Формирование количественных представлений у детей с нарушением интеллекта

Татьяна Королькова
Формирование количественных представлений у детей с нарушением интеллекта

Формирование математических представлений у детей с неярко выраженными интеллектуальными отклонениями осуществляется с учётом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания методов обучения математики учитываются возрастные особенности и особенности психологического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:

• величина,

форма,

• цвет,

количество и счёт,

• ориентировка в пространстве,

• ориентировка во времени.

Формирование количественных представлений у детей раннего возраста начинается с выделения отдельных предметов из группы по образцу: «Дай», «Возьми» - такой, как у меня.

Затем детей обучают составлять группы из одинаковых предметов на основе образца:

ребёнок подбирает предметы к образцу, педагог сопровождает его действия словами: «Вот грибок, ещё грибок, и ещё грибок. Вот как много грибов». При этом он выделяет каждый отдельный предмет, отличая увеличение количества предметов, указывает на их множественность и обозначает эту множественность тестом. После того как дети научатся создавать множество из однородных предметов, их учат выделять один и много предметов из группы по подражанию, образцу, составлять множество из однородных предметов, понимать вопрос «Сколько?» и отвечать на него (ответы детей могут быть представлены как в вербальной, так и в невербальной форме). Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке (например, на столе называть предметы или указывать на них, действуя по словесной инструкции.

В следующем году обучения дети учатся выделять два предмета из группы по подражанию и образцу, соотносить количество «один» и «два» с количеством пальцев, а затем называть числительные ОДИН, ДВА. Отвечать на вопрос «Сколько?» Важно научить детей показывать единичные и парные части тела и лица (две руки, две ноги, один нос). В работе по формированию у детей ориентировки на количественный признак используются не только дискретные (предметы, игрушки, но и непрерывные (вода, песок, крупа) множества. Например, педагог даёт возможность детям самим выполнить действия с водой (песком, крупой) говоря при этом: «В большом ведёрке много песка, а маленьком мало», «Здесь много крупы». Большое внимание уделяется составлению равных множеств из разных предметов. При этом используются приёмы приложения и составлении пар. Например, педагог обращается к ребёнку: «Поставь под каждый пенёк грибок», «Возьми ёжиков столько, сколько яблок». Он учит детей прикладывать один предмет одному, понимать выражение «Сколько…. сколько». В целях закрепления представлений о количественном признаке детям предлагаются задание на восприятия количества разными анализаторами. Например, нужно хлопнуть в ладоши столько раз, сколько ёлочек, прыгнуть столько раз, сколько раз взрослый сыграл на дудочке.

В дальнейшем детей учат воспринимать количество предметов в пределах трёх с помощью различных анализаторов, выполнять счётные операции в пределах трёх. Детям предлагаются задания на выделение подмножества из множества предметов: «Возьми столько копеечек, сколько пальцев и показала», «Возьми шишек столько, сколько белок». В целях формирования счётных операций по представлению дети выполняют задания с предметами пределах трёх). Так ребёнку дают определённое количество машин и спрашивают «Сколько у тебя машин?». Потом добавляют ещё одну и вновь спрашивают «Сколько у тебя машин?». Также действуют, убавляя количество предметов. Детей учат решать простейшие задачи на сложения и вычитания: «На лужайке сидел один зайчик, к нему прибежал ещё один. Сколько зайчиков стало на лужайке?» Если дети затрудняются с ответом или предлагают смоделировать данную ситуацию, обыгрывая её с применением игрушек.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Учимся считать
Автор публикации:
Формирование количественных представлений у детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 11 июля 2013 в 19:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фестиваль «Золотой абрикос»
8 июля в городе Донецке впервые состоялся открытый городской фестиваль «Золотой абрикос». Во многих городах имеются праздники, связанные с урожаем той или...
Стихи к музыкальным занятиям, развлечениям
«Ах! Лето! » «Мы растем и крепнем летом, Любим мы его за это! », - На лужайке у реки Прожужжали мне жуки. А мы в шапки нарядимся, И в жуков мы...
Фотоотчёт «Творческие работы детей подготовительной группы»
Лето – чудесная пора для детей. Солнце светит ярко, сильно греет, появляются вкусные ягоды, фрукты. Можно подолгу гулять и гулять. Но, не тут - то было....
Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных...
Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно ли он дышит?...
Фотоотчет «Кукуигрушки мастерим сами, своими руками»
О волшебной стране Кукурузии впервые узнала от Тамары Ивановны Пономаренко. Она увлеченно рассказывала о том, какой творческий проект осуществляется на...