«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры»

Юлия Петренко
«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры»

Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован как логопедами, так и педагогами коррекционных групп.

Формирование лексических навыков приводит к точности словоупотребления и расширению лексических возможностей.

Понимание смысловой стороны слова актуализирует словарный запас у детей.

Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Расширение объема словаря.

Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Работа над новым словом включает следующие этапы:

1) Уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и образом денотата (предмета, признака, действия).

2) Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.

3) Выделение семантических признаков данного слова.

4) Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.

5) Закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении, закрепление синтагматических связей данного слова.

2. Формирование структуры значения слова.

При формировании структуры значения

слова нужно учить детей дифференцировать

значения слов на основе признаков

противопоставления, сходства, аналогии и др.

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

Нормирование лексической системности тесно связано с развитием логических операций: классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

4. Формирование синтагматических связей слова.

Формирование синтагматических связей слова предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.

5. Развитие словообразования.

Формирование словообразования осуществляется в три этапа:

1 этап - закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;

2 этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;

3 этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения, который осуществляется в 2–х планах:

- сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

- сравнение родственных слов.

6. Уточнение грамматического значения слова.

Уточнение грамматических значений: частей речи, одушевленности и неодушевленности, числа, рода и некоторых падежных значений существительных.

Публикации по теме:

Буклет «Скоро в школу» Буклет "Скоро в школу" содержит игровые приемы для использования взрослых (родителей, педагогов)в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста.Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры»
Опубликовано: 11 января 2013 в 20:31
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей группы «Мамы в гости к нам пришли».
Цель : продолжать учить детей выразительному чтению стихов; учить элементам театрализованной деятельности; воспитывать уважительное отношение к взрослым,...
Проект «Звезда по имени Солнце»
Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка» Интеграция образовательных областей :...
Маркеры игрового пространства.
Доброго всем время суток, дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры детей среднего...
Мастер-класс «Подсолнухи в вазе»
Изготовление коллективных работ в летнее время - одно из любимых занятий воспитанников средней группы. Сейчас все работы мы выполняем на прогулке, используя...
Газета-кроссворд для родителей «На родной сторонушке».
В рамках проекта "Казачье житьё-бытьё" для поддержания интереса родителей к теме мы придумали газету-кроссворд с вопросами о родном крае. Задумка нашла...