Лучший педагог года

Консультация «Фонематический слух как основа правильной речи»

Анастасия Олеговна Кондратюк
Консультация «Фонематический слух как основа правильной речи»

Всем известно, что количество детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. К сожалению, не во всех садах оказывается логопедическая помощь. Поэтому большая роль в речевом развитии детей отводится именно воспитателям. При выборе темы выступления, у меня возникло желание рассказать о чем-то полезном, поделиться знаниями и накопленным опытом логопедической работы, который вы сможете применить на практике.

Публикация «Консультация „Фонематический слух как основа правильной речи“» размещена в разделах

Все мы знаем, что в ОО «Речевое развитие» есть подраздел «Звуковая культура речи», одной из задач которого является развитие фонематического слуха. Именно об этом мне и хотелось бы поговорить.

Давайте обратимся к анатомии. Как вы понимаете, что же такое слух? Слух – это способность воспринимать звуки окружающей среды. Он дается человеку с рождения. Физический слух может быть у ребенка в норме, а фонематический нарушен.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющий звуковую оболочку слова. Простыми словами это способность человека слышать и узнавать фонемы (гласные, согласные, то есть различать все звуки речи.

Его называют фонематическим, от слова «фонема», т. е. звук, но не обычный, а имеющий значение. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но при этом не различать всех тонкостей звуков речи : например, для детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом слова «коза» и «коса» будут звучать одинаково. Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Вместо «дом» - «том», вместе «мебель» - «небель».

Однажды, сидя в очереди в поликлинике я наблюдала такую картину. Мальчик спрашивает маму: Что там делают? Мама отвечает: мазки берут. Реакция ребенка: Как это, мозги берут? Фонематический слух – это не про громко или тихо нас слышит ребенок (эту функцию проверяет лор, а про то, как он отличает звуки речи на слух. Это пример о том, как дети воспринимают на слух то, что говорят другие. Еще пример. Я часто слышу, как дети, приходя с прогулки, поют песни, ведь мой кабинет находится рядом с приемной. И вот девочка исполняет всем известную песню «Ягода-малинка». Слова были следующие: такая ты грустинка, холодная корзинка (вместо «холодная как льдинка»). Эти примеры очень хорошо характеризуют имеющиеся нарушения фонематического слуха. При замене одного звука в слове полностью меняется смысл сказанного. Поэтому фонематический слух очень важно развивать с самого детства. Если человек не может различить звуки, вся слышимая речь теряет для него свою осмысленность.

Прямо с рождения ребенка окружает множество самых разных звуков, но слова – речевые звуки – в этой массе наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Ребенок с рождения способен слышать разнообразные звуки, в том числе и речь окружающих, и различать звуки родного и чужого языков. Если гулят в период с 2 до 5 месяцев все младенцы мира одинаково, то лепечут, начиная с 5-6 месяцев, уже на родном языке, произнося звукосочетания, характерные для родного языка. Именно в это время происходит формирование так называемого языкового фильтра, когда кроха начинает усваивать звуковые эталоны родного языка. Чем лучше младенец различает звуки родного языка, тем успешнее развивается его речевая деятельность.

На третьем-четвертом году жизни ребенок начинает замечать неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя сам еще не всегда владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что может привести к отказу от общения, от совместной деятельности.

Фонематический слух начинает развиваться с рождения:

В 3 месяца малыш сосредотачивается на лице говорящего взрослого

В 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого и узнает знакомые голоса

В 5 месяцев адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой. Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним

В 6 месяцев ребенок различает голоса близких и реагирует на свое имя движениями.

В 9 месяцев реагирует на свое имя: на зов оборачивается и приближается к взрослому.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка.

К концу второго года малыш еще не различает правильное и неправильное произношение. Звукопроизносительная сторона речи искажена.

На третьем году жизни ребенок может самостоятельно определить неверно произнесенный звук в собственной речи.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным.

Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Как же понять, что у ребенка есть нарушения фонематического слуха?

Основные симптомы нарушения фонематического слуха у ребенка :

- плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;

- не может поддерживать долгую беседу;

- испытывает трудности при запоминании сложных слов;

- наблюдается дефицит слуховой памяти, т. е. трудности запоминания звуковой информации;

- трудно поддержать беседу, если его отвлекают другие звуки;

- сложно выполнить речевую инструкцию, если она состоит из нескольких пунктов;

- с трудом воспринимает невербальную информацию (без использования слов, например, музыку.

Поэтому учитывая уровень речевого развития и количество детей, которые посещают общеразвивающие группы воспитателям необходимо делать акцент в этом направлении.

Фонематический слух нуждается в тонких настройках. Для того, чтобы ребенок научился слышать и различать звуки родного языка, нужно, чтобы он вообще научился различать звуки. В работе по развитию фонематического слуха дошкольников я советую выделить несколько этапов:

1. Упражнения в различении неречевых звуков;

2. Упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;

3. Упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;

4. Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе мы учим детей слушать и слышать неречевые звуки. Можно продемонстрировать, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке. Мы должны научить слышать и различать звуки, производимые игрушками (бубен и барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик). Сначала контрастные, потом похожие по звучанию. Важно понимать, что даже со старшими дошкольниками не следует брать для подобных упражнений более пяти игрушек. На этом этапе дети тренируются в определении направления звука «Где звенит колокольчик?», «Где пищит цыпленок?». Можно использовать предметы-заместители, например яйца из киндер-сюрпризов, наполненные разными предметами (мелкими камушками, желудями, пуговицами, сухим песком). Затем голоса животных, причем не «пи-пи» и «ко-ко», а настоящие, хорошо записанные голоса животных. Бытовые шумы (звук стиральной машины, пылесос, звуки природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья). Этот этап нельзя пропускать.

На втором этапе при различении низких и высоких звуков, слогов, слов…обычно используют большую и маленькую игрушки. Например, большой мишка рычит грубым голосом, а маленький – низко. Педагог произносит звуки, слоги, слова то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на соответствующую игрушку.

Для различения слов и предложений, произносимых разным по высоте голосом, можно использовать кукол: большую и маленькую, картинки с изображением папы и сына.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи. Например, воспитатель показывает картинку с изображением тапок, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку правильно и неправильно, а они должны будут поднять сигнал, если слово произнесено неправильно. Педагог произносит: «тапки, папки, мапки, тапки». На этом этапе важно научить детей не только различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Здесь следует отметить, что в этих упражнениях можно использовать только те звуки, которые в данный момент правильно произносятся ребенком. Дети повторяют цепочки слогов: ка-та-ма, но-по-то, ду-бо-ва…

На четвертом этапе учат выделять заданный звук среди других звуков. Узнавать его в слогах, словах. Определять место звука в слове (начало, середина, конец). Лучше начать с узнавания и различение простых гласных звуках (у, а, о, и). Звуки ы, э мы даем позже. Анализ и синтез слияния гласных звуков. Затем включаем в работу согласные звуки. Закрепляем представления о твердости-мягкости, глухости звонкости согласных звуков. Учим подбирать слова на заданный звук. Определяем последовательность звуков в слове. Полезно будет использовать игру «Живые звуки».

Развивать фонематический слух у детей важно начинать как можно раньше. В дошкольных образовательных учреждениях работа по этому направлению осуществляется уже с младшей группы. Осуществляя работу по развитию фонематического слуха, учителя-логопеды и другие педагоги ДОУ занимаются профилактикой нарушений письменной речи у детей в дальнейшем.

Кинезиологические упражнения на развитие фонематического слуха

Кинезиология – наука о развитии мозга через движение.

Нам известно, что правое полушарие мозга – гуманитарное, образное, творческое. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они улучшают мыслительную деятельность, способствуют развитию памяти и внимания, способствуют развитию физических качеств.

«Не зевай, слова называй»

Воспитатель предлагает детям встать лицом к воспитателю, поставить руки на пояс и подбирать по очереди слова со звуками о, у, выполняя при этом повороты туловища влево при произнесении слова со звуком о, вправо – при произнесении слова со звуком у. Если задание окажется сложным для ребенка, можно разместить перед ним на мольберте или доске картинки с заданным звуком.

«Ладошка-кулачок»

Воспитатель предлагает детям встать лицом к нему, внимательно слушать и поднимать над головой правую руку со сжатым кулачком, когда услышит согласный звук, поднимать левую руку с раскрытой ладошкой, если услышит гласный звук. После каждого подъема рука опускается. Далее воспитатель произносит звуки. Упражнение может использоваться для дифференциации любой пары звуков в слогах и словах.

«Фонематическая зарядка»

Воспитатель предлагает детям встать лицом к нему, внимательно слушать и касаться коленом правой ноги локтя левой руки, когда услышит согласный звук; касаться коленом левой ноги локтя правой руки, если услышит гласный звук. Далее воспитатель произносит звуки. Упражнение может использоваться для дифференциации любой пары звуков в слогах и словах.

«Длинное-короткое»

Воспитатель предлагает встать лицом к нему, внимательно слушать и касаться за спиной левой рукой пяткой согнутой правой ноги, когда услышит длинное слово; касаться за спиной правой рукой пятки согнутой левой ноги, если услышит короткое слово.

«Не торопись, за ушко берись»

Дети стоят лицом к воспитателю. Внимательно слушают и касаются правой рукой левого уха через голову, если услышат слово со звуком к, касаться левой рукой правого уха через голову, если услышат слово со звуком т.

«Сели – встали»

Воспитатель произносит слоговую цепочку: ца-са-ца. Затем ребенок произносит цепочку, одновременно выполняя следующие действия: произносит слоги со звуком с и приседать, произносить слоги со звуком ц и тянуться вверх на носочках.

«Кенгуру»

Если ребенок слышит звук с, то прыгает на двух ногах, если ш – прыгает, скрещивая ноги.

А какие игры на развитие фонематического слуха используете вы в своей работе?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи»Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи» Цели: Обобщение и систематизация знаний детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года. Создать оптимальные условия.

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фонематический слух как основа правильной речи»
Опубликовано: 23 января 2024 в 06:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД