Папки-передвижки

Формирование двигательных умений у детей 3–4 лет с детским церебральным параличом с помощью нейро-ортопедического костюма

Татьяна Медведева
Формирование двигательных умений у детей 3–4 лет с детским церебральным параличом с помощью нейро-ортопедического костюма

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют около 10% от всех детей-инвалидов. Среди всех нарушений, связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата, самым распространенным является детский церебральный паралич.

ДЦП занимает первое место среди причин, приводящих к инвалидности вследствии неврологических заболеваний в детском возрасте. Данное заболевание наносит значительный моральный и экономический ущерб обществу, так как приводит к снижению адаптационного потенциала, ограничению возможности обучения и приобритения профессии, нарушению социальноых связей, потерей экономической и бытовой независимости индивидуума.

Публикация «Формирование двигательных умений у детей 3–4 лет с детским церебральным параличом с помощью нейро-ортопедического костюма» размещена в разделах

Многие исследователи (Гросс. Бадалян, Семенова) отмечают что необходимо внедрение новых коррекционно-развивающих технологий с использованием средств и методов АФР, направленных на обеспечение компенсации у них дифицита двигательной активности и повышения физического развития. Проблема реабилитации детей больных ДЦП приобретает в настоящее время социального значения.

В настоящее время при реабилитации детей с различными последствиями детского церебрального паралича и характером нарушений опорно-двигательных функций нижних конечностей, как правило, используются комплексные методы реабилитации.

Для достижения данной цели необходимо внедрение новых коррекционно-развивающих технологий с использованием средств и методов АФК, направленных на обеспечение компенсации у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.

В последние годы с детьми применяется нейро-ортопедический костюм «Фаэтон»,который значительно улучшает, равновесие и ориентировку в пространстве, увеличивает активность в движениях и улучшает функцию опороспособности детей.

Цель: Обоснование применения нейро-ортопедического костюма «Фаэтон» и коррекционных упражнений для формирования опороспособности и манипулятивной функции рук.

Для достижения поставленной цели в настоящем исследовании были поставлены следующие задачи. Задачи :

1. Выявить уровень опороспособности и манипулятивной функции рук у детей 3-4лет гемипаретичной формой ДЦП.

2. Разработать и апробировать методику занятий адаптивной физической реабилитации с использованием нейро-ортопедического костюма «Фаэтон» и коррекционных упражнений для детей 3-4лет с детским церебральным параличом в условиях «Сочинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория».

3. Оценить эффективность нейро-ортопедиического костюма «Фаэтон» и развития двигательных умений у детей 3-4 лет с детским церебральным параличом на функцию опороспособности и развития манипулятивной функции рук в процессе педагогического эксперимента.

Объект исследования: Процесс адаптивной физической реабилитации детей 3-4 лет с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: Средства коррекции двигательных нарушений у детей 3-4 лет с детским церебральным параличом.

В основе гипотезы : Предполагается, что использование нейро-ортопедического костюма «Фаэтон» в сочетании с коррекционными упражнениями будет способствовать улучшение функций опороспособности и манипулятивной функции рук у детей 3-4 лет с последствием детским церебральным параличом.

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературы и обобщение передового практического опыта организации и планирование нагрузок на занятиях по адаптивной физической реабилитации.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Контрольные испытания.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Организация исследования.

В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста от 3 до 4лет. Исследуемая группа включала 5 человек с основным диагнозом гемипаретической формой детского церебрального паралича

У исследуемых детей с ДЦП ведущим признаком заболевания является снижение функции опороспособности то мы при разработки методики занятий предусматривалось применение коррекционных упражнений, упражнений для развития реакции выпрямления и равновесия и выполнение физических упражнений в нейро-ортопедическом костюме «Фаэтон»

В подготовительной части занятия по адаптивной физической реабилитации нами разработан комплекс коррегирующих упражнений, состоящих из 15-16 упражнений направленных на формирование вертикального положения туловища, формирования контроля за положением головы и развитии реакции опоры и равновесия рук.

Количество повторений в упражнении 4-5раз, пауза отдыха между упражнениями 6 -10секунд, интервалы между упражнениями – 50-60секунд. В это время выполняют упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и принятия исходного положения для выполнения следующего упражнения, выполняются приемы массажа. Дозировка упражнений зависит от сложности гимнастических поз.

Для профилактики контрактур проводились физические упражнения и с помощью вспомагательных средств. Дляя этой цели применялисьупражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании. Из вспомагательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, использовались валики, лонгеты, воротник Шанца. Они используются для разгрузки и для коррекции патологической позы. Их необходимо использовать 3-4раза в день. Длительность пребывания в специальной укладке завист от тяжести поражения и переносимости процедуры – в среднем равняется 2-4минуты.

В основной части занятия для коррекции функции опороспособности детей 3-4лет использовался нейро-ортопедический костюм «Фаэтон». Нами разработана последовательность методических приемов выполнения двигательных действий в костюме «Фаэтон».

В процессе тренинга, первые пять минут, уделяется внимание на адаптацию ребенка к новым, непривычным для него условиям антигравитационному воздействия костюма, толерантную компрессию мышц, суставов, позвоночника, состоянию дыхания, ощущению схемы тела, выпрямлению грудной клетки, позвоночника, постепенному выпрямлению крупных суставов нижних конечностей. Последующие 10 минут уделяется тренингу по удержанию позы в различных исходных положениях, наиболее доступных для ребенка, в исходном положении на боку, лежа на животе с поднятием туловища с опорой на локти, затем при разогнутых локтевых суставах с опорой на кисти. Осуществляется тренинг на перекаты туловища и конечностей с исходного положения на спине, в положение на боку, на живот и обратно. После достижения стабильности в удержании позы из положения лежа в положение полулежа под углом 15-30°, осуществляется тренинг удержания позы в положении сидя (30-40 секунд). При хорошей реакции перевод ребенка к удержанию позы стоя с поддержкой (1-2 минуты).

Затем проводится тренинг возврата ребенка из положения стоя в положение сидя, перевод в положение лежа, поворот (перекат) ребенка с поддержкой на бок, на живот и в обратном направлении 1-3 минуты.

Добавлялся тренинг раскачивания туловища в костюме «Фаэтон» в исходное положение стоя с упора на край стола – вперед, назад с возможной ротацией вправо, влево, сочетанный поворот головы, (3 минуты).

После адаптации измеряется артериальное давление, пульс, проводится оценка общего самочувствия. И вновь для ребенка проводится тренинг на удержания позы из положении лежа, на боку,на животе и обратно уже без костюма и без посторонней помощи. Ходьба с помощью методиста, самостоятельно вдоль параллельных брусьев – 2-3минуты.

Ходьба с опорой на костыли (ходунки) в течении – 3-5минут на последующих занятиях выполнялась ходьба в костюме вперед спиной, приставными шагами в разных плоскастях.

В заключительной части занятия проводилась упражнения нарасслабления мышц, дыхательные упражнения и игры малой подвижности, способствующие развитию внимания.

ВЫВОДЫ

1. Анализ результатов эксперимента показал что уровень функции опороспособности, развития мелкой моторики и манипулятивной функции рук, силовой выносливости мышц, зрительно-моторной координации испытуемых детей отличается от здоровых сверстников. Обнаруженные двигательные нарушения присуще детям с ДЦП гемипаретической форме.

2. Выявлено положительное влияние применения нейро-ортопедического костюма «Фаэтон» на уровень развития опороспособности и манипулятивной функции рук детей с ДЦП.

3. Проведение занятий с детьми 3-4лет с ДЦП с использованием нейро-ортопедического костюме «Фаэтон» достоверно улучшает опорспособность, равновесие и ориентировку в пространстве, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук и манипулятивную функцию рук исследуемых.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом Внашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские.

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».

Дополнительная общеобразовательная программа «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Пояснительная записка Актуальность. Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние.

Формирование двигательных навыков у дошкольников-необходимое звено в общей системе воспитания детей в ДОУ Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду. Главными формами организации этой жизни в детском.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

Формирование у детей графических навыков и умений в процессе обучения рисованию Технические приёмы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень.

Формирование умений и навыков скольжения по ледяным дорожкам у детей 4–5 лет с помощью игровых упражнений Задача 1: Вырабатывать уверенность в себе при скольжении по ледяным дорожкам Игровые упражнения: «Пройди по дорожке из снега» - упражнять.

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде "формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде"Проект посвящен актуальной.

Отчет по самообразованию по теме «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений» Тема: «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения». Актуальность работы заключается в.

Педагогическая копилка «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование двигательных умений у детей 3–4 лет с детским церебральным параличом с помощью нейро-ортопедического костюма
Опубликовано: 2 марта 2016 в 09:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД