Папки-передвижки

Формирование коммуникативной готовности к школе в ДОУ в условиях ФГОС 

Наталья Власенко
Формирование коммуникативной готовности к школе в ДОУ в условиях ФГОС 

«Формирование коммуникативной готовности к школе в ДОУ»

Подготовила

воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411

г. Новосибирска

Власенко Наталья Павловна

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование. Придя в школу, ребенок должен быть к ней психологически готов. Есть несколько компонентов психологической зрелости дошкольника :

Публикация «Формирование коммуникативной готовности к школе в ДОУ в условиях ФГОС » размещена в разделах

интеллектуальная готовность

эмоционально-волевая готовность

мотивационная готовность

коммуникативная готовность

На последней остановимся подробнее. Коммуникативная готовность сформирована в полном объеме, если ребенок способен устанавливать дружеские отношения, общаться и делать какое-то дело вместе со сверстниками, решать конфликты мирным путем; способен устанавливать контакт с взрослым, признавать его авторитет, понимать и принимать ролевые различия между учителем, воспитателем и родителем.

Всему этому ребенок учится в игре. В дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности. Даже в наш век высоких технологий и рациональных решений!

Именно игра обеспечивает все необходимые условия для полноценного психического развития ребенка: всех его интеллектуальных функций (речи, мышления, памяти, внимания, воображения, и для развития эмоций, воли, коммуникативных способностей, а главное – самосознания и самооценки. Игра обладает огромной побудительной силой (ребенок сам хочет это делать! В ней он осмысливает весь свой жизненный опыт – все, что он узнал, что у него получилось или не удалось – все «встраивается» в игру и «переваривается» и «усваивается» в ней. «В игре не без хитрости»,- говорили в народе.

Игра – мощное психотерапевтическое и психопрофилактическое средство: чувства неприятные можно отыграть, и выход из сложной ситуации найти, и дружеским участием обогатиться. Обучение, «завернутое в игру» тоже дается легче, увлекает и дарит радость! А еще с игрой отлично сочетается другая важная для дошколят творческая деятельность – изобразительная, музыкальная, театрализованная и все, что связано со сказками и детской литературой.

Но напрашивается вопрос: есть ли у ребенка возможность поиграть? И успешен ли он в этом? Есть ли у него друзья, которые радостно готовы откликнуться на игровые замыслы ребенка и щедро поделиться своими идеями? Если этого нет, то педагог должен помочь в формировании необходимой развивающей среды и подборе партнеров по играм. Это важно, потому что именно в игре дети учатся устанавливать и развивать отношения со сверстниками. А это очень полезные способности.

И еще один важный момент. Каждый педагог должен знать сам и донести до родителей дошкольников то, что именно в игре у ребенка формируется желание учиться. Когда ребенок в игре прошел весь путь от действия с предметами – через сюжетно-ролевую игру – к играм с правилами, тогда учиться в школе – это для него естественно, а не вынужденно. Так что игра для ребенка – это очень серьезно!

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Поэтому педагогу во время общения с детьми, находясь рядом с ними, наблюдая и контролируя процесс игр, для формирования коммуникативных навыков необходимо :

•создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

•обучать умению слушать и слышать другого;

•учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

•развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

•воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

А также проводить с детьми беседы, в ходе которых педагогу следует:

•Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.

•Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.

Формировать чувства симпатии между участниками общения.

•Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.

•Научить детей владеть собой.

•Научить умению анализировать ситуацию.

•Объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Так же можно проводить с детьми специальные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков :

Передай апельсин (мячик).

Нужно зажать мяч между шеей и подбородком и передать, таким образом, по кругу. Если падает, то поднять без кистей рук.

Кошки и мышки

Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка - каждый 3 сек. издает звук, и кошка - с завязанными глазами.

Круг, руки участников опущены вниз. И кошка, и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки, и пробежать в том месте уже нельзя никому. Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка - снаружи, мышь победила

Кошки и собаки

2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету. Водящие входят и пытаются найти. Чем они ближе к предмету, тем участники громче издают звуки (мяукают или лают)

Передай мяч

Передать мяч по кругу, но всегда разным способом Кто повторяется - после игры наказывается "фантом"

Почта

Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом (повторяться нельзя). Водящий говорит "Я посылаю письмо из города. (название) в город. (название). Задача участников быстро поменяться местами, а водящего успеть занять место кого-то из них 3-5 мин.

Тренинги на развитие коммуникативных навыков

Найди себе пару.

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т. д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.

Подарок.

Воспитатель говорит:

Сейчас мы будем делать подарки друг другу.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.)

Дар убеждения.

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Доверчивый столб.

Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу. Все собираются в круг. Один участник становится в середину круга и падает назад с закрытыми глазами. Другие ловят его.

Рекомендации для формирования

коммуникативных умений

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности, то ему можно подсказать в стихотворной форме : «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого. (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят. (до свидания)», «Но давно уже от. (имя ребенка) я не слышу слова. (здравствуйте, а слово-то какое, очень дорогое».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

«Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Остановится в круг. Остальные дети, представляя, что они это - его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

«Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье.»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4. Предложите детям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции».

«Лица» - дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое. ;

Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

«Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

«Как ты себя сегодня чувствуешь?»- ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы.

5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме, а затем предложите игры:

-«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т. д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» - один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

«Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи;

произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок я дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру. ;

«Сравнения» - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

8. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т. д.

9. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в любом виде деятельности или в любой игре, где ребенок не один, он учится общаться, у него формируются различные навыки и способы поведения в отношении с другими людьми, развиваются коммуникативные навыки и социальная активность.

Методическая литература

1. Бородина Г. В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа : плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25

2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66–74.

3. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.

5. Гуцалюк Л. Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.

6. Дмитриевская Л. А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.

7. Копылева И. Н. Дошкольное детство : подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96–100.

8. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.

9. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.

10. Смирнова Б. О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.

Публикации по теме:

Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС  Педагогический опыт работы участника Конкурса «Учитель года 2017» воспитателя 1КК Черновой Н. А. по теме: «Формирование навыков сотрудничества.

Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе Адресная направленность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС». И. Н. Маракина, МДОУ «Детский сад № 32 с. Стрелецкое»,.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность метода.

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе (из опыта работы) Дети моей группы в этом учебном году стали первоклассниками. Но они вместе с родителями часто заходят к нам в детский сад и рассказывают.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Обновление центра речевого развития в ДОУ в условиях ФГОСОбновление центра речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС Уважаемые Маамовцы! Рада приветствовать вас на своей страничке! Каждый из нас старается на современном уровне реализовывать государственные.

Семинар практикум для родителей «Формирование у детей 7-го года жизни психологической готовности к школе» Цель: привлечение внимания родителей к проблеме психологической готовности детей к школе. Задачи: 1. Повышать психологическую компетентность.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной готовности к школе в ДОУ в условиях ФГОС 
Опубликовано: 18 марта 2017 в 07:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД