Лучший педагог года

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Денисова
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме. (Слайд №1)

В. А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений. (Слайд №2)

Публикация «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Это является значимым, так как способствует формированию личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социокультурном пространстве. (Слайд №3)

Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания и направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.

Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией. (Слайд №4)

Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения)

Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями и навыками как:

• сотрудничать;

• слушать и слышать;

• воспринимать и понимать информацию;

• говорить самому. (Слайд №5)

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.

У детей с недостатками речи нарушена как звуковая её сторона, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь часто ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами.

У детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции. (Слайд №6)

Коррекция недостаточно развитой коммуникативной компетентности детей с ОВЗ направлена на изменение системы ценностных ориентаций личности ребенка и включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОВЗ, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные задачи коррекции:

1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

(Слайд №7)

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией воспитательно-образовательной работы, спецификой пространства общения.

Для формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия:

- наличия базы, создание условий для работы с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

- интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер

- использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;

- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ;

- работы с родителями, т. к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность. (Слайд №8)

Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.

С систему коррекционной работы включаются различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учатся различным средствам вербальной и невербальной коммуникации, учатся определять разные эмоциональные состояния людей.

Это могут быть такие задания как:

• проигрывание этюдов;

• инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний;

• свободное и тематическое рисование;

• музыкальное сопровождение;

• чтение художественных произведений и обсуждение стихов;

• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

• импровизация;

• рассказы детей;

• сочинение историй и т. п.

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:

- для развития умения устанавливать контакт с собеседником;

- для совершенствования у детей общаться без слов;

- для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;

- для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;

- для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;

- для закрепления коммуникативных умений у детей. (Слайд №9)

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений.

Эффективность созданных педагогических условий в наибольшей степени способствует эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.

В группах и кабинетах специалистов имеются игровые, музыкальные уголки, уголки по ИЗО.

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают полки и стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей. (Слайд №10)

Важное значение имеет сотрудничество с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника с ОВЗ.

Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Необходим комплексный подход в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей.

С этой целью проводятся родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки. (Слайд №11)

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Только систематическая и целенаправленная работа может привести к изменению показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников.

В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОВЗ значительно уменьшаются, что в дальнейшем поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения, коммуникативной готовностью к школе.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ средствами изодеятельности В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону.

Формирование музыкальных способностей, содействие проявлению активности и самостоятельности детей дошкольного возраста На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает.

Формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ Формирование коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья В наш век бурного развития информационных технологий.

Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС.

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях» Современные исследования показали,.

Консультация «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который.

Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Мастер- класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста» Составила.

Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях» Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях» Современные исследования показали,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект «Влияние сказок К. И. Чуковского на формирование речевых способностей детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 г. Луга Автор проекта: Воспитатель: Цыганова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 18 июля 2018 в 11:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД