Формирование количественных представлений у детей с нарушением интеллекта

Татьяна Королькова
Формирование количественных представлений у детей с нарушением интеллекта

Формирование математических представлений у детей с неярко выраженными интеллектуальными отклонениями осуществляется с учётом генетического хода развития этих представлений на основе поэтапного формирования умственных действий. При отборе содержания методов обучения математики учитываются возрастные особенности и особенности психологического развития детей. На каждом возрастном этапе с детьми проводится работа по следующим направлениям:

• величина,

форма,

• цвет,

количество и счёт,

• ориентировка в пространстве,

• ориентировка во времени.

Формирование количественных представлений у детей раннего возраста начинается с выделения отдельных предметов из группы по образцу: «Дай», «Возьми» - такой, как у меня.

Затем детей обучают составлять группы из одинаковых предметов на основе образца:

ребёнок подбирает предметы к образцу, педагог сопровождает его действия словами: «Вот грибок, ещё грибок, и ещё грибок. Вот как много грибов». При этом он выделяет каждый отдельный предмет, отличая увеличение количества предметов, указывает на их множественность и обозначает эту множественность тестом. После того как дети научатся создавать множество из однородных предметов, их учат выделять один и много предметов из группы по подражанию, образцу, составлять множество из однородных предметов, понимать вопрос «Сколько?» и отвечать на него (ответы детей могут быть представлены как в вербальной, так и в невербальной форме). Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке (например, на столе называть предметы или указывать на них, действуя по словесной инструкции.

В следующем году обучения дети учатся выделять два предмета из группы по подражанию и образцу, соотносить количество «один» и «два» с количеством пальцев, а затем называть числительные ОДИН, ДВА. Отвечать на вопрос «Сколько?» Важно научить детей показывать единичные и парные части тела и лица (две руки, две ноги, один нос). В работе по формированию у детей ориентировки на количественный признак используются не только дискретные (предметы, игрушки, но и непрерывные (вода, песок, крупа) множества. Например, педагог даёт возможность детям самим выполнить действия с водой (песком, крупой) говоря при этом: «В большом ведёрке много песка, а маленьком мало», «Здесь много крупы». Большое внимание уделяется составлению равных множеств из разных предметов. При этом используются приёмы приложения и составлении пар. Например, педагог обращается к ребёнку: «Поставь под каждый пенёк грибок», «Возьми ёжиков столько, сколько яблок». Он учит детей прикладывать один предмет одному, понимать выражение «Сколько…. сколько». В целях закрепления представлений о количественном признаке детям предлагаются задание на восприятия количества разными анализаторами. Например, нужно хлопнуть в ладоши столько раз, сколько ёлочек, прыгнуть столько раз, сколько раз взрослый сыграл на дудочке.

В дальнейшем детей учат воспринимать количество предметов в пределах трёх с помощью различных анализаторов, выполнять счётные операции в пределах трёх. Детям предлагаются задания на выделение подмножества из множества предметов: «Возьми столько копеечек, сколько пальцев и показала», «Возьми шишек столько, сколько белок». В целях формирования счётных операций по представлению дети выполняют задания с предметами пределах трёх). Так ребёнку дают определённое количество машин и спрашивают «Сколько у тебя машин?». Потом добавляют ещё одну и вновь спрашивают «Сколько у тебя машин?». Также действуют, убавляя количество предметов. Детей учат решать простейшие задачи на сложения и вычитания: «На лужайке сидел один зайчик, к нему прибежал ещё один. Сколько зайчиков стало на лужайке?» Если дети затрудняются с ответом или предлагают смоделировать данную ситуацию, обыгрывая её с применением игрушек.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Презентация на тему Методы работы с блоками Дьенеша и палочками Куизинера Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Учимся считать
Автор публикации:
Формирование количественных представлений у детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 11 июля 2013 в 19:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...