 с.: ил. ; 60х90 1/16 .-

Публикации по теме:

Физкультура на свежем воздухеФизкультура на свежем воздухе Физкультурно -оздоровительная работа - приоритетное направление работы в нашем детском саду. Этой работе уделяется много внимания. Всем.

Туризм для дошколят Недостаточная двигательная активность - гиподинамия - отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Физкультурно-оздоровительная работа»
Опубликовано: 2 ноября 2012 в 21:48
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...